Портретное различие: в Тверском театре драмы представили спектакль-сторителлинг
«Теллинга» оказалось много, а вот «стори»…
«Сторителлинг» – это, строго говоря, театральный приём, который можно с английского перевести как «рассказывание истории» (story – «история» и telling – «рассказ»). Для поборников чистоты языка назовём его монологом, хотя: во-первых, монолог подразумевает диалоги и большую степень отыгрывания, во-вторых, монолог, вот сюрприз, тоже слово не из славянской группы языков. В общем, в Тверском театре драмы поставили спектакль-сторителлинг «Портрет» по повести Гоголя.
«Вообще сторителлинг – это приём, это не жанр, это передача какой-то информации с помощью истории. К примеру, мы можем поговорить о двигателе внутреннего сгорания, и я расскажу, как моя машина попала в ту или иную ситуацию. В бизнесе часто используется сторителлинг. А вообще рассказывание истории – это же основа коммуникации людей издревле», – рассказал порталу Tverigrad.ru режиссёр спектакля Евгений Кочетков.
Согласно Мейерхольду, пьеса – это только повод для спектакля, тогда в этом случае проза стала поводом для рассказа сюжета с вкраплениями баек. Зрителю представляют первую часть гоголевской повести «Портрет» о жизни бедного художника Чарткова, который внезапно разбогател.
Рассказать обо увиденном на сцене Тверского академического театра драмы, кажется, уместнее всего в фельетоне. Потому право говорить в серьёзном ключе о несерьёзном мы оставим другим любителям панегириков.
Итак, зритель попадает в атмосферу некоего стендап-клуба, в котором повесть Гоголя бойко рассказывают артисты Геннадий Бабинов, Тарас Кузьмин и Дарья Осташевская, сопровождая повествование шутками да прибаутками. То про бутылочку пенного напитка, то про купленных на последние деньги карасей, то про внезапный клад и кристальную честность… Всё это приятно слушать на посиделках в честь какой-либо даты, именуемых капустником. Дарья Осташевская великолепно, как и всегда, поёт, а ей аккомпанируют на синтезаторе и басу соответственно Никита Берёзкин и Константин Василенко.
Памятуя про закрытие на телевидении юмористического шоу с 20-летней почти историей, мне казалось, что эстафету могут и подхватить… Гоголевский юмор в литературном первоисточнике выражен, скорее, в бытовой иронии, а не в буффонаду с лейтмотивом «у тебя такие глаза»… Но на то и режиссёр, чтобы выстроить свою концепцию. Тут и патриотичность песни из саундтрека «Брата-2» (18+), и строки Дементьева и др.
В Твери за два года появилось сразу два спектакля, где используют приём деконструкции – тюзовская «Митина любовь» (16+) и вот теперь «Портрет». В постановке театра юного зрителя разворачивалась история про то, как герои репетируют спектакль по Бунину, т.е. возникал эффект рекурсии. А вот в театре драмы классика становится похожей на пересказ от готовящихся к зачёту студентов. Которые очень боятся, что кому-то станет скучно, хотя сам предмет разговора весьма интересен.
И Геннадий Бабинов, и Дарья Осташевская используют в работе опыт поэтического спектакля «Человек. Или тень». Геннадий Бабинов вкладывает в эпизод со сновидением мощный эмоциональный посыл. Он очень убедительно прищуривается, будто впрямь увидел перед собой призрака. И нарастающий ужас от происходящего, словно в блокбастере, нивелируется напоминанием, что мы в зале и это лишь перфоманс. Тарас Кузьмин, что называется, берёт харизмой и работает, тонко чувствуя аудиторию. Обаяние актёра делает классический текст понятным всем и каждому. В дуэте Бабинова и Кузьмина чувствуется сыгранность. К примеру, в эпизоде с покупкой картины. Тарас Николаевич также замечательно отыгрывает эпизод, когда взваливает на себя невидимую ношу. Талант! Хотелось бы посмотреть драматический вариант этой истории в исполнении всех присутствующих на сценической площадке, включая Берёзкина и Василенко.
А «разговоры на тему» оставим тем, кто и читать-то первоисточник вряд ли будет.
Возрастное ограничение спектакля-сторителлинга – «12+».
Посмотреть его в ближайшее время можно 4, 25 и 27 октября.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти