Православие со школьной скамьи

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Основы православной культуры – одна из новаций современного школьного образования. Хотя в Конституции РФ обозначено, что образование в России имеет светский характер.

Религиозное воспитание со школьной скамьи – чего ожидать и куда движется новая школа? В дореволюционной России в программу образования входил Закон Божий, причем практика его преподавания сложилась такой и породила столько атеистов, что восстанавливать его в первоначальном виде было неразумным, даже по мнению части верующих. Ведь в свое время Закон Божий не уберег от бунта и смуты ни царя, ни Отечество. Мало того, среди революционно настроенных ниспровергателей порядка большинство составляли бывшие семинаристы – то есть люди, непосредственно приобщенные к делу веры.

В перестроечной России знакомство с религиями происходило в школьном курсе религиоведения в 10-11 классах. В новом веке предмет появился в программе под названием «Основы православной культуры». Первоначально он преподавался в 15 регионах России в рамках регионального компонента образования, в том числе с первого сентября 2007 года – в Тверской области. Определение «региональный компонент образования», загадочное для людей, далеких от педагогики, означает, что обучение велось без общей для всех регионов программы и учебников.

В Тверской области преподавание православной культуры вводилось как факультатив по решению директора школы после сбора достаточного количества подписей родителей за введение курса. Преподавателями нового предмета должны были стать выпускники кафедры теологии ТвГУ и учителя, прошедшие на ней курсы переподготовки и повышения квалификации.

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, идею о введении в школе основ религии или другого эквивалента Закона Божия через три года после начала эксперимента больше всего не одобряли столичные жители – москвичи и петербуржцы (43%), мужчины (48%), молодежь до 24 лет (42$%) и обладатели среднего образования (49%). Наибольшее одобрение намерения по введению в школьную программу основ религии вызвали у пожилых (65%) и малообразованных россиян (69%). В Тверской области спустя год нововведение поддержали 59% школ. Соответственно 41% тверичан сочли преподавание основ православной культуры детям ненужным.

Уже в 2006-2009 годах преподавание ОПК в школах было предметом бурных обсуждений, хотя большого накала страстей не случилось. Ведь преподавание велось в рамках факультатива. Потом ситуация изменилась – основы православной культуры были включены в федеральный компонент образования (обязательный характер изучения дисциплины). И вновь Тверская область стала пилотной площадкой для проведения экспериментов в образовании, уже среди 19 регионов России. Эксперимент был запланирован до конца 2011 года, чтобы при условии его успешности в 2012 году распространить опыт на все регионы.

Итак, мы стоим на пороге очевидного нововведения в образовании. Попробуем оценить плюсы и минусы сложившейся ситуации.

Официально было заявлено, что светская суть предмета не должна подменяться религиозным воспитанием, что обучение будет носить подчеркнуто культурологический характер. И все бы ничего, однако учебники, по которым должно вестись обучение тверских школьников, имеют совсем не светский характер. Напротив, изложение материала в них к культорологии имеет весьма далекое отношение. И это беда не только Тверской области, это общероссийское бедствие. В обществе разгорелась яркая полемика по обсуждению текстов пособий.

На официальном сайте Института философии РАН размещено заявление с говорящим названием «Учебник нужен, но его придется переписать с нуля». Экспертами, работающими в Российской академии наук, было названо 6 причин, по которым сделан однозначный вывод о недопустимости использования учебника в школах РФ. Среди них главная – учебник в миссионерском ключе навязывает ученикам религиозную идеологию, что противоречит светскому характеру Российского государства. И ничего удивительного в этом нет, ведь учебники по основам религиозных культур писали представители конфессий. По мнению доктора философских наук А.В. Смирнова, «учебник в нынешнем виде – убогий катехизис, способный вызвать разве что усмешку у любого, кто хоть немного знаком с предметом. Что гораздо печальнее, он вызовет не усмешку, а насмешку, тем более открытую, чем более напористо его станут ʺпроводить в жизньʺ: мы снова наступим на те же атеистические грабли, что и сотню лет назад, дубиной заталкивая в детей православие и прочие религии. Этот учебник способен воспитать разве что средневекового начетника, но никак не гражданина свободной и творческой России, которой предстоит в XXI веке доказать свое право на существование в жестоком соперничестве с Западом».

Учебник по православной культуре написан представителем Русской православной церкви протодиаконом Андреем Кураевым. «Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека?» Эти вопросы называются в учебнике Кураева вопросами культуры, однако найти информацию о них в пособии невозможно. Зато согласно программе преподавания ученики должны заучить православную догматику, порядок богослужений, устройство храма и т. д. Для пущего воцерковления маленьких детей в учебнике используются сказки. Например, читаем: «В сказке про ʺСнежную Королевуʺ Герда молилась в ту минуту, когда ей преградила путь ледяная армия. Точнее, Герда принялась читать ʺОтче нашʺ». И это в учебнике, изданном «Просвещением»! Что говорить о другой подобной литературе…

В тверских школах из ситуации выходят по-разному: одни комбинируют существующие учебники, другие закупают литературу в церковных лавках (!), в некоторых школах на уроках крутят видео религиозной тематики, конспектируют жития святых. Ученики откровенно зевают, им скучно. Между тем в школьном словаре «православка» прочно прописывается наряду с хрестоматийными «физ-рой» и «лит-рой». Спрашивается, какова необходимость подобного преподавания, если ни методического подкрепления, ни психологической мотивации к изучению не создано? Кроме того, религиозное воспитание и изучение православной культуры все-таки разные вещи, и об этом забывать тоже не следует.

Необходимость предмета в школьной программе обоснована тем, что без него ученики якобы не смогут понять религиозного подтекста скульптур Микеланджело или полотен Рафаэля. Часы на ОПК (впрочем, как и на физкультуру, которая теперь должна проводиться не менее трех раз в неделю) отбирают у основных предметов – математики и литературы. А ведь сведения по истории русской культуры давно и прочно прописаны в существующих предметах. Например, иконописные православные каноны изучаются в курсе «Мировой художественной культуры», а Библия и памятники русской религиозной литературы – в курсах литературы разных классов, например, «Житие протопопа Аввакума».

По сути дела, ученику предлагается профанация культурологии. Возникает вопрос: ради чего?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 11

Для комментирования Вам необходимо .

sapfira

Нафиг надо воцерковлять в школе. Если человек считает нужным примкнуть к той или иной вере, религии, вероисповеданию, он это сделает, когда сочтет нужным. Вот, например, в католичестве, крещение (конфирмация, кажися)происходит лет в 14, когда дите уже понимает, нужны ему поповские советы али нет. У нас же с рождения, будто церковь боится утратить раба своего))))) Я как человек не верующий считаю, что пропаганда церковная не нужна, если человек хочет - можно изучить Библию в рамках литературы, а Закон Божий как культурологический феномен, но...пособие должно быть написано мирянином, и преподавание должно вестись не навязчиво, и уж конечно не надо заставлять детей учить "отче наш". ИМХО

0
0
Дядя Паша

Между прочим, в Эуропах уже начинают понемногу умнеть. А у нас - вперёд к средневековью...

Британские школы лишат финансирования за отрицание теории эволюции

Министерство образования Великобритании лишит финансирования школы, в которых креационизм преподается как наука. Об этом в воскресенье, 15 января, пишет The Guardian.

Согласно новому соглашению о финансировании, министр образования сможет лишать бюджетных средств школы, где отрицается учение Чарльза Дарвина, а вместо этого преподается теория креационизма, согласно которой мир был создан Богом.

Кампанию против креационизма в школах активно вели Британская гуманистическая ассоциация (British Humanist Association), а также ряд ученых и натуралистов, в числе которых профессор Ричард Докинз и знаменитый телеведущий сэр Дэвид Аттенборо.

Положения министерства образования коснутся только так называемых " свободных школ " в Англии - учебных заведений, посещение занятий и выбор предметов в которых является произвольным. Такие школы финансируются на деньги налогоплательщиков, однако не контролируются местными властями. Организовать подобную школу может как отдельный человек, так и группа лиц, но учебное заведение должно получить аккредитацию в министерстве образования.

О планах открыть свои собственные школы ранее заявили несколько креационистских групп по всей Англии, в частности, в Бедфорде, Шеффилде и Ноттингеме. Первые «свободные школы» появились в Англии в 2011 году. Чаще всего подобные учебные заведения организуются представителями религиозных групп.

http://3rm.info/19840-britanskie-shkoly-lishat-finansirovaniya-za.html

0
0
    Lechuza

    К вопросу о Ctrl+C Ctrl+V 😉

    Дядя Паша, а ведь Вы сотрудник редакции, так? Может расскажете о своей должности?

    0
    0
      Дядя Паша

      "...К вопросу о Ctrl+C Ctrl+V..." - выражайте свои мысли яснее.

      "...Дядя Паша, а ведь Вы сотрудник редакции, так? Может расскажете о своей должности?.." - выражайте свои мысли яснее.

      0
      0
        Lechuza

        🙂

        0
        0
sapfira

Действительно, у нас государство светское, церковь отделена от администрации правительства, и вера - дело каждого человека. Понятно, что церковь считает необходимым "затащить" в свою паству как можно больше овец, но надо же сохранять и здравый смысл. Только в средневековье считалось, что вера должна быть слепа. И ее самую, кстати говоря, затаскивали отнюдь не мирными способами, огнем и мечом крестили Русь, католичество отличилось Крестовыми похода и инквизицией, ислам многие используют для разжигания межнациональных войн. Вот так-то, а то заладили одно: спасение души, спасение души, а вот про политическую подоплеку как-то забывают.

0
0
Lechuza

Ольга Николаева написала замечательную статью. Но есть что добавить. Во-первых, на мой взгляд, введение в школу такой дисциплины означает неустойчивое положение РПЦ в современном обществе и боязнь повторения незавидной судьбы уничтожения католичества в Европе. Франция, страны бывшего соцлагеря, Англия в некоторой степени и прочие государства становятся разнузданно светскими; естественно, ни о каких Крестовых походах толстому и толерантному европейцу мечтать не приходится. А если нет идеологической составляющей, то нет и госфинансирования. РПЦ без господдержки - лишь аббревиатура.
Во-вторых, собственно идеология. При СССР церкви разрешили свободно работать только во время войны и на время войны. Если углубляться в историю вопроса, то именно с тех времен руководство РПЦ стало назначаться только по одобрении НКВД (КГБ). Есть интересные факты о тверских высокопоставленных священниках, ещё можно найти свидетелей, очевидцев и участников тех событий, но, как обычно, всем недосуг. Второй раз вспомнил о попах Ельцин, пытаясь найти хоть какую-ту идеологию для новой России. Закончилось сигаретами и алкоголем.
Путину же нужна новая современная идеологическая система. Пока ему не до разборок с РПЦ, но как только пройдут выборы, он начнет сражаться с церковниками за каждую конкретную душу электората. Потому-то и выпустили тяжелую артиллерию в лице богомерзкого попа Кураева.
Вывод. Основы православного воспитания означают закат Русской православной церкви и христианства в целом. Что предсказуемо, запланировано и пояснено. И американцами в знаменитом "Духе времени", и русским американцем Ильиным, и советским философом Андреевым.

0
0
Medik

У меня друг татарин- мусульманин, жена литовка-католичка, какую религию должны преподавать их сыну в школе?Да я православный,обычаи как могу соблюдаю,в Иерусалиме был, все русские святые места объехал- но навязывать религию в школе считаю неправильным-все таки так и до черной сотни можно докатиться.

0
0
    Дядя Паша

    Читал где-то, что, не помню в какой стране (помню, что в мусульманской) мелькнула инициатива запрещения проведения религиозных обрядов, причащения (или как оно там?) его к той или иной конфессии до его совершеннолетия.
    Очень правильная инициатива, по-моему. Пусть сам определится, когда будет чем определяться.

    0
    0
subtitle

Все религии по сути разрабатывались, как системы координат для крестьян. Чтобы они знали: убивать-воровать это плохо, а любить-прощать хорошо итд. А чтобы не сомневались, эти постулаты вдалбилвались сызмальства и соблюдались под страхом смерти. Темные были времена. Сейчас вроде лучше. Но тенденции настораживают.

0
0
lamia

Если бы собрали, допустим, три самых численных религии на планете и о каждой рассказали бы в простой и доступной форме, без давления на неокрепшие детские мозги, основные постулаты - я была бы за такой предмет. Но нет - у нас есть только православие, у Андерсена (кто знает, какую веру он исповедал, в Дании-то?) ГГ читает "Отче наш" (небось, еще и на старославянском). Слов нет. Маразм крепчал называется

0
0