Прогулки слона по Калинину и КГБшные «догонялки» на службе инспекторов: воспоминания тверского ветерана ГАИ

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Ветеран ГАИ Владимир Пяткин рассказал, какой была служба Госавтоинспекции в советском Калинине, и с какими необычными ситуациями приходилось сталкиваться сотрудникам.

3 июля 1936 года решением Совета народных комиссаров было принято Положение, давшее начало Государственной автомобильной инспекции. В этот день свой профессиональный праздник – День ГАИ-ГИБДД – отмечает Госавтоинспекция. До создания ГАИ регулировкой дорожного движения занималась милиция, в которую входил Отдел по регулированию уличного движения (ОРУД). Этот отдел сохранился как отдельное подразделение милиции до 50-х годов. До этого времени регулировкой движения ГАИ не занималась.

Только в 1940 году были систематизированы правила дорожного движения. Были разработаны единые для СССР водительские удостоверения, правила технического осмотра транспортных средств. В ГАИ занялись установкой знаков дорожного движения и нанесением разметки на дорогах, также ГАИ стала отвечать за техническое состояние дорог. В 1998 году Указом Президента России правопреемницей ГАИ стала ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Система Госавтоинспекции строилась десятилетиями, регулярно меняясь и адаптируясь под современные реалии. И каждый период её истории был по-своему особенным. Многие моменты становления ГАИ-ГИБДД, как самостоятельной структуры, остаются в памяти тех сотрудников, кто уже давно отдыхает на пенсии. В преддверии 86-летия службы Tverigrad.ru пообщался с ветераном ГАИ Владимиром Петровичем Пяткиным.

Из ГДР в Калинин

Владимир Пяткин поступил на службу в ГАИ в 1973-м году сразу после армии. В город, который тогда носил имя всесоюзного старосты Михаила Калинина, он прибыл из ГДР, где и проходил военную службу. В Госавтоинспекцию он пришел по совету возглавлявшего тогда управление ГАИ Константина Овсянникова.

– В двух кварталах от меня проживал начальник ГАИ Овсянников Константин Константинович. Отец встретился с ним, и тот посоветовал мне прийти на службу, – вспоминает ветеран ГАИ. – До 1979 я стоял на посту, с 1979 стал старшим инспектором, потом мне предложили должность заместителя по политчасти, ну и вот проработал, дослужился до заместителя командира дивизиона.

Это было время, когда личного автотранспорта на дорогах было мало. В основном – автопредприятия, где водители и механики боролись за звания коллективов коммунистического труда, свои достижения отмечали знаками и знамёнами. И отношения в те времена между людьми были иными. Как к работягам, так и к сотрудникам милиции. “Даже когда участковый идёт по своей территории, отношение к сотруднику милиции было лучше, чем сейчас”, – ностальгирует в беседе с корреспондентом Tverigrad.ru Владимир Петрович. Впрочем, даже в те времена полупустых улиц без нарушителей не обходилось.

– Были лихачи, но единицы. Это золотая молодёжь. Всё также как сегодня – дети высокопоставленных чиновников, руководителей. А так – отношение было все равно совершенно другое. Даже КВНы проходили между автопредприятиями, в здании дома офицеров. Это были встречи и с сотрудниками ГАИ, и друг с другом. Друг другу помогали. И даже с нарушителями – сейчас как-то не слышно, что на предприятии кто-то нахулиганит, а в то время даже запись в путевом листе являлась причиной для лишения премии: месячной, квартальной, полугодовой, – рассказывает о быте тех лет Владимир Пяткин.

70-е годы прошлого столетия стали техническим расцветом для службы ГАИ. Ещё за пару лет до этого инспектор замерял скорость автомобиля с помощью секундомера. Но постепенно этот устаревший способ заменяла современная техника – как измерительная, так и автомобильная.

-Я пришел, этот способ уже заканчивался. У нас появились радары «Фара-1». Такая «фара» была, измеритель скорости, самый первый был. У нас две «Волги» было – ГАЗ 24. А самая первая «Волга» была у секретаря Обкома. Все остальные машины помельче были. «Москвичи», «Победы», фургон «Газон», у командира взвода был такой, у второго. Первый командир взвода у меня был Конопля Андрей Савельевич, он меня провожал на учебу в Оренбург в 1973-м году. А второй – Потапенко Леонид Александрович – он как раз начинал тоже с инспекторов, и у него был как раз фургон «Газон», там была надпись ГАИ. На нём разъезжали по предприятиям. Была наглядная агитация, плакаты возили. Потом появились две «кинопередвижки». Показывали на них фильмы по безопасности дорожного движения и первые мультики «Ну Погоди!», – говорит ветеран службы, вспоминая, что пропаганда безопасности дорожного движения активно велась и в те времена.

Андрей Савельевич Конопля, 1976 г. Калинин

Сегодня в Твери уже не встретишь стационарных постов Госавтоиспекции. По мнению верховного руководства Госавтоинспекции, в современных реалиях для таких городов, как наш, они изжили себя. В те же времена будка с надписью ГАИ очень часто встречалась на городских улицах.

– Первый пост ГАИ стоял – сейчас Симеоновская-Трёхсвятская, а тогда Каляева-Урицкая. Это был такой стакан жёлтый, может быть в старых фильмах видели. Потом его передвинули на площадь возле цирка, цирка тогда ещё не было. Потом сдвинули на площадь Революции и последняя стоянка – Тверской-Советская. Я в нём работал, – вспоминает Владимир Пяткин.

Тверичане нашего поколения, родившиеся в 80-е годы, ещё вспомнят стационарные посты на ключевых площадях города. Но мало кто знает, что их строили на Тверском вагоностроительном заводе.

Стационарный пост ГАИ на площади Мира

– Эти посты мы заказывали в цехе опытных изделий, где делали наши специальные вагоны для ракетных установок – на вагонзаводе. Эти посты ГАИ были полностью оборудованы отоплением, вентиляцией. Они стояли на площади Мира, Гагарина, на Комсомольской площади, и площади Конституции, – поделился этим секретом Владимир Петрович.

В начале нулевых на смену стационарным постам пришли камеры видеофиксации. Сегодня нарушения ПДД всё больше выявляют в автоматическом режиме. Но раньше инспектор из потока сам выбирал водителя, “который неправильно себя ведёт”. В том числе и нетрезвых автомобилистов. Пьянство за рулем было проблемой у нас во все времена.

– Было. Ну как сказать. Меня вот учил Валентин Иванов, старший лейтенант он, был старший инспектор. Я уже приехал с Оренбурга, и учились мы либо на площади Революции, либо Тверской – Советская. И вот также в потоке, глядя в глаза проезжающему водителю он выявлял пьяных. Увидит, остановит, и в самом деле тот нетрезв. Мы везли их на экспертизу, на улицу Бебеля, там был наркологический диспансер. И вот за смену 4-5 водителей выявляли. И это нужно их в диспансер отвезти, машину поставить на платную стояку. Машину в то время гоняли сами. Сажаешь водителя и едешь с ним. Если грузовая – то там два места всего. Только у ЗиЛа было три места. А так в основном «Газоны» да «Захары», – вспомнил особенности того времени ветеран ГАИ.

Кстати, именно в то время среди тверских водителей уже начали появляться наркоманы. И перед автоинспекторами и наркологами стояла задача – определять, что водитель употреблял.

– Я уже застал, когда Тимонин Владимир Николаевич главным наркологом области был. Уже в те времена начиналась борьба с наркоманией. И они сами разработали методику, как определять – пьяный водитель, или под воздействием наркотических веществ.

Новый дом Тверской ГАИ

– В новое здание мы переехали в 1982 году. До этого мы располагались на улице Правды, 58 (ныне ул. Новоторжская, район дома № 12, – ред.). Было одноэтажное здание с глубоким подвалом, бывшая усадьба, и здесь располагался сначала отдельный взвод, – рассказывает Владимир Петрович.

Сегодня управление тверской Госавтоинспекции располагается по адресу Волоколамский проспект, д. 7 к. 3. Но строительство этого здания для руководителей того времени было нелёгкой задачей. Чтобы возвести дом для всего Калининского ГАИ, приходилось хитрить. Новые административные здания тогда строить было запрещено, поэтому возведение здания на Волоколамском проспекте “прикрыли” под ширмой строительства лабораторных корпусов.

– Строительство нового здания давалось непросто. С каждого подразделения выделяли помощь строителям. Помочь что-то принести, подвинуть. Но всё же в 1982 году все строевые подразделения, и управление ГАИ, располагавшееся в тесных кабинетах на первом этаже на площади Мира, переехали тоже туда, – поведал Владимир Пяткин. – У нас же ещё было МРЭО ГАИ, там применяли новинки технологии, и под эту марку стройка была завершена. Проводили лабораторные исследования для улучшения безопасности движения в Калининской области.

Инновации для детей

Безопасность детей на дорогах всегда стояла на первом месте. Так есть сегодня, так было 50 лет назад. Правда, раньше не то, что детских кресел не было. Ремней безопасности в машинах ещё не существовало.

– Пока не появились «Жигули», ремней безопасности не было. Даже на первых копейках ремней не было. Это уже потом они появились – по европейским стандартам, – рассказывает Владимир Петрович.

Юные инспектора дорожного движения у ДДМ

Но работа велась и в другом ключе – пропаганда и обучение с самых малых лет. И в этом Калининская область стала новатором.

– Начальником ГАИ СССР был тогда генерал Лукьянов, он к этому делу относился очень трепетно, к детской безопасности. И даже в те времена первый садик в России, в котором появилась площадка, где дети изучали правила дорожного движения, был в Калинине – возле академии ПВО, – вспоминает ветеран ГАИ.

Роторное сердце патруля

Современного гаишника трудно удивить хорошей машиной. Сегодня автопарк тверской ГИБДД на большую часть состоит из современных автомобилей, напичканных электроникой. Вручение новых авто для Госавтоинспекции стало хорошей традицией. Силами областного правительства автопарк минувшей зимой пополнили новеньки “Солярисы”, до этого на вооружение службы встали мощные “Октавии”. Но в советское время транспортное оснащение гаишников не отставало от прогресса. Преследовали нарушителей даже на “Жигулях” с роторно-поршневыми двигателями, которые никогда не шли в гражданский оборот. Эти машины предназначали исключительно для спецслужб.

Владимир Пяткин, 1982 г.

– Когда «Жигули» появились, через некоторое время в Тольятти стали выпускать роторно-поршневые двигатели. Испытательный цех был в Чехове Московской области. С виду – стандартная машина. Но… У директора было два блока, у нас – один. Но даже с одним блоком мы догоняли любого нарушителя. Была очень скоростная машина, – повествует о техническом прогрессе тех лет Владимир Петрович.

Но роторными «Жигулями» скоростной парк Калининского ГАИ не ограничивался. Были на вооружении и «Волги», которые получили в народе прозвище «догонялка КГБ». Для их сборки в свое время даже был оборудован специальный цех.

– Потом появились ГАЗ 3102 с восьмицилиндровым двигателем от «Чайки». Обслуживались они в гараже КГБ. Заливали 95-й бензин. Но машина, конечно же, была мощная, – рассказывает о спецтранспорте того времени Владимир Пяткин.

По городу слона водили

Всем мы на работе или на службе сталкиваемся с курьёзными ситуациями, которые потом остаются в памяти на всю жизнь. Была такая и Владимира Пяткина. Как-то раз ему выпала честь сопровождать по Калинину слона:

– Когда привозили к нам цирк, привезли группу слонов. Привезли их в декабре, и получилось так, что руководитель не успел приехать, а сопровождал слонов с улицы Макарова, там была грузовая станция, сопровождал их помощник дрессировщика. И проходя площадь Капошвара, слон испугался. Там же трамваи скрипят, машины гудят. Он убежал и в районе ДК «Трусова» навёл шороху. Уже было холодно, он забежал в Тьмаку, в реке то вода тёплая, а вышел – стал замерзать. Пытался попасть в ДК, побил там стёкла, выломал дверь. Но тут приехал дрессировщик. Уговорами он доставил его в цирк. Естественно, выступление сорвалось. Целый месяц слона лечили. А мне ещё досталось сопровождать его опять туда же, где его выгружали – по Спартака, по Макарова. Ему сделали специальную шапку войлочную, валенки. Представляете, весь город собрался – в цирке не посмотрели на слона, а тут конец рабочего дня, и тут он идёт по Спартака в валенках и ушанке, машет хоботом, – вспоминает эту историю ветеран ГАИ.

Сегодня служба ГИБДД – это не просто регулировка дорожного движения или разбор ДТП. От оперативности, четких и грамотных действий сотрудников Госавтоинспекции во многом зависят жизнь и здоровье всех участников дорожного движения. Автоинспекторы несут нелёгкую службу днем и ночью, в любую погоду, проявляя мужество, самоотверженность и профессионализм.

– Изучайте законодательную базу, берегите своё здоровье, потому что вы стоите всё же на дороге. И с прискорбием замечаем, что несколько лет назад за год погибших в автоавариях в России – порядка 30 тысяч – как война. Так что люди хоть и мало видят часовых на дорогах, но служба всё равно остаётся сложная, напряженная, требующая внимания, как к себе, так и к водителям, и к другим участникам дорожного движения. Берегите себя, – напутствует молодым сотрудникам Владимир Пяткин.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

30
1
Telegramm Главное Закон и порядок Лонгрид Эксклюзив

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

Николай

прям глаз радуется, когда смотришь на эти лица

7
1