Простушка-огневушка: из искры не разгорелось пламя в новом спектакле Тверского театра кукол
Приглашённый режиссёр из Санкт-Петербурга создал в Твери постановку по Бажову.
В середине августа в Тверском театре кукол прошла сдача нового спектакля «Огневушка», основанного на сказе русского писателя Павла Бажова. В сентябре в учреждении открылся 79-й сезон, и премьера про старателей, ищущих золото, к сожалению, не обещает быть драгоценностью в репертуаре. Не всё то золото, что блестит…
Свою интерпретацию произведения уральского писателя создал режиссёр-постановщик Театра марионеток имени Деммени из Санкт-Петербурга Алексей Уставщиков. Он же автор инсценировки.
Что же смотрится проигрышным в спектакле, созданном для детей? Нужно сразу оговориться, что юные зрители столь же строги к тому, что показывают, как и театралы постарше.
Автор добавил перед основным действием «Огневушки» сцену со старателями в лесу. Понятно, что нужно было подвести к тому, кто такие Федюнька, дед Ефим и др. Однако вступление с артистами перетягивает на себя внимание, хотя и могло быть короче без ущерба для основной части постановки. Ибо в финале отношения этих героев не получают никакого развития, и сюжетные линии просто повисают в воздухе. В принципе с задачей введения в курс дела мог бы справиться и голос рассказчика.
Второй вопрос касается языка произведения. Освежив в памяти оригинал, понимаешь, что у писателя не было столь много всяких нарочито просторечных «чаво», «ничё», «угу» и т.д. Некоторые диалоги напоминали провальную псевдонародную рекламу на ТВ: «а он чё? да ничё! а ты чё?», будто мне сейчас семечки подсолнечника со вкусом руды будут предлагать.
В тоже время режиссёр Алексей Уставщиков и художница Анастасия Кардаш нашли очень интересную форму для обозначения смены мест действия. Декорации выполнили в виде кругов с изображением местности с высоты птичьего полёта, которые при вращении показывали, как меняются локации. Кукла при этом находится в верхней части круга.
Очень многое в сценическом произведении держится на химии главной пары – деда Ефима и Федюньки. Их куклы прекрасно проработаны, а актёры-кукловоды Евгений Титов и Ольга Брузе мастерски управляются с марионетками. Голос Ольги Юрьевны удивительно подходит мальчугану Федюньке, также врезается в память точный жест, когда мальчишка машет рукой, мол: «Ничего, прорвёмся!».
В противовес этому не совсем удачным выглядит воплощение образов отца и мачехи Тюньки. Страшные маски героев идут вразрез с общей концепций, вписываясь лишь в часть сцен. Это, конечно, субъективное восприятие, но эпизоды, когда актёр снимает маску-головы и держит над своей головой, смотрятся как кадры из аниме «Унесённые призраками». В общем, страшноватое зрелище.
Что касается сюжетных плюсов и минусов, то режиссёр и автор инсценировки Алексей Уставщиков грамотно поступил, усложнив историю взаимоотношений отца, сына и мачехи. Это добавляет драматизма и подчёркивает сложность выбора Федюни – покорность, как у отца, или стремление рискнуть и попробовать, как у деда Ефима. Но при этом повторение нескольких сцен затягивает действие. К примеру, песня про Тюньку-Поскакушку в очередной раз звучит почище считалочки из серии фильмов про Фредди Крюгера, т.е. очень навязчиво, хотя суть ясна. И это только один пример.
Про Филина также бесконечная сюжетная линия. В какой-то момент даже начинаешь думать, что вся история об этом ухающем обитателе леса. Ещё одной странностью, хоть убейте, становится то, как он кричит, передвигаясь по лесу: «Ходу, берёзонька, ходу!». Берёзонька?.. Филин с помощью неё летает?.. На Икара не тянет, крылья не деревянные.
Образ самой Поскакушки сильнее всего вызывает недоумение. При современных возможностях театра костюм для актрисы шили будто бы по остаточному принципу. Вроде, однотонность и яркость могли бы играть в плюс, но качество ткани такое, словно это модель на подиуме в конце минувшего века. Оставим более хлёсткие сравнения с танцовщицей определённого жанра, хоть они здесь и напрашиваются. Ну, не впечатляет это, не веришь в сказочную силу этой Поскакушки…
Если провести линию от пролога до момента с Огневушкой, это напомнило какую-то историю из российских 90-х. Сначала разборки братков-старателей, которым только пистолетов за поясом недоставало. Потом танцы а-ля ночной клуб с аляповатыми, немного вульгарными нарядами и светомузыкой. Барина в малиновом пиджаке, «отжавшего» прииск, не хватало.
Так промах с главной героиней перечёркивает достоинства спектакля. Получается, что Федюнька сделал максимум усилий, а Огневушка просто всё проскакала…
Возрастное ограничение – «0+». Ближайшие показы – 18, 20, 21, 22 сентября.
Читайте также – На крыльях любви: в Твери представили премьеру спектакля «Муха-Цокотуха».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти