Протоиерей Александр Шабанов: «Хоспис – это дар божий»

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

В отличие от европейцев слово «хоспис» знакомо далеко не всем россиянам. От идеи создания первого тверского хосписа к ее реализации удалось перейти лишь в прошлом году.

Под будущий стационар паллиативной помощи власти отвели здание бывшего амбулаторного корпуса в поселке Суховерково в 42 км от Твери. Кроме выделенной земли и полуразрушенного строения государство благородной инициативе помогать более не собирается. На обустройство хосписа на 25 мест требуется порядка 150 млн рублей. Однако параллельно с поиском инвестиций для обустройства стационара директор тверского хосписа «Анастасия» Александр Шабанов уже смог запустить мобильную службу хосписа.

Об особенностях паллиативной медицины и хосписной философии, о том, с какими трудностями сталкивается организация подобных учреждений в России, информационный портал Tverigrad.ru беседовал с протоиереем Александром Шабановым, директором первого в Тверской области хосписа, членом Союза журналистов России.

Уйти по-христиански

– Александр Юрьевич, поясните, пожалуйста, как родилась идея создать тверской хоспис.
– Если в двух словах, то в конце 2012 года распоряжением Минздрава России было принято постановление о создании в стране служб паллиативной помощи и развития паллиативной медицины. Хосписы не входят в структуру паллиативной помощи в том виде, в котором это осуществляется в западной,  в частности, практике.
Хоспис – это дом, где человек не просто завершает последние дни своей жизни, а где эти дни завершаются достойным образом. Где внимание уделяется качеству жизни, где человек не должен видеть трех вещей, которые уничтожают человеческое достоинство, – боли, грязи и унижения. Тогда у человека появляется удивительный шанс: при опеке, сострадательном отношении людей – врачей, медсестер, психологов, священников, социальных работников – уйти из жизни, осознанно взвесив всё, что было, расставить акценты, уйти действительно по-христиански.

– Очень выразительная точка зрения…
– Я вообще считаю, что хоспис – это такой дар Божий, который появился в конце ХIX – начале ХХ веков. В России, как и многое, что мы осваиваем последние 20 лет, рождение хосписов сопряжено с целым рядом проблем социального порядка, а также, к сожалению, философского порядка.
Есть два события, между которыми год. 6 февраля 2014 года произошло самоубийство контр-адмирала, а 6 января этого года – самоубийство генерала Кудрявцева. Это люди, о которых стало известно благодаря их положению, воинским званиям. Оба самоубийства связаны с тем, что люди не смогли продолжать жизнь, не получив вовремя обезболивающее. То есть то, что очень тщательно делается при хосписном уходе, будь то выездная служба, будь то стационар.
А в Твери хоспис действительно открывался последние 20 лет. Шли разговоры, но к финалу дело не подбиралось…

– В целом сколько в стране городов, имеющих хоспис?
– Понимаете, в полноценном виде, наверное, хосписов тридцать. Есть еще учреждения, которые себя так называют, но на деле…

Может быть, я сейчас выскажу несколько скандальную мысль, но Россию вообще губят такие вещи, как исключение из правил и двусмысленность.

Когда мы принимаем какие-то правила, а потом говорим, что всё будем делать, как задумано, но в виде исключения что-нибудь такое оставим… А двусмысленность – когда, например, приходит приказ из министерства открыть отделение паллиативной помощи и на месте делают так: быстро меняют вывеску отделения стоматологии или акушерства на отделение паллиатива. И всё.
Врачей, которые прошли бы серьезный паллиатив – московский или петербургский, – пока нет. Де-юре отделение открыто, де-факто еще требуется время для того, чтобы оно заработало в том процентном соотношении, которое необходимо. Для Твери, если не ошибаюсь, необходимо сто паллиативных коек и хоспис на 25 мест – это такая мировая практика, где расчет ведется, исходя из количества жителей, скорости летальности больных, которые туда попадают. Создание хосписа – процесс, требующий очень деликатного и внимательного подхода.

Фото: Марина Евстратий

– Александр Юрьевич, расскажите подробнее о выездной службе хосписа.
– Стационару какое-то время требуется для того, чтобы пройти все необходимые регистрации, лицензирование и самое главное – получить оборудование. На самом деле, когда мне говорят, ну что вы, сейчас кризис, цены на нефть падают, сумасшествие, денег нет… Хоспис – это не финансово затратная стройка. Она происходит единожды – потом ее необходимо только поддерживать. Но сегодня вопрос о стационаре – это вопрос будущего.

Выездная служба – это то, что мы называем сердцем хосписа.

Представьте себе ситуацию, что люди не имеют ни психологической, ни духовной, ни социальной поддержки. Их выписывают из онкодиспансера, и дома они оказываются в одиночестве – родственники в полном смятении. Некоторые не могут ухаживать за своими больными в силу того, что сами по себе условия жизни не дают никаких шансов… Знаете, по мировой практике, за тяжелобольным с онкологией в терминальной (последней) стадии для полноценного ухода требуется четыре человека. У нас бывает, что и полчеловека не хватает. А те сиделки, которые иногда приходят за деньги, выполняют какие-то очень специфические задания. Они просто не подготовлены.
Выездная служба – это как раз та служба, которая работает не только с больными. В некоторых случаях работа с тяжелобольными минимальна, а вот с их родственниками – это уже серьезная вещь, требующая определенного склада ума и духовного настроя.

У тех людей-волонтеров, которые к нам приходят и помогают, есть одна удивительная штука: может быть, им не хватает знаний, какого-то медицинского опыта, но в силу личных качеств они распространяют вокруг себя то, что можно назвать «терапевтическим пространством».

Они лечат присутствием, диалогом. Родственники ввиду большой сложности самой ситуации не всегда к этому готовы. Думаю, выездная служба, как и все это дело, служение, тоже будет развиваться.

Город зрелых людей

– Если вернуться в тверские реалии…
– На данном этапе речь идет о том, чтобы произвести некое изменение в умах людей, которые ответственны, которые считают, что… Не хочу никого обидеть, я прекрасно понимаю, что, например, нужно поднимать тверской хоккей. Да, в Твери будет свой хоккей, но люди будут судить не по наличию спортивно-развлекательных мероприятий, а по тому, что касается непосредственно их.
Это очень серьезная философская вещь, потому что наши антропологические представления о себе, живущих близких, априори будут трансформироваться в зависимости от того, как эти антропологические представления отразятся на нашей собственной судьбе руками наших детей, которые будут видеть наше отношение сейчас, например, к достойному или недостойному уходу из жизни. Если равнодушно будут воспринимать, то и результат будет печальным. Если же мы будем прикладывать усилия – социальные, политические…

– Александр Юрьевич, в чем же кроется главная проблема создания подобных служб?
– Может быть, я рискую, говоря это напрямую, но я глубоко убежден, что такая вещь, как открытие хосписа, связана с личными качествами людей, имеющих влияние на властные структуры, бизнес-сообщество, социальную политику. Потому что до тех пор, пока человек, который действительно представляет собой что-то перед лицом близких своих, перед лицом нации, церкви, не совершает какой-то нравственный выбор, все остается в рамках красивых речей. Или блестящих, но очень быстро заканчивающихся проектов.

Понимаете, можно закрыть предприятие, бар, даже частную школу, а хоспис закрыть будет невозможно.

Потому что люди, однажды поняв… Вот сейчас я занимаюсь выездной службой хосписа и вижу страдания людей – не только тех, кто завершает свой земной путь, но и родственников, которые реально оказываются перед фактом, что ничего не могут сделать. Ничего. Ну, выпросить иногда у медиков трамадольчик (трамадол — сильный анальгетик на основе опиума), отстоять за ним очередь, купить противопролежневый матрас, вызвать скорую… А дальше мы ничего не можем. Это ощущение того, что ты лишен воли, воли к милосердию – ты, в общем-то, хочешь помочь, но лишен воли проявить ее – это, конечно, самое ужасное. Это серьезный удар по сознанию.
Он не был ударом, скажем, лет 20 назад, когда первые хосписы открывались в Москве и Петербурге, а наши соотечественники говорили, зачем это делать, это вообще не свойственно нашему менталитету… Но если нашему менталитету свойственно говорить, что смерть на миру красна, или «вздыхать» об уходящем человеке, «сострадательно» говоря: ну вот, отмучился – и не принимать участия ни в процессе его ухода, ни в том, чтобы сделать его достойным, красивым, то, увы, конечно, мы видим недопонимание, недооценку.
Когда же ситуация изменится, хоспис заработает, когда люди поймут – будет меняться и их философия. Внутри семей, которые страдают от этой проблемы, наступит мир… По данным статистики, которая сегодня более или менее официально опубликована, 300 тысяч россиян встают ежегодно в очередь в онкологические диспансеры с диагнозом инкурабельный (неизлечимый) больной.

– Все-таки в Твери дело продвигается сложно…
– Сложно продвигается в любом регионе России. Трудности были и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Проблемы есть и у наших соседей в Пскове или Самаре. Это процесс, требующий воли людей, усилий, соучастия. Слава богу, мы нашли понимание у областной администрации. Они помогают в том объеме, в котором им позволяет закон, горячо ими любимые всяческие законодательства, указания и тому подобное.

Фото: Марина Евстратий

– То есть еще энное количество времени открытия хосписа нам нужно будет ждать…
– Понимаете, когда люди так абстрагируются: «Отец Александр, вы занимаетесь созданием хосписа, а мы подождем, мы желаем вам всего доброго», – мне немножко жалко таких людей – по той простой причине, что они ведь не запрограммированы… На хоккей мы запрограммированы – нет такого внука, которого бы мы не отдали в хоккейную команду. Мы это знаем. И, значит, проблемы с этим нет. А онкология – это проблема, которая может коснуться любого, и как правило, внезапно. А когда ты достаточно легкомысленно планируешь свое будущее, в случае срыва поправить уже ничего невозможно.
Я глубоко убежден, что все нормальные жители Твери, которых много, которые молоды, целеустремленны, как сейчас говорят, позитивно настроены, понимают, что в городе должны быть какие-то вещи, которые говорили бы: Тверь в духовном, нравственном, отчасти культурном отношении есть место жительства зрелых людей.

Здорово развесить везде шарики, сделать иллюминацию на Новый год… Поставить еще какой-нибудь поставангардистский, постмодернистский памятник чему-нибудь или памятник военным – это тоже хорошо. И собор возводить надо. Но и «дом милосердия» – хоспис – должен быть.

«Бог не в бревнах, а в ребрах»

– Александр Юрьевич, позвольте несколько провокационный вопрос. Если бы вы могли выбирать, то в первую очередь построили бы два-три хосписа или стали бы возводить храмы?
– Вы знаете, отвечу из собственного опыта: я храмостроительством занимался очень плотно, с 1996-го по 2011-й. При помощи православных верующих мы подняли храм, который в народе известен как храм Трех исповедников (Воскресенская церковь на набережной Афанасия Никитина в Твери). Поэтому я знаю, что такое храмостроительство. Если бы сейчас возник такой вопрос, я бы постарался совместить и то, и другое. Если совсем уйти в страну замечательных мечтаний, то я бы построил хоспис, на территории которого был бы храм. И в этот храм ходили бы родственники, близкие людей, помещенных в хоспис. Туда бы ходили волонтеры, люди, которые опытным путем, а не на словах хотели бы понять, в чем тайна человеческого существования, тайна близости неба и земли. Ходили бы все желающие.
По поводу храмостроительства… Я понял намек на провокацию.

Вы, быть может, хотите услышать от меня какие-то философские вещи, но есть одна старая русская поговорка: «Бог не в бревнах, а в ребрах».

Действительно, храмы строить нужно, но не стоит надеяться, что чем больше храмов мы построим, тем больше людей туда придет – и совершится чудо. Чудо будет совершаться в сердцах людей. 300 лет от Рождества Христова никто никаких храмов не строил – строилась церковь. Это уже потом, когда она после эдикта Константина Великого (Константин I, 272 – 337 гг., римский император, сделавший христианство господствующей религией) стала церковью-победительницей, стало возможным заниматься храмостроительством. Но если бы 300 лет церковь не возводилась как тело Христово, не как социальный институт, а мистическое присутствие церкви небесной на земле, то и храмы бы некому было строить.

– Однако у нас сегодня другие условия…
– Мы сейчас находимся в такой ситуации, что пытаемся выстроить церковь земную на подобии церкви небесной, начиная с бревен, а не ребер. Нужно делать и то, и другое. В процентном соотношении, я думаю, это неисчислимо, но стратегия должна быть достаточно внятной – с заботой о людях.
Знаете, когда я был в петербургском хосписе, мы разговаривали с волонтерами и сестрами милосердия. Они рассказали историю, как один молодой человек хотел покончить жизнь самоубийством. Две попытки было. И кто-то из родственников посоветовал просто привести его в хоспис. Он в течение часа походил по палатам, посмотрел… Для молодого человека этого было достаточно, чтобы у него произошла глобальная переоценка ценностей жизни. Ценности того самого мгновения, дыхания, когда ты открываешь дверь, выходишь на улицу и – раз! – понимаешь, что это навсегда, и красивей может уже ничего и не быть… И ты останавливаешься.

Фото: с личной страницы А. Шабанова на facebook.com

– Завершая разговор, часто задаю священнослужителям такой вопрос. Многим, думаю, памятна известная строчка из позднего Высоцкого: «И ни церковь, ни кабак – ничего не свято. Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята!». Александр Юрьевич, как вы думаете, она применима к сегодняшней Твери, жителям города?
– Я понимаю, о чем вы говорите… Само по себе сомнение в отношении церкви нужно очень четко делить на две части: антирелигиозность современного человека и его антиклерикальность (позиция против церкви, которая признает, в отличие от атеизма, существование Бога или сверхъестественных сил, но отрицает положительную роль церкви в общественной жизни). Если первое действительно требует философского осмысления, то второе скорее всего можно интерпретировать и объяснить даже с помощью каких-то социологических подходов.
Но для меня, например, никакой проблемы в этом нет, потому что так было всегда, но в разной мере. Ведь одно из самых поразительных событий, если изучать нашу историю внимательно, это то, что люди, которые в 1917 году совершали революцию, рушили церкви, все были крещеными, воцерковленными. 90% революционеров имели за спиной разного рода или семинарии, или духовные училища. Первый красный флаг был вывешен над Тверской духовной семинарией…

Религиозный кризис приводил и приводит людей к поступкам, не связанным с религией напрямую.

Это нормально, но когда я говорю “нормально”, не значит, что это хорошо. Нормально с точки зрения библейской апокалиптики (учение о последнем времени, суде Божьем). Там всё прописано. И, вы понимаете, в этом очень важный момент – чем темнее ночь, тем ярче должен быть свет звезды. Чем серьезней отступление, чем серьезней апокалиптические настроения, тем более глобально проявление человечности – той самой антропологической составляющей, которая должна разгораться. Но это все должно происходить в отдельном регионе – как в отдельной семье, отдельной школе. Как в отдельной Тверской области строится отдельный хоспис… или не строится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3
0
Социум

КОММЕНТАРИИ 3

Для комментирования Вам необходимо .

благое дело

0
0
Den

Интересно: на 25 мест 150000000 руб
это 6000000 на место ???

0
1

Нынешний хоспис возник не на пустом месте. В свое время в Твери был создан фонд Тверской хоспис святой Марии.Была получена лицензия и в течении трех лет мы оказывали безвозмездную паллиативную помощь больным на дому.Через три года лицензию не продлили.Налоговая служба обложила Хоспис непомерной данью за бесплатно работающих сотрудников.Поддерживал создание Хосписа глава города Александр Белоусов, руководитель лицензионного управления Анатолий Богомолов. Не препятствовала главный врач онкодиспансера Инна Румянцева.Из Германии и США приходила гуманитарная помощь в виде расходных материалов для больных.Планировалось проведение телемарофонов. Подыскивалось помещение для стационара. Рассматривалось помещения в Орше, в Твери, в Лихославльском районе. Проявлял интерес к Хоспису и Губернатор Зеленин, но затем переключил свое внимание на собак и картофель. Так, что стационара Хосписа в Твери не стало. Я очень рад, что сын мной уважаемого врача продолжает нужное людям дело.Буду помогать этому движению.

1
0