Путевые заметки: путешествие к святым местам Селигера

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Дорога прошла через Нило-Столобенскую пустынь, Житенный женский монастырь в Осташкове и Оковецкий источник.

Тверская земля славится своими святыми местами. Здесь находятся и Николо-Малицкий, и Борисоглебский монастыри, и Нило-Столобенская пустынь, и исток Волги, откуда каждый год начинается Волжский крестный ход. Паломнический центр «Селигер» регулярно устраивает поездки к святыням Тверской области. Редакция Tverigrad.ru отправилась в одно из таких путешествий к берегам крупнейшего в Тверской области озера.

О сильном ветре на острове Столобном, роскошном палисаднике Житенного монастыря, уединении храма Смоленской иконы Божией Матери и лебеде на Оковецком источнике рассказывает наш корреспондент.

Монашеская жизнь Нило-Столобенской пустыни

Мужской монастырь на острове Столобном находится под Осташковом, буквально в 25-ти километрах от уютного города русской провинции. В наши дни к святыне ведут два пути: по суше и по воде.

Автомобильная дорога от Осташкова до Ниловой пустыни занимает не больше получаса, от Твери – около трёх. Но так было не всегда, раньше на Столобный добирались лишь по озеру, рассказывает наш экскурсовод Елена Владимировна. Стоит признать, водный маршрут живописен и в солнечную погоду, и в пасмурную.

Однако в этот день мы прибыли на остров по суше. На подъезде к Ниловой пустыни паломников и туристов встречает деревня Светлица. И вот, за крутым поворотом, открывается вид на золотые купола, возвышающиеся над Столобным.

Сильный ветер, привычный для Селигера, срывает платок с головы и поднимает лёгкие клубы пыли над мостом, соединяющим остров с материком. Светлицкая башня, фонарь которой когда-то служил маяком, предваряет вход на территорию монастыря, основанного в конце XVI века и возрождённого в 1991 году.

История Нило-Столобенской пустыни не уместится в одном параграфе школьного учебника. На долю обители выпало многое: и пожар, и приезд императора Александра I, и роль колонии для несовершеннолетних, лагеря для польских военнопленных, армейского госпиталя времён Великой Отечественной войны, дома престарелых и даже турбазы.

В эпоху перестройки было принято решение вернуть святыню церкви. Так, в 1991 году в стенах Богоявленского собора монастыря провели первую за долгие годы литургию.

И вот мы проходим под сводом Светлицкой башни, попадая на территорию 429-летнего монастыря. Далёких 495 лет назад на эту землю ступил преподобный Нил. Позже на месте его землянки была построена каменная часовня, находилась церковь святого пророка Иоанна Предтечи. В наши дни рядом с разрушенным храмом срубили небольшую часовню, где монастырь пытается восстановить колодец Нила Столобенского.

В стенах монастыря сильный ветер со стороны озера как будто утихает, но день всё ещё нельзя назвать по-летнему тёплым. Солнце изредка выглядывает из-за облаков, а к обеду глубокие воды Селигера вовсю начинают играть золотой рябью.

Шум озера сливается воедино с колокольным звоном. На уединенном клочке природы устоялась особенная жизнь монастыря. Каждый в обителе занят своим делом: батюшки проводят службу для прихожан, местные коты радуют туристов и священнослужителей своим мурчанием, рабочие помогают в восстановлении многовековых церквей.

На самом дальнем берегу Столобного возвышается Крестовоздвиженский храм, где в советское время располагалась дизельная станция. Стены церкви пропитались «соляркой». Теперь здесь уже не первый год идут кропотливые работы по восстановлению внутреннего убранства 239-летнего храма.

Работы в Ниловой пустыни проходят вместе с молитвой. Обители служат не только монахи, но и простые верующие. Кто-то помогает монастырю пожертвованиями, а кто-то трудится в его стенах, восстанавливая Крестовоздвиженскую церковь и храм Всех Святых, куда некогда были поставлены мощи преподобного Нила, которые теперь хранятся в главном храме архитектурного ансамбля монастыря – Богоявленском соборе.

Дорога от юго-западной стороны острова, храма Воздвижения Честного Креста Господня, до центрального собора ведёт мимо братского корпуса. Вдоль его стен проходит один из послушников. В руках пироги, видимо, идёт из чайной. Так, на восточном берегу Столобного встречаются толпы туристов и обыденная монашеская жизнь.

Путь до Богоявленского собора проходит мимо архиерейской пристани. Отсюда открывается вид на прибывающие к причалу на материке теплоходы. Напротив возвышается надвратный храм преподобного Нила Столобенского, который в 1751-1755 годах строился на сборные деньги. Возводили его по одному проекту с надвратным храмом Донского монастыря в столице.

Проходя под вратами, над которыми надстроена церковь, мы оказываемся под стенами Богоявленского собора, занявшего центральное место в монастырском комплексе.

История нынешнего собора, построенного на месте прежнего храма, насчитывает более двухсот лет. Именно облик Богоявленского собора и определил стиль всего архитектурного ансамбля монастыря.

– Изначально архитектором должен был стать знаменитый Карло Росси. Храм хотели выполнить в другом, готическом стиле. Однако позже это решение поменялось, – рассказывает экскурсовод, показывая копии эскизов Росси. – Для строительства Богоявленского собора был выбран один из конкурсных проектов Исаакиевского собора в Петербурге, предложенный архитектором Иосифом Шарлеманом.

Подписанный архитектором план собора по-прежнему хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Само возведение центрального храма Нило-Столобенской пустыни контролировал архитектор Анжело Ботани.

– На сегодняшний день это единственный действующий храм монастыря. Именно здесь совершается весь монастырский богослужебный чин. В Богоявленском соборе находятся святые мощи преподобного Нила Столобенского, – делятся в монастыре.

Внешний облик собора поражает своей монументальностью, но внутри охватывают совершенно другие чувства.

Среди белых стен храма выделяется золото алтаря – главного места русских церквей. Благодаря рассеивающемуся свету, падающему с купола, запаху ладана и воцарившейся тишине успокаивается дыхание, наступает чувство умиротворения.

В соборе прихожане прикладываются к святым мощам преподобного Нила Столобенского и обращаются с молитвой к Богородице, стоя перед Казанской иконой Божией Матери.

Над Богоявленским собором возвышается колокольня, поднимаясь на которую, приходится преодолевать не один десяток ступеней. И вот, когда дыхание уже окончательно сбивается, перед глазами открывается вид на всю Нилову пустынь: на надвратные храмы преподобного Нила Столобенского и апостолов Петра и Павла, Крестовоздвиженскую церковь и храм пророка Иоанна Предтечи.

С золотом куполов монастыря играют искрящиеся воды Селигера. Окрестности утопают в зелени осташковских лесов, бескрайний остров Хачин, вид на который отлично открывается с высоты, поражает своими масштабами. Но нам пора отправляться в дорогу, навстречу к остальным селигерским красотам.

Цветущий палисадник женского монастыря

На другом конце селигерского края, на окраине города Осташков, стоит ещё одна обитель тверской земли, где живут одни женщины. Богородицкий Житенный монастырь, расположившийся на одноимённом полуострове, предваряет путь к Кличену, сосновому острову большого озера.

Дорога до женского монастыря одна – через Осташков. Сворачивая с серых улиц микрорайона на Ленинский проспект, попадаешь в малоэтажную сказку с лепниной на фасадах и резными наличниками, – что, пожалуй, можно увидеть только в русской глубинке.

Как город Осташков относительно молодой – с 1770 года. Однако места эти, действительно, древние и уникальные для Тверской области. По числу святынь со столицей селигерского края может сравниться разве что Торжок или сама Тверь. Здесь и собор Вознесения Господня, и Воскресенская церковь, и старинная колокольня, некогда бывшая частью Преображенской церкви, и надвратный храм Иоанна Богослова и Андрея Первозванного в Житенном монастыре.

Монастырь, где служат только женщины, стал пристанищем для беженцев и детей с мамами, разместившихся в социальной гостинице «Дочки-матери». Последний звонок для воспитанников обители уже прозвенел, и теперь гул детских голосов сменился тишиной.

Мы приехали к Житенному в будний день – перед глазами открывается обыденная монастырская жизнь. В стенах обители продолжаются работы по восстановлению главной святыни – Смоленского собора, возведённого к 1743 году, 280 лет назад. Одна из монахинь принимает новую партию материалов, даёт распоряжения рабочим. Так, по соседству с молитвами живёт привычная мирская жизнь.

В обители проживают около 150 человек, 36 из них – монахини, пять – послушницы. Но есть здесь и другие жильцы, только хвостатые. По палисаднику гуляет серо-белый кот. При виде толпы он прибегает к своей излюбленной уловке, начинает отчаянно просить еду. По упитанным бокам видно – не голодный. Сразу понятно, мы находимся в женском монастыре.

Лёгкую руку монахинь, послушниц и трудниц выдаёт и разбитый в центре обители палисадник. Здесь ещё цветёт сирень, мелькают строгие нарциссы, нежные ландыши, васильки и белые шапки калины.

В дальнем углу сада, прикрытая девичьим виноградом, открыта небольшая часовня Нила Столобенского, где каждый из прихожан может приложиться к деревянной фигуре преподобного. Ещё в царские времена Житенный монастырь был мужским, советская власть открыла на его территории молокозавод, и только в 2002 году обитель вернулась к привычному для себя укладу, только уже в роли женского монастыря.

Проходя мимо монастырской чайной, где одна из матушек вышивает на пяльцах, другая читает книгу, а кто-то просто разговаривает, мы покидаем территорию обители, чтобы долго не нарушать её покой. Теперь дорога ведёт к Оковцам, ещё одному святому месту селигерского края.

Скрытый от людских глаз храм

Вдали от городской суеты, в деревне Оковцы, что под Селижаровом, стоит старинный храм Смоленской иконы Божией Матери, основанный в 1539 году, каменные стены которого возвели в 1751 году. Над церковью возвышается и почти целуется с безоблачным небом колокольня.

В советские годы храм, как и многие другие православные святыни, был закрыт и пришёл в упадок. И уже в наше время там начались работы по восстановлению, которые продолжаются до сих пор. Однако богослужения уже идут в отремонтированном приделе, куда нам удалось попасть.

Вы когда-нибудь были в отдалённом от больших городов храме в сельской глуши? Ощущения особенные. Здесь своя, иная жизнь. Одна из прихожан, видимо, местная жительница, заказывает молебен. И даже большая группа туристов не мешает её диалогу с продавщицей в церковной лавке.

Несмотря на небольшие размеры церкви, её внутреннее убранство нельзя назвать скромным. Небесно-голубые своды расписаны ликами ангелов, деревянный алтарь украшен искусной резьбой местных мастеров. И чувства здесь переполняют даже больше, чем в золотых столичных храмах.

Обогнув храм, мы оказываемся на краю обрыва. За ним нет ничего – только густой лес внизу холма. Деревенская дорога упирается во врата церкви, которая одиноко возвышается над Оковцами. Недалеко от святыни играют дети, они, в отличие от туристов, уже привыкли к красоте вокруг. А, может, также каждый раз восхищаются возвышающимися над зеленью лесов золотыми куполами.

Затерянный в лесу

По пути из деревни мы не выезжаем на региональную трассу, а сворачиваем на лесную дорогу, которая ведёт к Оковецкому святому источнику.

– Раньше можно было проехать по широкой дороге. Теперь же ведет лишь эта – через лес, – уточняет экскурсовод.

Ветви деревьев скребут по корпусу автобуса.

– Едем в лесную глушь, – доносится из салона.

Вдоль дороги вьётся узкий ручей, он соединяет Оковецкий источник и реку Пырошня. Воды в нём коричневатые, торфяные, объясняет гид.

Источник находится в самой гуще соснового бора. По легенде, его открыли в далёком 1539 году, почти пять веков тому назад. В наши дни за святым местом ухаживают монахи и трудники Нило-Столобенской пустыни. За деревянной оградой находятся купель, часовня Оковецкой иконы Божией Матери Спасо-Преображенского скита пустыни, церковная лавка и рубленные дома смотрителей.

Вода в «Оковцах», можно сказать, ледяная. Температура – четыре градуса. Экскурсовод считает, что это один из самых холодных источников Тверской области. Однако, несмотря ни на что, православные христиане продолжают омываться в купели. Даже в этот нежаркий день. Мы же, признаемся, не решились.

Кроме омовения, прихожане всегда могут набрать святой воды. Над ключом настроен навес, от которого ведёт деревянный желоб, по нему и бежит вода. Кристально прозрачная.

У источника можно встретить не только священнослужителей и паломников. В «Оковцах» есть свой совершенно особенный житель – белый лебедь. Его утончённость гармонирует с девственной красотой природы и умиротворением святыни.

Гордая птица привлекает внимание каждого, кто приезжает на родник. Как рассказывают местные, раньше лебедей было двое. Но с одним из них случилась беда, вылетев за территорию, он стал жертвой охотников, выстреливших в него из арбалета.

Для здешних прихожан открыта часовня Оковецкой иконы Божией Матери. Покрестившись, мы вошли внутрь и замерли, как вкопанные. Убранство часовни поражает: лёгкой рукой искусных художников расписаны её своды. Солнечный свет, пробивающийся сквозь стёкла, рисует узоры на стенах, добавляя ещё большего таинства.

В дальнем правом углу заметен кованный дровяной котёл с побелённым кирпичным дымоходом. Запах ладана и печи, ласковый свет из окон, едва слышные разговоры прихожан – в часовне по-настоящему уютно. Так, что даже уходить не хочется.

Ещё чуть-чуть и солнце начнёт проваливаться за горизонт. Пора возвращаться домой. Вековые сосны бора провожают в путь, вновь поглаживая автобус ветвями. Осталось выехать на дорогу, а дальше – Селижарово, Кувшиново, Торжок и Тверь. Есть время осмыслить прошедший день.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

29
1
Telegramm Главное Общество Репортаж Фоторепортаж

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .