Распределение и закрепление на местах: член-корреспондент РАН назвал векторы развития образования в Тверской области
Роман Ростовцев считает, что для молодых людей однозначно есть перспективы в Тверской области.
В Тверской области началась приёмная кампания в вузах, молодые люди спешат выбрать специальность и подать документы. А куда пойти работать будущим профессионалам своего дела? Об этом Tverigrad.ru поговорил с доктором технических наук, членом-корреспондентом РАН, директором тверского филиала Федерального научного центра лубяных культур Романом Ростовцевым.
Роман Анатольевич уверен, что пословица «Где родился, там и пригодился» очень актуальна. И молодёжь, а особенно талантливая молодёжь, может проявить себя в Тверском регионе.
Ни для кого ни секрет, что средний уровень заработной платы в столицах выше, чем в Тверской области. Именно поэтому в последние годы усилился отток молодёжи в Москву и Санкт-Петербург, чтобы получить образования, а зачастую и остаться там. Для тех регионов, которые находятся в непосредственной близости от «метрополий» это особенно актуально.
Именно поэтому в Тверской области уже второй год реализуют госпрограмму «Молодёжь Верхневолжья». Она помогает самореализации молодых людей, раскрытию их потенциала и созданию социальных лифтов.
– Надо сказать, что одна из основных социально-экономических проблем для молодёжи – решение жилищного вопроса также решается с помощью данной программы. Правительством региона и руководством муниципалитетов поощряются молодёжные инициативы и проекты в различных сферах, проводятся открытые слушания инициатив и т.д. – отмечает Роман Ростовцев.
– Что бы вы выделили самое главное в этой работе?
– Необходимо признать, что без реально осязаемого практического результата работы региональных органов управления в части решения проблем зарплаты, жилья, дорог, доступности к комплексному медицинскому обслуживанию, культурному досугу, спортивным сооружениям, газификации, мобильной связи и интернету и т.д., перспективы закрепления молодёжи не только в Твери, но и в Тверской области довольно туманны. Нужно выстраивать взаимоотношения с молодыми кадрами хотя бы на среднесрочную перспективу, поскольку желание остаться в своём регионе есть у большинства выпускников вузов.
Роман Ростовцев долгие годы преподавал в Тверской государственной сельскохозяйственной академии и Тверском государственном техническом университете, входит в государственные аттестационные комиссии.
В настоящее время в регионе по нацпроекту «Образование» проводят многочисленные профориентационные мероприятия, которые помогают молодым людям выбрать будущую профессиональную стезю.
– Что вы думаете по поводу развития в Тверской области образования? Какие лучше всего создавать в регионе вакансии и возможности для тех, кто хотел бы работать в родном крае?
– Больше всего тревожит то, что выпускники школ области хотят продолжать образование в других регионах – это более 50%. При этом вузы, находящиеся в регионе, вполне конкурентноспособны на рынке образования не только среди граждан РФ, но и иностранцев, о чём свидетельствует постоянно растущая доля студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Я думаю, заинтересовать молодёжь в трудовой деятельности на малой родине возможно при создании образовательных кластеров, включающих организации среднего профессионального образования, вузы и активно развивающиеся предприятия реального сектора экономики. В таком случае студенты с начала учёбы будут связаны с производством и своей будущей профессией.
Сейчас в области уже есть немало предприятий, которые активно сотрудничают с образовательными учреждениями. В организациях реального сектора экономики проводят стажировки, практики и трудоустраивают выпускников. Например, на заводе «Электромеханика» в Ржеве, в агропромышленном комплексе «Коралл» в Бежецком районе и др. Но важно создать более широкую сеть предприятий, принимающих студентов, а также поддерживать тесную связь вузов с базовыми предприятиями, не только крупными, но и малыми, насчитывающими 2-3 сотрудников. Студенты должны иметь выбор пробовать себя на этих предприятиях ещё во время учёбы, с перспективой оставаться в них после окончания.
В беседе Роман Ростовцев отмечает, что для молодёжи нужно создавать вакансии во всех отраслях народного хозяйства. Кроме того, заработная плата должна быть сравнима с другими регионами.
– Также существует потребность в реально действующих социальных гарантиях для молодых специалистов, особенно на селе и в маленьких городках области, где, например, обеспечение готовым комфортным жильём экономного уровня является решающим при трудоустройстве, – считает Роман Ростовцев.
– Многие в Тверской области занимаются личным делом и организуют, к примеру, фермы, как вы полагаете, это может помочь молодым людям реализовать свои амбиции и добиться успехов? Или это слишком рискованное дело?
– Да, в последние годы, индивидуальное предпринимательство набирает обороты. Особенно активно это стало проявляться с внесением изменений в трудовое законодательство и введением понятия «самозанятый».
Особое внимание в программе «Молодёжь Верхневолжья» уделяют развитию именно молодёжного предпринимательства. Область готова помогать начинающим бизнесменам во всех отраслях и в сельском хозяйстве, в частности. Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес» проводит консультации по мерам поддержки молодых людей, которые развивают собственное дело в регионе.
Самая трудная задача для самозанятых на селе связана с состоянием сельских поселений, отсутствием современной инфраструктуры, так, например, в некоторых районах, расположенных даже вблизи областной столицы нет интернета, затруднены логистические цепочки, остро стоит проблема дорог.
Добиться успехов можно в любой отрасли, главное видеть цель и стремиться к её достижению. Конечно, риски есть всегда, но, чтобы их увидеть и оценить последствия, нужно учиться, в том числе по дополнительным узкоспециализированным программам.
– В Тверской области достаточно много вузов и колледжей, на ваш взгляд, есть ли в нашем регионе кадровый резерв? Или ещё необходимо делать шаги для того, чтобы «заманить» специалистов в тверские организации?
– Система образования в настоящее время устроена так, что в проведении государственной итоговой аттестации выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования обязательно участвуют представители всевозможных организаций-работодателей, связанных с будущей сферой деятельности выпускников.
Я в течении ряда лет присутствую в качестве председателя государственной аттестационной комиссии на защитах выпускных квалификационных работ и бакалавров, и магистров по техническим специальностям. Могу сказать, что кадровый резерв формируется. Многие студенты выполняют свои исследовательские работы на базе предприятий и организаций профильной сферы, многие, особенно после практики, на выпускных курсах совмещают учёбу и работу и по окончании обучения уже знают, где будут работать. Именно в нашем регионе.
Однако, часть вузов и ссузов не делают всё возможное для закрепления и привлечения молодых людей в нашу область. Это могут быть не только программы образования, направленные на формирование такой мотивации, но и долгосрочные договора о сотрудничестве с предприятиями региона.
– Об этом неоднократно говорили, но пока так и не ввели – что вы думаете о возможностях системы распределения после вузов? Это помогло бы начинающим специалистам определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью?
– К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что молодые люди, получая диплом, не хотят работать по полученной специальности, а ведь на его обучение затрачены значительные государственные или иные средства.
Поэтому, на мой взгляд, возрождение системы распределения выпускников, весьма актуально. Это должно, с одной стороны, обеспечить кадрами все отрасли народного хозяйства в разных регионах, с другой, обеспечить более осознанный выбор выпускниками сферы деятельности. Сейчас эти проблемы пытаются решить через систему целевого набора, но действующее законодательство в этой сфере сильно ограничивает организации по части заключения целевых договоров.
Распределение частично снимет проблему с кадрами, и, конечно же вернёт многих выпускников к деятельности по специальности, но не сделает их деятельность «работой на всю жизнь». Кроме распределения нужно помочь молодому специалисту встать на ноги и «заинтересовать на будущее» через систему социальных гарантий. На мой взгляд, это должно основываться на системном подходе, при флагманской роли государства.
При этом нельзя забывать, что для действенной работы системы распределения выпускников необходимо обеспечить финансовую составляющую вопроса. И хорошо, если это будет не однократная выплата молодым специалистам, а системная оплата труда в размере, обеспечивающем достойное проживание и развитие инфраструктуры в сельской местности. Тогда молодёжь будет не «отбывать» положенные 3-4 года на работе, а действительно работать и получать удовольствие от своей деятельности и стремиться закрепиться на малой родине.
В этом году в Твери последний звонок прозвучал для 2307 выпускников. Все они сдают ЕГЭ, чтобы выбрать для поступления вуз. На 23 июня госэкзамены на 100 баллов сдал 71 выпускников. Хочется верить, что они останутся в Тверском регионе и будут помогать развивать наш край.
Читайте также: Сроки, документы, квоты, бюджетные места и бонусы: особенности приёмной кампании 2022.
Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
"...назвал векторы развития образования..."
На данном этапе в России только один вектор - нулевой, у которого начало вектора совпадает с его концом.
Типа, куплю Ауди, но в салоне только Гранта. Тоже подойдёт. Какая разница ))