Ребёнок в машине: психолог рассказал, как возить детей-непосед без нарушений ПДД
Детский психолог Ольга Павлова дала советы, как обучать детей правилам дорожного движения и как усадить ребёнка в детское кресло.
На «Пилот-Радио» — новый сезон программы «Тверские дороги безопасности». Это совместный проект с Госавтоинспекцией Тверской области. Дорожная ситуация в регионе, ДТП и их разбор, культура вождения и профилактика аварий. Эти и другие темы вы можете услышать в радиоэфире на частоте 102.7 fm. В выпуске программы от 15 сентября гостем в студии были начальник ОГИБДД по г. Твери Сергей Максимихин и детский психолог Ольга Павлова. Темой программы, аудиозапись полной версии программы можно прослушать на сайте «Пилот-Радио» в разделе «Подкасты» — детский дорожно-транспортный травматизм.
Уроки безопасного поведения на дорогах начинаются с детского сада. Правила дорожного движения преподносятся в игровой форме. Но способен ли ребёнок в этом возрасте осознавать полученную информацию?
– Нужно учитывать этапы развития формирования ребёнка и его мыслительные процессы. Если мы говорим про возраст до пяти лет, то здесь формируется и ведущим является наглядно-действенное мышление, когда ребёнок должен работать с предметами. Это должно преподноситься в игровой форме. Есть машина, есть светофор, то есть работа с предметами. На улице можно подойти к светофору, потрогать его, – объясняет Ольга Павлова.
Для детей в возрасте шести-семи лет также следует объяснять ПДД наглядно-образным мышлением. Тогда ребёнок представляет, как это может быть. Здесь работают рассказы, сказки и сопроводительные беседы.
– В 7 лет и старше включается словесно-логическое мышление. Ребёнок уже представляет ситуацию, он может прогнозировать. Может, скажем так, обращаться в прошлое, учитывать опыт предыдущего рассказчика, собеседника или даже свой опыт. В 4 года ребёнок не может так. В 7-8 лет он уже способен это сделать, – уточняет детский психолог.
Если ребенок не посещает детский сад, то ответственность за обучение безопасному поведению на дороге полностью лежит на родителях. Разъяснять ребёнку об этом ребёнку надо с того момента, как только он начинает понимать вас.
– Естественно, когда это свободное передвижение. Не в коляске, а по дороге на ножках. Это должно быть в форме: «Нельзя!». Пока не сформирован понятийный аппарат, только такая форма. Ровно также как нельзя ребёнку баловаться с розеткой. Здесь идёт запрещающего характера рекомендация, строгим голосом, чтобы ребёнок понял, – уточняет гость программы.
Несмотря на усилия государства, пропаганду безопасного передвижения сотрудниками Госавтоинспекции в школах, продолжают происходить факты наезда на детей в придомовых территориях. Дети выезжают на велосипедах на дорогу, выбегают из-за припаркованного транспорта, выбегают за мячами на дорогу. Это происходит потому, что у ребёнка ощущение реальности отличается от взрослых.
– Когда ребёнок находится в игре, он находится в игре. Он не может переключиться на что-то другое. Пока навыков этих нет. Контролировать ситуацию ему достаточно сложно. Не каждому взрослому-то удаётся контролировать своё поведение, находясь в возбуждённом состоянии. Когда ребёнок находится в игровом возбуждённом состоянии, уровень контроля снижается, могут произойти всякие неприятности, – объяснила Ольга Павлова.
Чаще всего подростки нарушают правила дорожного движения по двум причинам: из-за невнимательности и неразвитого чувства опасности, а также из-за так называемого «протеста всему» в определённом возрасте.
– Сегодня дети – в телефонах, там их жизнь. Они поглощены этим пространством. Очень сложно отвлекаются. Что касается отношения к опасности, то оно снижено. В целом отношение к жизни другое, менее реалистичное. Они не так ценят жизнь, отношение к смерти у них тоже другое. Особенно в последнее время смерть стали очень романтизировать. Они не боятся её. Они не могут оценить поэтому опасность в должной степени, – говорит детский психолог.
Если говорить об использовании детского кресла, то работа здесь ведется с родителями, и плоды её – на лицо. С началом учебного года сотрудники ГИБДД проводят профилактические акции, проверяют наличие детских удерживающих устройств. И нарушителей становится всё меньше.
– Профилактика этих нарушений ведётся сотрудниками ГИБДД на постоянной основе. Иногда мы проводим дополнительные адресные мероприятия. Отрабатываем какую-то школу, подъезды к детским садам, – говорит Сергей Максимихин.
Но наличие детского кресла ещё не говорит о том, что ребёнок будет в нём сидеть. Как объяснить ребенку, что детское кресло в машине необходимо и нужно передвигаться только в нём, особенно если дитя – непоседа?
– Вообще ребёнка с рождения нужно укладывать сначала в переноску, потом в кресло. Мы же не учим ребёнка как нужно лежать в кроватке. Он уже с рождения должен находиться в формате этого действия. Если родитель даёт послабление, то ребёнок понимает, что можно иначе. Можно сделать пребывание своё более удобным и комфортным. Раз родитель это одобрил, «зачем я буду мучиться», думает ребёнок, – советует детский психолог.
Нужно учитывать и особенности ребёнка. Есть спокойные дети, которые готовы легко пересидеть большую часть времени в кресле. Есть дети гиперактивные.
– Им правда сложно удержаться, это из-за их физиологических особенностей. Тогда возникает вопрос к родителям, может не стоит совершать такие длительные поездки, мучая своего ребёнка. Либо делать чаще остановки, чтобы у ребёнка была возможность реализовать свою потребность в активности, – говорит специалист.
Отношение родителя к ребёнку индивидуально и нужно находить с ним контакт. Если ситуация является критической, и ребёнок не может усидеть в кресле или же пристёгнутый ремнём безопасности, то нужно искать ближайшее место для остановки.
– Обращаясь к ребёнку с переднего сидения на заднее, просить успокоиться, это не принесёт эффекта. Ни один ребёнок в истерике, так скажем, не услышит. Нужен тактильный контакт, контакт «глаза в глаза». Иначе нет смысла. Бесполезное действие. Нужно достаточно строго обратиться к ребёнку. «Досиди чуть-чуть. Доедем, я тебя отпущу. Это опасно!» Такие слова нужно говорить громко, чётко и понятно для ребёнка, – заключает Ольга Павлова.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти