Реформа муниципалитетов в Тверской области: почему это нужно для жителей?
В Тверской области продолжается процесс реформирования системы местного самоуправления – отказ от недостаточно эффективной, как показала жизнь, двухуровневой системы муниципального управления. На смену районам и поселениям приходят муниципальные и городские округа.
Процесс пошел
В Тверской области процесс укрупнения муниципальных образований и преобразования двухуровневой системы местного самоуправления (муниципальные районы с городскими и сельскими поселениями) в одноуровневую путем образования городских и муниципальных округов начался в 2015 году. За этот период путем объединения городских и сельских поселений создано 5 городских округов: Удомельский, Осташковский, Нелидовский, Кашинский, Вышневолоцкий.
После введения в федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нового вида муниципального образования – муниципальный округ, на территории Тверской области путем преобразования создано 13 муниципальных округов: Андреапольский, Весьегонский, Западнодвинский, Краснохолмский, Лесной, Оленинский, Пеновский, Сандовский, Селижаровский, Лихославльский, Спировский, Рамешковский, Молоковский.
В текущем году, на мартовском заседании Законодательного Собрания области приняты законы о преобразовании в муниципальные округа еще пяти районов – Бельского, Зубцовского, Кесовогорского, Максатихинского и Сонковского.
– Процесс переформатирования системы местного самоуправления будет продолжаться, а Законодательное Собрание готово рассматривать предложения и аргументы территорий. Вместе с тем, переход к одноуровневой системе не является самоцелью, – отмечает председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей ГОЛУБЕВ. – Областной парламент в рамках своих полномочий изучает и поддерживает инициативы о смене статуса территорий, если общественность видит большое количество положительных моментов в создании муниципального округа. Конечно, Законодательное Собрание, как орган, проголосовавший за принятие соответствующего закона, внесенного по инициативе депутатов районных собраний, также берет на себя определенную ответственность за то, чтобы с точки зрения законодательства не было никакого ухудшения для жителей.
От Москвы до самых до окраин
Необходимо отметить, что процессы совершенствования системы местного самоуправления происходят сегодня во многих субъектах Российской Федерации. В одних – уже завершились: например, в Сахалинской и Калининградской областях, в которых сошлись на единообразной форме административного деления, оставив одни городские округа. В других регионах ищут различные варианты для учета интересов населения. Самый яркий пример – Московская и Свердловские области, где в административно-территориальном делении сочетаются и районы, и муниципальные округа, и городские округа.
В том, что причины процесса оптимизации местного самоуправления обусловлены не только чье-либо злой или доброй волей свидетельствует тот факт, что в пресловутый 131-й закон “Об общих принципах организации МСУ в РФ” за время его действия было внесено около 200 правок. Большая их часть касалась разграничения полномочий местной власти и полномочий субъектов Федерации. При этом у главы района, районной администрации и глав поселений ранее также разные полномочия.
Вся эта путаница приводила к тому, что на отдельных территориях властям было не решить, за чей счет зимой чистить от снега автодороги, или ремонтировать колодцы. В одном из сельских поселений из-за недостатка средств в местном бюджете приходилось «скидываться», чтобы заправить пожарную машину. Не росла и налоговая база: основные местные ресурсы – земля, недвижимость, другая муниципальная собственность – лежали мертвым грузом.
Единая структура муниципальной власти, к которой переходят в результате образования городских и муниципальных округов, позволит исключить дублирование функций.
Практика и прагматики
То есть преобразования в системе таких регионов как Тверская область объективно назрели. Единый бюджет, единая муниципальная собственность, лучшая управляемость территории – аргументы, которые специалистами уже проверены на практике.
– В целом, по методике округ выигрывает перед районом. Конечно, когда бюджет единый, когда он в одних руках, он гораздо эффективнее используется на нужды всей территории. То же можно сказать про единую систему муниципального имущества. Очень важно, что, люди не потеряли ни сельских тарифов, ни сельских налоговых ставок, – говорит Олег ДУБОВ, глава Оленинского муниципального округа, который одним из первых инициировал преобразование возглавляемого муниципалитета.
Действительно, двухуровневая система самоуправления создает немало проблем при освоении субсидий и дотаций из регионального бюджета. Перед главами возникала необходимость либо передавать средства в поселения, либо договариваться о передаче полномочий на уровень района. На решение этих вопросов уходит немало времени, что сказывается на сроках реализации нацпроектов, областных и районных программ.
Есть и другая причина отказа от двухуровневой системы самоуправления – дефицит в поселениях достаточно подготовленных кадров. Не секрет, что объединение поселений в округа позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, сократит расходы на содержание управленческого аппарата и минимизирует затраты на проведение избирательных кампаний. Тем более, что региональные власти готовы оказать финансовую поддержку всем вновь образованным муниципальным округам будут предоставлены дотации на каждое сельское поселение. Эти средства пойдут на выполнение социальных обязательств, усилится финансовая поддержка на ремонт дорог, благоустройство, поддержку программ местных инициатив.
Новая система местного самоуправления сделает невозможным перекладывание ответственности с одной администрации на другую. Усилится и степень ответственности глав муниципальных образований перед руководителем региона.
Оппоненты становятся союзниками
Конечно, не у всех отношение к преобразованиям муниципалитетов – однозначно одобрительное. Многие жители (особенно – отдаленных сельских поселений) считали, что объединившись, территории потеряют самостоятельность, как отдельные единицы МСУ. У многих перед глазами – недавний пример реализации 131-го федерального закона, по которому в начале 2000-х годов упразднили немалую часть бывших сельских советов, после чего «съежилась» социальная инфраструктура на территориях, усилился отток населения, а за простейшей справкой жителям пришлось отправляться за десятки километров, «в пределах пешей доступности». Опасаются простые граждане и за сохранение причитающихся селянам льгот и выплат.
– Важно, что инициатива преобразования в муниципальный округ идет именно из района, от людей. Конечно, нужно людям объяснять, что все льготы для льготных категорий населения будут сохранены. Также ничего не изменится для сельского населения в плане доступности органов власти, – отмечает Александр КЛИНОВСКИЙ, вице-спикер областного парламента, председатель комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, который непосредственно занимается реформированием МСУ.
Все существующие преференции у жителей ушедших в историю районов сохраняются: сельские надбавки учителям и врачам, участие в программах «Земский врач» и «Земский учитель», льготы пенсионерам за многолетний труд и другие.
Доступность муниципальной власти для оперативного управления и решения вопросов местного значения также не пострадает. Во всех вновь образованных округах главы первым делом организуют территориальные отделы или оставляют на территориях бывших поселений специалистов от администраций муниципалитетов, чтобы все обращения и просьбы односельчан были оперативно рассмотрены.
Единая структура муниципальной власти упростит диалог власти с жителями. Планируется всемерно сохранить и сельский актив.
– Очень важно, чтобы лидеры общественного мнения сельских территорий: учителя, предприниматели, ветераны-общественники, которые были избраны в представительные органы власти поселений, имели возможность и далее продолжать выражать интересы своих земляков, были востребованы на уровне муниципальных и городских округов, – считает председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей ГОЛУБЕВ.
Продолжение следует
На следующей неделе областной парламент начнет процедуру рассмотрения инициатив по преобразованию в муниципальные округа еще трех территорий.
– Мы закончили все процедуры на сельских территориях по получению необходимых согласований для подготовки соответствующей законодательной инициативы. Осталось рассмотреть вопрос на собрании депутатов Жарковского района. Надеемся, что Жарковский муниципальный район станет муниципальным округом, – говорит глава Жарковского района Андрей БЕЛЯВСКИЙ.
Более сложная задача стоит перед администрациями города Кимры и Кимрского района, города Ржева и Ржевского района, где в ходе преобразований предстоит объединение муниципалитетов. В практике нашего региона уже есть пример объединения поселений, входящих в состав территории муниципального района с уже существующим городским округом – Вышневолоцкий район с городом Вышний Волочек.
– В первую очередь объединение муниципалитетов дает плюсы при участии в региональных и федеральных программах, – считает глава Ржевского района Михаил ПЕТРУШИХИН. – Те программы, которые были запланированы на 2022-24 остаются в полном объеме, что было подтверждено на встрече с Губернатором И.М.Руденей.
Действительно, например, для того, чтобы продолжать газификацию территорий Ржеву и Ржевскому району теперь не нужно будет тратить деньги и время на подготовку двух отдельных проектов, вступление в программы и экспертизы.
Впрочем, житейская мудрость подсказывает жителям муниципалитетов, что польза от реорганизации местного самоуправления будет, в том числе, зависеть и от активности участия населения в общественной жизни своих территорий.
– Состоялось большое количество встреч с лидерами общественного мнения, ржевитянами, жителями Ржевского района. В основном, люди не только задают вопросы, какие будут плюсы от объединения города и района, какие – минусы, но и подсказывают, на какие моменты обратить внимание в переходный период, – отмечает глава города Ржева Роман КРЫЛОВ.
Поиск оптимальных моделей управления местного самоуправления в настоящее время продолжается. При этом очевидно: как бы регион ни опекал муниципалитеты, им нужно расти – в экономике, финансах, благоустройстве, качестве предоставляемых населению услуг. Преодолеть демографический кризис. Преобразование муниципалитетов как раз тот случай, когда форма определит содержание – будущее территорий. И в этом одна из главных причин создания городских и муниципальных округов.
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
В первую очередь это сокращение рабочих мест, которых в сельский поселениях и так нет.
Во вторую - проблемы деревни никому будут не нужны, потому как власти до этой деревни ещё добраться надо. Вернее не надо ей эта деревня.
В третьих - каждая бумажка, справка, теперь за этим в город. А там очередь из таких же бедолаг из других бывших поселений.
Всё, на сёлах, являющимися сельскими поселениями можно поставить крест.
На очереди укрупнение районов. Читай - их смерть.