Решительная, увлечённая и вдохновлённая: Татьяна Куюкина 35 лет руководит Тверской картинной галереей

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

За это время Императорский дворец, где находится учреждение культуры, пережил реконструкцию. И теперь «жемчужина» Тверской области привлекает туристов и жителей Верхневолжья.

«В эту должность я кинулась, как с обрыва!» – Татьяна Куюкина поделилась своими воспоминаниями о начале работы на директорской должности в Тверской картинной галерее, о сложностях реставрации Императорского дворца и о том, какие смелые планы должны воплотиться в жизнь. В Тверском Императорском дворце находится основная экспозиция Тверской картинной галереи, в настоящее время в 50 залах представлено около 2,5 тысяч экспонатов. Ещё совсем недавно всё было не так.

Успеху предшествовал долгий путь, который Татьяна Куюкина как руководитель прошла вместе со своим коллективом. Татьяна Савватеевна начала работать в Калининской (ныне Тверской. – Ред.) областной картинной галерее в августе 1966 года, а в апреле 1988 года коллеги избрали её на пост директора. И уже 35 лет Татьяна Савватеевна развивает художественный музей, который стал одним из символов Тверского региона.

– Вначале я очень мало представляла, что такое директорская должность, хотя думала, что всё знаю. Уже был опыт проведения самых крупных выставок и работы со многими художниками. Сложностью являлись скорее хозяйственные и финансовые вопросы. Многому в этой сфере приходилось учиться. Всё-таки до этого я жила изобразительным искусством, а не административными вопросами, – признаётся Татьяна Куюкина.

С годами коллекция галереи росла, часть залов приходилось отдавать под фондохранилище, была сложность и с выставлением картин. Состояние самого здания дворца оставляло желать лучшего – часть залов затапливало из-за прорывов батарей, по первому и второму этажу пошла плесень по стенам, в кладке появились высолы (соль, которая проступила с влагой. – Ред.). Без конца что-то закрывали на ремонт. В итоге без учёта лестничных площадок, где также представляли произведения искусства, осталось лишь 6 экспозиционных залов.

Выставочный зал на Советской, 54. Коллектив сотрудников. 1988 год. Архив Тверской областной картинной галереи.

По воспоминаниям Татьяны Куюкиной, в то время сотрудники только начинали накапливать знания о дворце, готовили научные статьи, работали в архивах. Сейчас в музейном магазине продаются целые книги об Императорском дворце, а в 90-е годы было непонятно – удастся ли набрать информацию хотя бы на маленький буклетик.

– И я, и мои предшественницы, занимались тем, что добивались начала ремонта дворца. В 1980 году в Калининском облисполкоме было принято решение об этом, но осуществить его никак не получалось. Реставрация была очень дорогостоящей. И я была третьим директором, который эту процедуру завершал. До последнего не верилось, что реставрация пройдёт столь масштабно и удачно. С 1980 по 2012 год мы занимались «пробиванием» этого вопроса, надежда терялась, потом появлялась «зацепочка», и надежда вновь возрождалась. И когда конкурс выиграла петербургская компания «Интарсия», мы думали, что всё будет тянуться долго. Но они приехали довольно быстро и сказали, что нужно освободить здание, потому что начинаются реставрационные работы, – вспоминает Татьяна Савватеевна.

Реконструкции предшествовало составление сложного техзадания, которое готовили ещё в 90-х. Работали с Международным банком реконструкции и развития, который запросил различные данные, в том числе планы на 25 лет вперёд. И, например, посещаемость учреждения предсказывали по очень сложным формулам. Делать такие прогнозы в условиях разрухи 90-х было затруднительно. Но совместными усилиями федеральных и региональных властей документы подготовили.

В 2012 году начался переезд на время ремонта, который должен был пройти «со скоростью ракеты». Встала сложнейшая задача подобрать помещение с подходящими условиями, чтобы хранить там музейные ценности. Удалось найти залы в современном бизнес-центре на Дмитрия Донского, но упаковка, спецперевозка… Бережный перенос неотреставрированной мебели, к примеру. В общем, переезд – это как пожар. А сотрудники перебрались во флигель рядом с дворцом и сели, образно говоря, друг другу на головы.

– Когда «Интарсия» проводила работы, мы бегали смотреть каждый день, удивлялись тому, как преображаются наши залы. Менялась планировка, мы восстанавливали её на период 60-х годов XIX века, а для этого убирали перегородки, возведённые после войны. Я даже по привычке заворачивала в одном месте, где в советское время была лестница, а после реконструкции появилась стена. Когда начались отделочные работы, мы удостоверились, что всё хорошо. Были и другие хлопоты. Пришлось заказывать точные копии картин в жанре «ведута» для парадной лестницы, потому что сквозняки – не режимные условия, не позволяли нам экспонировать там подлинники. Боролись за световой фонарь над парадной лестницей, который проектировщики не хотели делать. Путешественники XIX века писали про лестницу, что она удивительна и будто взмывает ввысь сама по себе, в том числе, благодаря свету. Это и много другое нам удалось отстоять, – поделилась Татьяна Куюкина.

Реставрация стала непростой задачей, т.к. дворец неоднократно перестраивался. Этим занимались великие архитекторы, поэтому сотрудники учреждения старались, чтобы максимально сохранились следы работы всех мастеров: и Петра Никитина, и Карла Росси. Упор делали на реконструкцию конца 60-х годов XIX века, которую проводил первый «реставратор Дворца» – архитектор Александр Рязанов. С тех времён сохранилось больше всего фотографий, рисунков и описаний залов.

В 2017 году прошло торжественное открытие обновлённого Императорского дворца. На церемонию прибыли председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко и губернатор Тверской области Игорь Руденя. С того момента Дворец посетили тысячи человек, в том числе школьники региона по программе «Нас пригласили во дворец», которую реализуют по инициативе губернатора.

Для восстановления всего ансамбля Императорского дворца провели также работы в оранжерее, саду, флигелях. Как отмечает Татьяна Куюкина, очень важно было восстановить полноценный архитектурный комплекс всего Тверского императорского дворца. Сейчас началось проектирование пандуса, который в своё время спускался в сад со второго этажа парадной анфилады. Там проходили археологические раскопки. Также завершается реконструкция хозяйственного флигеля, где будет небольшой кластер для молодёжи.

Картины Витольда Бялыницкого-Бирули. Архив Тверской областной картинной галереи.

Всего в фондах галереи на сегодняшний день находится почти 50 тысяч произведений искусства разных эпох. Для зрителей представлены такие известные мастера русского искусства, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Алексей Венецианов, Григорий Сорока, Валентин Серов, Михаил Нестеров, Витольд Бялыницкий-Бируля и сотни других. Часть экспонатов ждут реставрации. Одна из задач, которая стоит на повестке дня – более широко представить произведения ХХ века. Ведь именно в эту эпоху прославились многие тверские художники и скульпторы.

Частично этот период уже представлен в одном из залов – картина Юрия Кугача «В субботу», отливкой скульптуры «Мальчик с собакой» Олега Комова, который известен по тем памятникам, что стоят в Тверской области. Там же висят работы художников, творивших на Академической даче имени Репина. Но это толика того, что есть в запасниках, своего часа ждут полотна многих калининских живописцев.

В мировой практике Дворцы такого уровня, как тверской Императорский, традиционно наполняют художественными коллекциями, и как подчёркивает Татьяна Куюкина: «Это очень гармоничное решение, которое удалось реализовать и в Твери». Императорский дворец, в котором расположена Тверская картинная галерея, привлекает внимание как туристов, так и самих тверичан. И Татьяна Куюкина уверена, что «жемчужина» Верхневолжья не только стала точкой притяжения, но и акцентировала созданную в XVIII веке архитектором Петром Никитиным трёхлучевую планировку города.

– Многие посетители поражаются и говорят: «Боже мой, а мы постоянно проезжали между Москвой и Петербургом и не знали, что тут такое! И многие не ожидают увидеть здесь такого качества коллекцию и такого уровня музей, – резюмирует Татьяна Куюкина.

Для справки

Татьяна Куюкина родилась в Чите, окончила школу №27 в Калинине. Высшее профессиональное искусствоведческое образование получила на факультете истории и теории изобразительного искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Член Союза художников России и многих комиссий по культуре и искусству.

Под руководством Татьяны Савватеевны завершилась реализация проекта «Создание многофункционального туристического комплекса на территории мемориально-художественного музея Валентина Александровича Серова в «Домотканово», завершается реставрация «Центра культуры и искусства «Дача «Чайка» художника В.К. Бялыницкого-Бирули» в рамках проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России».

За годы своей работы Татьяна Куюкина многократно получала различные знаки отличия. Она награждена почётными грамотами губернатора Тверской области и Комитета по делам культуры Тверской области. Заслуженный работник культуры РФ (1997), почётный работник культуры и искусства Тверской области (2006). В 2009 году Татьяна Куюкина получила почётную грамоту Министерства культуры РФ, а в 2018 году её наградили нагрудным знаком «За заслуги в развитии Тверской области».

Коллектив Тверской областной картинной галереи. Декабрь 2022 года. Архив Тверской областной картинной галереи.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

19
6
Telegramm Главное Интервью Культура

КОММЕНТАРИИ 2

Для комментирования Вам необходимо .

Матвиенко с реальным интересом смотрит. Живой человек, в отличие от всех прочих наших чинуш.

258
2
    kali

    Тот ,кто служил в областном комитете ВЛКСМ еще не такую эмоцию могут изобразить

    6
    1