Родом из Твери. Федор Хитрук
Патриарх мультипликационного кино. Федор Савельевич Хитрук (1917 – 2012).
Кто из нас не знает такие мультипликационные фильмы, как «История одного преступления», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка», «Фильм, фильм, фильм» и, конечно же», «Винни-Пух». Все они появились благодаря Федору Савельевичу Хитруку, который и был их режиссером. Его фильмы были удостоены ряда призов на международных кинофестивалях. Он стал лауреатом Государственных премий СССР и ГДР, народным артистом СССР, организатором и руководителем мультипликационной мастерской на Высших режиссерских и сценарных курсах.
Федор Хитрук родился в Твери 1 мая 1917 года. К сожалению, тверских впечатлений у него осталось не так много. Он прожил в этом городе до шести лет.
Отец Федора Хитрука был не в ладах с царским правительством, принимал участие в революционном движении, отчего приходилось переезжать из города в город. Года за два до Октябрьской революции он с семьей приехал в Тверь. Федор Хитрук вспоминал, что жили они с родителями и старшим братом на главной улице, которую как раз в ту пору переименовали из Миллионной в Советскую. Самое страшное воспоминание оставил памятник, который представлял собой голову какого-то бородатого человека. Уже потом Федор Хитрук узнает, что зовут его Карл Маркс. Отец работал в губисполкоме, занимался вопросами социального обеспечения. В 1924 году его перевели в столицу. В родной город Федор Хитрук приедет только в 1938 году. Он хотел найти дом, где родился и вырос, но ничего у него не получилось. И все же до конца его дней отношение у Хитрука к Твери было особое.
Федор Хитрук в молодые годы мечтал стать и писателем, и композитором, и дирижером. Однако стал мультипликатором. В 15 лет он увидел фильмы Уолта Диснея. Микки-Маус решил его судьбу. Правда, до режиссуры было еще далеко. Федор Хитрук становится художником. Его первым персонажем стал дворник из мультфильма «Дядя Степа».
В 1961 году, в разгар оттепели, Федор Хитрук дебютировал как режиссер. Он был одним из первых, кто понял, что мультипликация – это искусство не только для малышей, но и для взрослых. Фильм «История одного преступления» стал новой вехой в истории не только отечественной мультипликации. Об этом свидетельствуют призы на кинофестивалях в США и ФРГ.
Федор Хитрук вполне мог бы развивать этот успех, работать и дальше именно в такой стилистике, однако жанр мультипликации открывает перед художником такие широкие возможности, что грех было ими не воспользоваться. Следующим мультфильмом стал «Топтыжка», созданный по сказке, которую придумал сам Федор Хитрук. Этот фильм получил «Бронзового льва» на Венецианском фестивале. «Каникулы Бонифация» были удостоены «Золотого пеликана» на фестивале мультипликационных фильмов в Майями. А затем был блистательный «Фильм, фильм, фильм…».
И все же самой известной, самой любимой работой Федора Савельевича Хитрука и его команды стала трилогия о Винни-Пухе.
Именно Федору Хитруку мы должны быть благодарны, что знаем, как выглядели, как говорили и сам Винни-Пух, и Пятачок, и Сова, и ослик Иа-Иа. Надо сказать, что с самого начала Федор Хитрук хотел, чтобы Винни-Пуха озвучивал Евгений Леонов. Однако получилось все не так быстро, как хотелось. Сам режиссер так вспоминал об этом: «Мы пригласили его на пробы. Леонов прочитал сценарий, встал у микрофона и буквально превратился в Винни-Пуха. Я даже художников позвал: смотрите быстрее, схватывайте, каким Винни-Пух должен быть. А вот голос его не подошел. У Леонова, если помните, такой густой баритон был, а Винни-Пух, он совсем маленький, и никак этот голос с ним не совпадал. Стали искать другие варианты, однако без большого успеха. И тут на помощь пришел наш звукооператор. Он пустил пленку с голосом Леонова в полтора раза быстрее, и стало ясно: вот оно – то, что нужно. Впоследствии сам Леонов считал эту роль одной из лучших в своей творческой биографии».
К каждому своему герою Федор Хитрук подходил по-особому. Чей-то образ складывался просто, какой-то не давался месяцами. «Как это ни странно, самым сложным для меня оказался образ льва Бонифация. Его нельзя было изобразить анфас. Сразу пропадало все обаяние. Однако он хорошо смотрелся в профиль, и мы старались именно такую магию образа сохранить. А вот Пятачок нашелся практически сразу. Я сказал: «У него тоненькая-тоненькая шейка, а сам он такой легкий, что не просто идет, а на сантиметр – на два парит над землей». Винни-Пух у нас по первоначальному замыслу был лохматым, однако чтобы не умножать эти волосики на тысячу рисунков, пришлось его, как говорится, «побрить».
Федор Хитрук прожил долгую жизнь. Застал и расцвет отечественного мультипликационного кино, и его кризис. И на вопрос, а что дальше будет с мультипликацией в России, всегда отвечал так: «Все будет хорошо. Пока в России будут дети, будут и мультфильмы».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти