Родом из Твери. Константин Овчинников
Из испытательного полета не вернулся. Константин Ильич Овчинников (1905 – 1944).
История авиации взяла свой старт в начале ХХ века. Неудивительно, что биографии многих известных летчиков, родившихся в Твери, связаны именно с этим временем. В 1892 году родился Борис Веллинг, в 1899 году – Михаил Громов. В 1905 году Тверь стала родиной будущего летчика-испытателя Константина Овчинникова.
Ему было пять лет, когда Борис Россинский впервые поднялся в небо над его родным городом. Кто знает, может быть, мальчуган наблюдал за этим полетом вместе с родителями и мечта о небе родилась именно тогда. Впрочем, сначала Константин окончил фабрично-заводское училище и стал работать слесарем. В 1926 году его призвали в армию. Он окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, курсы при Серпуховской высшей школе воздушного боя, инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Незадолго до начала войны он становится ведущим инженером – лётчиком-испытателем научно-исследовательского института Военно-воздушных сил. В 1938 году Константин Овчинников проводил испытания самолёта Ут-2 с мотором М-11, на следующий год испытывал самолет И-16 с лыжным шасси.
В сентябре 1939 года Константина Овчинникова отозвали в распоряжении Главного штаба ВВС. Он стал военно-воздушным атташе в США. Однако когда началась война, летчик вновь начинает испытывать новые машины. Уже в 1942 году США стали поставлять в Советский Союз самолеты Белл P-39 “Аэрокобра”. Они отличались необычной для своего времени конструкцией. Двигатель располагался сзади кабины пилота. Половина всех выпущенных «кобр» – более 4500 машин – были поставлены в СССР по ленд-лизу. На P-39 летали такие результативные асы, как Александр Покрышкин и Григорий Речкалов. Константину Овчинникову необходимо было изучить эту машину от и до. Молодые летчики должны были осваивать этот самолет в кратчайший срок, времени на обучение война не давала.
В одном из отчетов Овчинников писал: «К штопору приводит перетягивание ручки или передача ног на фигурах высшего пилотажа. При смещении центровки назад тенденция штопора усиливается». Самой опасной являлась ситуация, когда боекомплекта на самолете нет, а маслобак заправлен под горловину. Применительно к ней говорилось: «Выполнять высший пилотаж на самолете весьма трудно… Малейшее перетягивание ручки на себя ведет к быстрому падению скорости и переходу в штопор».
Один из испытательных полетов на этом самолете стал для Константина Овчинникова последним. Это произошло 27 апреля 1944 года.
Катастрофа произошла в 10 часов 53 минуты в испытательной зоне подмосковного Щелковского аэродрома. Истребитель Р-39 Q-10 «Аэрокобра» с бортовым номером 220563 упал в лес. По воспоминаниям инженера НИИ ВВС И.Г. Рабкина, на месте падения «увидели машину, лежавшую среди окружавших ее высоких деревьев. Она была целой, без каких-либо признаков падения «носом вниз». Несколько отметин на верхушках и стволах деревьев свидетельствовали о том, что самолет падал «плашмя» и вращался влево. Летчик находился в кабине, на своем сиденье, как живой, слегка прислонившись к правой дверце кабины. Когда открыли эту дверцу, он стал валиться на крыло. Мы подхватили его и, соблюдая уже никому, кроме нас, не нужную осторожность, отнесли его на руках к подъехавшей «санитарке»…
Все части самолета находились на своих местах: ни одна деталь не отлетела от самолета в воздухе. На хвосте самолета были найдены признаки деформации конструкции, произошедшей в воздухе, до падения самолета на землю.
Деформация хвоста и попадание самолета в штопор! Да еще в самый что ни на есть коварный вид штопора – плоский. Возможность такой зловещей зависимости сразу привлекла наше внимание и была поставлена в порядок дня предстоящих исследований».
Поскольку из-за больших перегрузок у Р-39 деформировалось хвостовое оперение, заклинивало рули, необходимо было срочно усилить конструкцию. В конструкторском бюро Центральной научно-эксплуатационной базы (ЦНЭБ) ВВС инженер М.С. Малков разработал методику подкрепления набора в хвостовой части. Опытный самолет переделали и испытали в НИИ ВВС. Вслед за ним доработку “Аэрокобр” развернули непосредственно в полках. Только в ПВО таким образом переделали 326 самолетов. В различных частях по собственной инициативе вносили в планер истребителя другие усиления. Так, в 273-й дивизии ставили накладки на лонжероны стабилизатора.
Кто знает, сколько жизней спас Константин Овчинников этим испытательным полетом! Его похоронили в поселке Чкаловский, в черте города Щелково.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти