Родом из Твери. Константин Тверской
Трагедии на сцене и в жизни. Константин Константинович Тверской (1890 – 1937).
Тверской – это сценический псевдоним, который взял себе известный режиссер, театральный критик и педагог Константин Константинович Кузьмин-Караваев. Взял в честь города, где он родился в 1890 году.
Его учителем был Всеволод Мейерхольд. Константин Тверской занимался у него в петербургской Студии на Бородинской улице. Именно там и сложилась система физического воспитания актёра, которая впоследствии получила название биомеханики. Борис Альперс, который сам некогда занимался в этой студии, так вспоминает о ней: «Студия меньше всего была актёрской школой. За единичным исключением она не дала театру сколько-нибудь значительных актёров. Зато она создала целую режиссёрскую школу. Из неё вышел ряд режиссёров, с успехом работавших и работающих сейчас в профессиональном театре».
Одним из таких режиссеров и был Константин Константинович Тверской. Свою первую пьесу он поставил в 1918 году в Театре коммуны Коломенского района. Это был спектакль «Театр чудес» по Мигелю Сервантесу. В 1919 году Константин Тверской приходит в Большой драматический театр. Что интересно, многие деятели сцены, которые родились в Твери, в разное время связывали свою судьбу именно с БДТ. Этот и Елена Грановская, и Михаил Царев.
Константин Тверской поставил в этом театре спектакль по пьесе Левберга «Дантон». Однако закрепиться в БДТ в ту пору он так и не смог. Константин Тверской ставит пьесы в различных театрах Ленинграда: в Государственном театре Народного дома, в Литовском театре, Красном и Кукольном театрах. Лишь в 1927 году он был приглашён в БДТ в качестве постоянного режиссёра. В этом же году он ставит на сцене этого театра спектакль «Разлом» по пьесе Бориса Лавренева. Практически в то же время эта пьеса была поставлена и в Москве в Театре имени Вахтангова. Один из критиков, сопоставляя два спектакля, отмечал: «В Москве — подчеркнутая камерность спектакля, оформленного Акимовым. В Ленинграде — основной упор на массовый размах матросской вольницы, на монументальность масштабов, завершающихся поворотом огромного декоративного крейсера «Заря» пушками на Петроград».
В 1929 году Константин Тверской стал главным режиссёром и художественным руководителем БДТ. Он сумел переориентировать этот театр на современный репертуар. Режиссер охотно обращался к пьесам молодых драматургов. Константин Тверской поставил в БДТ пьесы «Человек с портфелем» А. М. Файко, «Город ветров» Киршона, «Заговор чувств» и «Три толстяка» по Юрию Олеше, «Укрощение мистера Робинзона» Вениамина Каверина и другие. При Константине Тверском Большому драматическому театру в 1932 году было присвоено имя Максима Горького. На сцене этого театра наш земляк впервые поставил горьковскую пьесу «Егор Булычов и другие».
Последней и самой значительной работой Константина Тверского в БДТ стал оформленный Александром Тышлером спектакль «Жизнь и смерть короля Ричарда III» по Шекспиру. Его премьера состоялась 27 февраля 1935 года. Режиссер поставил этот спектакль как политическую трагедию. Эпизоды, развивающие политическую интригу, были «выдвинуты и подкреплены всеми средствами сценической выразительности». «Кулак и меч, — писал в 1935 году один из критиков, — топор палача, кинжал наёмного убийцы, предательство и притворная лесть, религиозное ханжество и грубое насилие — все эти средства пущены в ход в борьбе за власть… В особенности выпукло проведена сцена, где народ «молит» герцога Глостера стать королем Англии. Подтасовка народной воли ловкими политическими дельцами разоблачается в наглядных и крепко запоминающихся образах».
Константин Тверской большое внимание уделял педагогической деятельности. Он преподавал актёрское мастерство в театральном училище при театре. Среди его учеников был и Ефим Копелян.
В 1935 году Константин Тверской попал в так называемый «кировский поток» — оказался одним из десятков тысяч выселенных из Ленинграда в связи с убийством Кирова. С 1936 года он работал в Саратове, ставил спектакли в Театре имени Карла Маркса и Театре оперы и балета.
24 октября 1937 года Тверской был арестован и 8 декабря тройкой при УНКВД по Саратовской области приговорён к расстрелу «за антисоветскую деятельность». 10 декабря 1937 года он был расстрелян и захоронен в Саратове. 29 января 1960 года реабилитирован Саратовским областным судом.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти