Родом из Твери. Михаил Громов

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Его называли летчиком № 1. Михаил Михайлович Громов (1899 – 1985).

Он был из умных и лихих,
Тех, что не всякому приятны,
Но больше не было таких,
Да и не будет, вероятно…

Эти стихотворные строки поэта Феликса Чуева посвящены нашему земляку летчику Михаилу Громову, одному из интереснейших людей своего времени.

Это был на редкость разносторонний человек. В юности он хотел стать инженером и художником, был чемпионом страны по тяжелой атлетике, уже в более зрелые годы Громов устанавливал рекорды скорости в автогонках. Однако в историю нашей страны он вошел как один из самых знаменитых летчиков. Его достижениям рукоплескал весь мир. Родился он в предпоследний год уходящего девятнадцатого века в провинциальной Твери, которая еще и понятия не имела о полетах в небо. Первый самолет поднялся над городом лишь в 1910 году. За его штурвалом был летчик Борис Россинский, которому предстояло стать первым учителем нашего земляка в авиационной науке.

Детские годы Михаила Громова связаны со многими местами тверского края. Из Твери он вместе с семьей переехал в Ржев. Хорошо запомнил он и окрестности станции Кулицкая, село Теребино, где жили родные его матери.

Первые шаги на пути в небо Громов сделал в Москве. В самом начале 1917 года ему попалось на глаза следующее объявление: «Набираются охотники на теоретические курсы авиации Жуковского». Без лишних размышлений он отправляется в комнату, где шла запись курсантов. От теории Громов очень скоро перешел к практике. В скором времени он уже сам стал летчиком-инструктором и обучал молодых авиаторов. Среди его учеников был и многообещающий в ту пору летчик Валерий Чкалов.

Однако работа инструктора не слишком удовлетворяла молодого честолюбивого летчика, ему самому хотелось испытывать новую авиационную технику. Так Громов стал летчиком- испытателем. Он осваивал новые модели зарубежных и отечественных самолетов.

На самолете АНТ-3, получившем название «Пролетарий», Михаил Громов покорил Европу, совершив сенсационный перелет по маршруту Москва – Берлин – Париж – Рим – Вена – Прага – Варшава за 34 часа, что было новым мировым рекордом.

Осенью 1934 года Громов на цельнометаллическом моноплане АНТ-25 конструкции Туполева пролетел по замкнутой кривой 12 411 километров. Рекорд дальности полета, принадлежавший французам Бассутро и Росси, был побит.

Михаил Громов стал первым нашим земляком, который был удостоен звания Героя Советского Союза. Однако главный триумф ждал его впереди. Громову не давал покоя рекорд дальности полетов по прямой, который принадлежал французам. Для того чтобы его побить, был выбран маршрут из Москвы через Северный полюс в Америку. 12 июля 1937 года в небо поднялся АНТ-25, за штурвалом которого был Михаил Громов.

В Соединенных Штатах наших летчиков встречали как героев. Их появление собирало тысячные толпы, их принял сам президент США Рузвельт, перед ними гостеприимно открыл двери Голливуд.

За этот полет первым из советских летчиков Громов был удостоен почетнейшей награды Международной авиационной федерации – медали Анри де Лаво. Впоследствии из наших авиаторов лишь Юрий Гагарин получит такую же медаль. А Михаил Громов готов был бить новые рекорды.

Однако история распорядилась иначе. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В скором времени Михаил Громов получил назначение на должность командующего Военно-воздушными силами Калининского фронта. Судьба вновь приводит Громова в город, где ему некогда суждено было родиться. Правда, теперь он носит название Калинин и узнать его крайне сложно.

Город, только что освобожденный от захватчиков, лежит в руинах. Разрушены жилые здания, заводы и фабрики. Громов видит, как его земляки с первых дней освобождения начинают восстанавливать то, что разрушили фашисты. И одной из главных его задач было оградить Калинин от немецких самолетов, которые вплоть до марта 1943 года пытались прорваться к городу и сбросить на него бомбы. Особенное беспокойство нашим летчикам доставляла группа немецких асов. Бороться с ними было крайне сложно. И вот тогда Громов на свой страх и риск создает специальную группу из летчиков-штрафников, которая изрядно потрепала нервы прославленным фашистским истребителям. Кстати, в составе армии, возглавляемой Громовым, воевал и французский авиационный полк «Нормандия-Неман».

Участвовал Громов и в освобождении Ржева, еще одного города, где прошло его детство. Командующий Калининским фронтом генерал Конев поручил Громову прикрыть с воздуха войска, проводившие Ржевскую наступательную операцию.

После войны Громов возвращается на работу в авиационную промышленность. Именно по его инициативе в 1947 году создается уникальное учебное заведение – Школа летчиков-испытателей.

И даже выйдя в отставку, Громов продолжал постоянно общаться с летчиками- испытателями, передавать им свой опыт, рассказывать о своем поколении.

Судьба подарила Михаилу Громову долгую и удивительно наполненную жизнь, знакомство со многими интереснейшими людьми своей эпохи. Сколько раз он ходил по краю пропасти – и всегда выходил победителем из всех жизненных передряг. Громов был неподвластен никаким авторитетам, кроме законов авиации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1
0
Родом из Твери Тверской хронограф

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .