Родом из Твери. Петр Колесов
Конструктор авиационных двигателей. Петр Алексеевич Колесов (1915 – 2004).
С Тверью связаны имена многих известнейших летчиков-испытателей. Это Борис Веллинг, Михаил Громов, Константин Овчинников. Не меньший вклад в дело развития российской авиации внесли и авиаконструкторы, которые также вписали свое имя в историю нашего города. И в первую очередь здесь нужно назвать имя трижды Героя Социалистического Труда Андрея Туполева, который родился неподалеку от Кимр и учился в Твери в училище имени Сомова и мужской классической гимназии, а также Петра Алексеевича Колесова, имя которого многим известно меньше. Однако с этим человеком связана целая эпоха в развитии российского авиационного двигателестроения.
Родился Петр Алексеевич Колесов в Твери 17 августа 1915 года в большой и дружной семье. В начале 30-х годов авиация все больше и больше привлекает к себе и юношей, и девушек. Большинство сверстников Колесова рвутся в летчики. Сам он хочет стать конструктором. В 1932 году в Москве Колесов окончил конструкторские курсы Глававиапрома. Напомним, что было ему в ту пору всего семнадцать лет. К тому времени он уже успел поработать в Центральном институте авиационного моторостроения в должности техника-конструктора.
В 1935 году Петр Колесов стал студентом моторного факультета Московского авиационного института. Учебу он совмещал с конструкторской деятельностью. Участвовал в создании редуктора для вертолета И.П. Братухина, разрабатывал топливную аппаратуру для моторов. В период дипломного проектирования Петр Колесов выполняет расчеты системы регулирования поршневого мотора М-250.
Петр Колесов окончил институт в 1941 году. Его направляли работать в Воронеж, в опытный отдел моторного завода № 16. Первые пять лет он занимает должность инженера-конструктора в группе кривошипно-шатунного механизма и картера поршневых моторов. Впоследствии Колесов вспоминал: “Работа над этими моторами превратилась в школу для многих конструкторов. Она дала нам возможность стать специалистами самого высокого класса”. Это было труднейшее время: война, эвакуация, напряженная работа для фронта, для победы.
В 1943 году ОКБ-250, где работал Колесов, перевели из Уфы в Рыбинск на завод № 36 (ныне НПО “Сатурн”) и переименовали в ОКБ-36. Именно в эту пору судьба свела Колесова с его земляком авиаконструктором Андреем Туполевым.
В 1946 году Петр Колесов стал ведущим конструктором по разработке двигателя ВД-4К для стратегического бомбардировщика Ту-85. Эта была вершина развития двигателестроения для поршневой авиации. В 1951 году в числе других конструкторов за создание ВД-4К Колесову была присуждена Государственная премия первой степени. С 1952 года ОКБ-36 начинает трудиться над турбореактивными двигателями.
И вся дальнейшая конструкторская деятельность Петра Колесова была посвящена этой теме. В апреле 1952 года он начал работу над созданием турбореактивного двигателя ВД-5 для дозвукового стратегического бомбардировщика КБ В.М. Мясищева.
Петр Алексеевич был ведущим конструктором двигателя ВД-7Б, запущенного в серийное производство и принятого на вооружение ВВС.
В 1956 году он возглавил конструкторский отдел, а в 1959-м был назначен заместителем главного конструктора. После ухода на пенсию В.А. Добрынина в 1961 году Колесов назначается главным конструктором Рыбинского конструкторского бюро моторостроения, которым руководит почти четверть века. В этот период шла работа над созданием двигателя РД-7М2, предназначенного для первого отечественного сверхзвукового ракетоносца. За ним последовали такие двигатели, как РД36-41 – для самолета Т-4, РД36-51А и РД-36-51 – для первого отечественного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД-36-51В – для первого отечественного сверхвысотного самолета М-17 (“Стратосфера”).
Каждый двигатель опережал время и был новым шагом в отечественном двигателестроении. Петр Колесов был автором 43 изобретений и ряда научных трудов. И результаты его деятельности были по достоинству оценены. Ему трижды присуждалась Государственная премия СССР, он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями.
Талант руководителя и конструктора у этого человека гармонично сочетался с необыкновенным личным мужеством – он шел своей дорогой, никого не повторяя, стойко переживал неудачи, и не кичился успехами.
Вся жизнь Петра Алексеевича Колесова была связана с авиацией, и он сказал свое слово в истории создания авиационной техники, оставил свой неповторимый след.
Он был главным конструктором Рыбинского конструкторского бюро моторостроения до 1984 года. Из жизни Петр Алексеевич Колесов ушел в 2004 году.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти