С заботой у руля: водитель Верхневолжского АТП о работе, без которой нет смысла
26 октября — День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта.
Общественный транспорт — это не просто машины и маршруты. За этим стоит человеческий труд, который часто остаётся незамеченным. Водители автобусов каждый день берут на себя ответственность за тысячи чужих дел и встреч. Владимир Царьков из Верхневолжского АТП — один из них. В преддверии Дня работника автомобильного и городского пассажирского транспорта он рассказал Tverigrad.ru о тонкостях профессии, дисциплине и о том, как город меняется вместе с теми, кто возит его жителей.
Растёт водитель
Владимир родился в Калинине — сегодняшней Твери. Каждое лето он проводил в деревне Лихославльского района, которая стала для него вторым домом и первой школой будущей профессии.
— Раньше в деревнях все дети были «общими», — вспоминает Владимир, — Я много времени проводил с рабочими, которые знали технику, как свои пять пальцев. Меня брали с собой в поле, доверяли мелкие дела — что-то подать, помочь, посмотреть. Сейчас даже удивительно вспоминать, но взрослые разрешали мне возиться с тракторами и машинами, а я с радостью помогал чинить и настраивать их.
Уже в восемь лет Владимир уверенно сидел за рулём трактора, чем немало удивлял родных. Техническая смекалка проявилась рано — ему было интересно разбирать, чинить, понимать, как всё устроено. Сначала у него появился велосипед, потом мотоцикл, а там и автомобиль. Мечта стать водителем росла вместе с ним, и в семье никто не сомневался — будет человек дороги.
Однако, вопреки всему, Владимир после школы пошёл получать образование сварщика. О настоящем призвании ему однажды напомнил дядя.
— Говорит: «Ты же с детства за рулём, зачем тебе сварка?». А я и сам не знал ответ на этот вопрос. Сперва задумался, а потом решил действовать. Забрал документы с училища и пошёл исполнять мечту. Так я получил специальность автокрановщика, — вспоминает собеседник.

Учёба заняла три года, за которые Владимир не только освоил устройство машины, но и почувствовал ту самую ответственность, которая отличает водителя от простого человека. После окончания автошколы наш герой трудился водителем на одном из предприятий в Твери. Там он усвоил базовые принципы профессии: точность, внимательность и умение чувствовать машину. Затем все закрепилось службой в армии, где получилось обучиться на категорию «Д». Первыми пассажирами Владимира стали дети, которых он возил в школу небольшого военного городка.
Лихие времена
Был наш герой и маршрутчиком. Многие жители до сих пор вспоминают те годы с лёгкой ностальгией, но только не Владимир.
— Это была не работа, а сплошная гонка. Мало кого волновала безопасность, расписание и даже мораль. Система была хаотичной, беспощадной и несправедливой. Во главе угла стояли деньги. Каждый день приходилось буквально бороться за пассажира, самые настойчивые даже игнорировали правила движения. Я не был в их числе, потому был не самым выгодным для бизнеса сотрудником, — рассказывает водитель.

Тогда проезд стоил девять рублей, а дневной план у Владимира был — тысяча двести. По тем временам сумма немалая, и, как он говорит, это ещё не предел — с других начальство требовало больше. Улицы города в те годы напоминали гоночные трассы. Маршрутки мчались друг за другом, обгоняли, подрезали, ловили пассажиров буквально по взмаху руки. Конкуренция шла не только с другими машинами — часто и между своими же. Если до плана оставалось далеко, а в салоне пусто — отключались все правила. Ни о каком расписании речи не шло: тронулся с конечной — дальше как получится. Город жил в ритме этих бессистемных «гонок», где каждый боролся за свой кусок.
— Такая работа очень выматывала морально и эмоционально. В конце концов, я понял, что такой формат не для меня. С детства мне казалось, что профессия водителя — это романтика. Ответственность, дорога, люди, которых ты везёшь, — вспоминает он, — Хотелось заботиться, помогать, быть нужным. А за рулём маршрутки для этого места не было. Там всё про выручку, а не про людей.
Так Владимир стал работать «на себя».
Мечта удалась
В 2020 году Владимир сделал решительный шаг — он ушёл от «свободного плавания» и устроился в Верхневолжское АТП. Причина была простая и человечная: стабильность. Транспортная реформа в Твери изменила логику города: вместо бесконечной борьбы за пассажира появились автобусы нового поколения, чёткое расписание и контроль. Для Владимира это оказалось освобождением. Первый рейс он совершил 3 февраля 2020 года. Работа в АТП принесла с собой и набор строгих стандартов.

— Предрейсовые осмотры теперь автоматизированы. Аппарат покажет и давление, и дыхание, и алкоголь. Во времена маршруток это могло быть как-то «проскочено», сейчас такого просто не допустят. Упростилась и техническая сторона работы: автоматическая коробка передач, медиа-панели в салоне, автоматические кассы и тахографы. Я быстро привык. «Если человеку дано, он за час разберется и поедет на любом автобусе», — говорит он с лёгкой улыбкой.
Свой маршрут — как своя жизнь
Маршрут Владимира Царькова — №177. Постоянный, привычный, родной. Как и пассажиры, которых он за годы работы узнает буквально по шагам: кто в какую дверь заходит, где предпочитает сидеть, а кто, наоборот, всегда стоит у окна. Он даже помнит, кто на какой остановке выходит и как расплачивается — наличкой или картой. В этих мелочах, признаётся Владимир, и есть та самая ответственность, ради которой он однажды выбрал профессию водителя.

— Очень хочется, чтобы люди приезжали вовремя. Конечно, из пробки не улетишь по воздуху, потому нужно уметь использовать опыт, сочетать его с правилами обязательно и для других участников движения. За все время, сколько я за рулем — 35 лет — со мной не случалось ни одной аварии. Пусть так и будет, — рассказывает собеседник.

На его маршруте случаются всякие пассажиры — спокойные, разговорчивые, сердитые. Но особые — это те, кто пытается нарушить правила. Чаще всего, по словам Владимира, это «молодёжный бунт» или просто равнодушие к порядку.
— Бывает, человек просит остановить и открыть двери где-то на обочине. Конечно, так нельзя, я несу ответственность за этого человека, вплоть до того, пока он не покинет транспорт, и я должен обеспечить безопасность этого процесса. Я сам правил не нарушаю и другим не позволяю. Большинство относятся с пониманием. А если кто-то грубит — просто улыбаюсь или не обращаю внимания. Не беру такие вещи близко к сердцу, — рассказывает Владимир.

Но бывают случаи, когда мягкость не помогает. Как-то в салоне двое пассажиров решили закурить вейп. Владимир не стал кричать, не повысил голос — просто остановил автобус, как положено, встал с рабочего места и вежливо, но твёрдо вывел нарушителей на ближайшей остановке. Никаких споров не последовало: пассажиры молча наблюдали, а правота Владимира была очевидна. Пока он у руля — всё должно быть по правилам, спокойно и с уважением к людям.
Наше общее дело
На вопрос, почему Владимир остаётся водителем, он отвечает просто и спокойно: «Интерес». Профессия водителя кажется простой, но на самом деле каждый день требует сосредоточенности, умения просчитывать множество деталей и быстро реагировать на непредсказуемые ситуации. Даже привычный маршрут никогда не бывает одинаковым — каждый рейс уникален.В Верхневолжском АТП Владимир работает в дружелюбной и сплочённой среде. Здесь трудятся около 650 водителей. У них принято помогать друг другу, обмениваться опытом и поддерживать друг друга словом и делом.
— Мы общаемся каждый день — на выездах, на конечных, между рейсами. Кто-то подскажет по маршруту, кто-то поможет с техникой, — рассказывает Владимир. — У нас хороший коллектив: можно обратиться за советом, обсудить сложную ситуацию или просто поговорить по-человечески.

День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта здесь отмечают не ради формальностей, а как возможность вспомнить, что их работа важна и ценна.
— Это наш профессиональный праздник. Я благодарен коллегам за поддержку и за то, что вместе мы делаем город безопаснее и удобнее для людей. Пусть у каждого на работе и в жизни всё складывается с уважением и взаимопониманием, — говорит Владимир.







КОММЕНТАРИИ 0 Войти