Самолёт в картофельном поле: неизвестные детали авиакатастрофы под Максатихой
45 лет назад в Тверской области жесткую посадку совершил самолёт Ту-154. Tverigrad.ru побеседовал с ветераном прокуратуры, который одним из первых был на месте катастрофы.
Эти события происходили 19 мая 1978 года. В тот день самолёт Ту-154 «Аэрофлота» с бортовым номером CCCP-85169 летел из азербайджанской столицы Баку в весенний Ленинград. Всего на борту самолёта было 126 пассажиров и восемь членов экипажа.
Ничего не предвещало беды. Члены экипажа спокойно беседовали об особенностях управления самолётом, подшучивали, смеялись и не сразу заметили, как падают обороты двигателей. В итоге все три двигателя остановились. Произошло это в небе над Калининской тогда ещё областью, на высоте 9600 метров. Самолёт взял крен и начал терять скорость.
Пилоты подали сигнал бедствия и пытались вновь запустить движки. Но это не получалось. Не работала и вспомогательная силовая установка. Нужно было дотянуть до возможного места посадки. Ближайшим аэродромом на тот момент оказался аэродром в Бежецке, но вряд ли самолёт смог бы добраться до него.
Для командира экипажа это был первый полёт в руководящей должности. И он принял решение искать другое место посадки. По пути он увидел огромное картофельное поле и решил приземлиться там.
При приземлении самолёт правым крылом врезался в дерево и покатился по полю, разрушаясь во время движения. «Пропахал» он по картофельному полю более полутора километров, после чего остановился, развалился на три части и загорелся.
Экипаж очень оперативно смог эвакуировать практически всех пассажиров. Не удалось выбраться из самолёта только четверым. Среди погибших была мама с семилетней дочкой. Ребёнку зажало ноги, и мама до последнего пыталась её вытащить.
На место незамедлительно были стянуты правоохранительные органы. Одним из первых следователей, кто приехал к разрушенному самолёту, был ветеран Прокуратуры Тверской области Сергей Николаевич Степанов. Тогда он ещё был начинающим следователем в Заволжском отделе гор. Калинина.
– Как раз было 19 мая, тоже была пятница. Был солнечный день. Я, тогда ещё начинающий следователь Заволжской прокуратуры, по делам был в областной прокуратуре, в кабинете прокурора-криминалиста Кабанова Павла Павловича. Уникальной судьбы человек, в 14 лет стал сыном полка, примкнув к одной из воинских частей в городе Зубцове после его освобождения, дошел до Берлина, участвовал в Параде Победы на Красной площади. Работая прокурором-криминалистом, защитил кандидатскую диссертацию. Уйдя в отставку, преподавал долгое время на нашем юридическом факультете. 22 июня ему исполнится 94 года, – начинает свой рассказ Сергей Николаевич.
Перед обедом в кабинет вошёл начальник следственного отдела областной прокуратуры и сказал: «Срочно собирайтесь, выезжаем на происшествие. Под Максатихой упал самолёт, гражданский». Сергея Степанова тогда они взяли с собой, потому что он, так сказать, оказался под рукой. Следственная группа выехала на место на передвижной криминалистической лаборатории на базе УАЗа и через полтора часа они были на месте.
– На окраине южной стороны Максатихи увидели такую картину. Там такое длинное картофельное поле, лежала обгоревшая кабина самолёта, одно крыло правое было уже отломано, фюзеляж был, но днища уже не было, оно осталось далеко позади. Пока самолёт тащило по полю, отвалился и хвост. Место было оцеплено милицией. Там уже и солдаты появились потом. Вещи, багаж – всё было разбросано по всему полю. Картина была такая, жутковатая, – делится ветеран прокуратуры первыми впечатлениями с места происшествия.
Следователи начали осмотр места происшествия. Сергея Николаевича, как самого молодого на тот момент из группы, посадили писать протоколы. Описывалась каждая вещь, которую ему приносили пассажиры.
– Через полчаса после начала нашей работы прилетел вертолёт с заместителем прокурора СССР Найдёновым, с ним следователь по особо важным делам Офенбах. Он дал нам ряд поручений с тем, чтобы мы всё зафиксировали и отправили в Москву. Он это дело потом и заканчивал, – повествует Сергей Степанов. – Люди летели в пятницу в Ленинград на выходные отдохнуть, погулять. По музеям походить. Все нарядные, естественно, были. С собой подарки везли. Ну и среди интересных вещей мы обнаружили несколько таких бумажек, купюр, иностранного производства. Нашли шарики беленькие в пакетиках. То ли наркотическое вещество, то ли близкое к этому. Мы тогда о таком понятий вообще не имели.
Помимо людей невольными жертвами авиакатстрофы стали и другие пассажиры самолёта – маленькие волнистые попугаи, которые на момент жёсткой посадки находились в клетках в багажном отделении. Клетки разломало, и все они разлетелись по округе.
– На деревья посмотрели, там сидела целая группа маленьких зелёных попугайчиков. Три тысячи попугаев в клетках везли на этом самолёте в зоомагазины Ленинграда, – вспоминает Сергей Николаевич.
Конечно же, вряд ли те попугайчики долго прожили в окрестностях тверского посёлка. Птицы эти всё же не устойчивы к нашему суровому климату.
Чудом уцелевшие пассажиры сначала были устроены в местной поселковой гостинице. Они сразу же, пережив такой стресс, скупили всё спиртное в магазинах, отмечали второй день рождения. На опросе следователям прокуратуры они рассказывали совершенно невероятные вещи. Такие же невероятные как то, что они все остались живы.
– Люди, которых мы опрашивали, разговаривали с ними, они рассказали, что там летел такой парень-десантник, дембель. Он на ходу, пока самолёт тащило, успел выпрыгнуть, сделал кульбит и с вещмешком и исчез из поля зрения. Мы его так и не нашли, – повествует Сергей Николаевич.
Следственная группа работала в Максатихе до позднего вечера, пока не стемнело. К этому времени всех пассажиров уже перевезли из поселковой гостиницы в Калинин, где также разместили по гостиницам.
– Ночью собрали кого могли следователи города, и мы всех пассажиров опрашивали с точки зрения ощущений, событий, которые произошли, признавали всех потерпевшими, описывали всё имущество, что у них было, чтобы они потом могли подать гражданский иск. Вот такая была работа, – говорит ветеран прокуратуры.
Позднее комиссия установит, что самовыключение двигателей произошло вследствие прекращения подачи к ним топлива, а причина почему закончилось топливо в расходном баке, до нелепости абсурдна. Дело в том, что бортинженер-инструктор решил проверить внимательность обычного бортинженера и отключил автомат перекачки авиатоплива в расходный бак. Обычный бортинженер этого не заметил, а бортинженер-инструктор за разговорами об этом позабыл. Но именно решения командира экипажа спасли 122 жизни.
– Повезло, что эта пашня – какой-то старый заброшенный военный аэродром. И сел он, проявил мастерство, шасси не выпускал, чтобы не было большого разбега, и почему у него и днище фюзеляжа отлетело, и хвост, и крыло. Самолёт стоял буквально в 50 метрах от края пашни перед большим сараем. Все жилые дома немного в стороне, не пострадали, – говорит Сергей Степанов.
Суд приговорил бортинженера-инструктора к трём годам лишения свободы за преступную халатность. Вскоре он был освобождён досрочно по амнистии. Командир воздушного судна был уволен из Аэрофлота.
– А насчет командира корабля, который по сути дела совершил подвиг, спас такое количество пассажиров, сначала говорили, что его якобы тоже привлекали, но потом мне сказали, что было закрытое постановление правительства, его наградили орденом «Красной звезды» за то, что сумел проявить мастерство и спасти такое количество пассажиров, – подводит итог Сергей Николаевич.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти