Сельский учитель: за что Оксана Осипова благодарит судьбу
Tverigrad.ru встретился с любимым педагогом нескольких поколений учеников Краснопресненской средней школы Калининского района.
Недавно она разбирала старые вещи на чердаке и случайно нашла свою школьную тетрадь по литературе для 5 класса. Стала листать шуршащие, как осенние листья, пожелтевшие страницы. И внезапно замерла. Взгляд выхватил из переплетения синих чернильных кружев сочинения на тему «Кем я хочу быть» одну фразу: «Я мечтаю стать учителем начальных классов».
Вот уже ровно 30 лет практически каждый день Оксаны Осиповой в любое время года и любую погоду начинается под перестук колес в вагоне пригородной электрички. Путь от родной деревни Крючково Лихославльского района до станции Кулицкая Калининского района занимает 10 минут. В окне мелькают до боли знакомые поля, леса, перелески… В памяти проносятся родные лица, уроки, праздники, путешествия, выпуски, года… Она сходит на перрон со счастливой улыбкой.
Первый урок
В сентябре 1992 года выпускница Торжокского педагогического училища пришла в Краснопресненскую среднюю школу станции Кулицкая учителем начальных классов. И с тех пор в ее трудовой книжке запись о месте работы остается неизменной. Добавлялась только информация о получении высшего образования, переводе в учители географии и истории, о почетных грамотах и благодарностях.
– Волновалась очень сильно, – вспоминает свой первый день в роли учителя Оксана Александровна. – Хотя во время практики мы давали уроки. Но здесь я была уже один на один с первоклассниками без поддержки опытного педагога и не понимала, какая будет реакция ребят. Перед 1 сентября меня предупредили, что в школе существует традиция, когда в первом классе на первом уроке присутствуют родители учеников. Но так переволновалась, что родителей не пустила. Эмоции, конечно, переполняли. Одновременно с тревожностью и волнением было еще и счастье от того, что к чему готовилась и чему училось на протяжении четырех лет, наконец-то свершилось. Я – учитель!
Вдохновленные 90-е
Со своим первым классом она и росла как педагог. Училась на собственных и чужих ошибках. Постоянно занималась самоподготовкой. В 1997-м заочно окончила педагогический факультет Тверского государственного университета. Ее вдохновляли горящие глаза ребят, которые на каждом уроке хотели узнать и научиться чему-то новому. Наверное, поэтому и не замечала, какое время было на дворе. Это сейчас, на расстоянии прожитых лет, Оксана Александровна говорит, что те годы на заре ее педагогической карьеры были крайне тяжелыми и непростыми.
– Кто выдержал 90-е, тот закалился на всю жизнь. Были задержки и невыплаты скромных зарплат, школы финансировались по остаточному принципу. С точки зрения развития образования это был провал. Сейчас, конечно, все значительно лучше, но и сложнее, – отмечает Осипова.
Счастливые моменты
Труд учителя всегда был сложным и непростым. И далеко не каждый хочет и может быть педагогом и связать свою жизнь со школой. Тем более, ни для кого не секрет, что профессия учителя – далеко не самая высокооплачиваемая. Отсюда кадровая проблема, особенно острая в сельских школах. Но, как известно, кто не хочет – ищет причины, кто хочет – ищет возможности. Когда в 2001-м в Краснопресненской СОШ не удалось найти кандидата на образовавшуюся вакансию учителя географии, директор школы Валентина Рыбакова обратилась с просьбой выручить, хотя бы временно, к Оксане Осиповой.
– Сначала предложили провести несколько уроков, а потом уже дали полную нагрузку. Руководству школы понравилось. Я увлеклась. Так и перешла в старшую школу. С 2007 года стала еще вести историю, которая всегда была моим любимым предметом. И не жалею о своем выборе, ни об одной минуте. Всё, что случилось со мной, считаю, дар Судьбы – счастливые моменты,
– улыбается Оксана Александровна.
Глаза в глаза
Своим везением она считает и то, что по совету подруги попала в 1992-м на работу именно в сельскую школу, где изначально были небольшие классы. В начальной и средней школе – 10 – 15 учеников. В выпуске 2022 года было четыре одиннадцатиклассника.
В настоящее время в 11 классе Краснопресненской СОШ имени Героя Советского Союза В.П. Дмитриева учится три девушки, а всего около 160 школьников из всех окрестных поселков, сел и деревень.
– В сельской школе более тесный контакт учителя с учеником, другими словами, персонализированный. О каждом нашем ученике мы знаем практически всё, в том числе о его семье и жизненной истории, – поясняет Осипова. – Поэтому каждому гарантирован индивидуальный подход. И каждый при желании получит от педагога максимальную помощь и поддержку во время учебы и подготовке к вузу. Не случайно, все наши ученики, которые продолжают образование после девятого класса, затем успешно сдают ЕГЭ и поступают в высшие учебные заведения. И когда на уроках такой тесный контакт, с каждым глаза в глаза, возникает особая доверительная и теплая атмосфера. Может быть, поэтому у меня никогда не было желания перейти в какую-нибудь большую школу.
Pro и Contra ЕГЭ
Она училась в советской школе и в стране, которой уже нет на карте. И самым сложнымкак раз было переосмысление истории, во взглядах на которую, по сравнению с эпохой СССР, произошел большой переворот.
– Это вообще-то не просто. Потому что воспитывалась на идеалах, которые оказалась разрушены. Без идеи жить очень сложно. Необходимо как-то перестроиться, – признается наша героиня.
При этом, по ее мнению, методика преподавания за 30 – 40 лет по большому счету особенно не изменилась. Да, появились новые технологии, которые позволяют более качественно донести учебный материал и сделать занятия более динамичными. Да, усложнились программы и увеличилась нагрузка на учителей. Но наиболее серьезные коррективы в учебный процесс внесло введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
– Все-таки раньше делался упор на устные ответы и на умение рассуждать и пересказывать. Теперь подход более рациональный, нацеленный на умение вычленять и запоминать необходимые факты в текстах и документах, – отмечает Оксана Александровна. – Учителям также пришлось перестраиваться и приспосабливаться к этим новым требованиям и вводить в свои учебные планы письменное тестирование и практическую работу с первоисточниками.
В целом, по словам Осиповой, введение ЕГЭ сделало более доступным для ребят из сельских школ высшее образование. А в том, что современные дети стали меньше и хуже говорить, виноват не только Единый экзамен, но и современная молодежная субкультура, основанная на гаджетах, социальных сетях и мессенджерах. Поэтому и речь у них стала такая «эсэмэсочная». Но одна школа не исправит такую ситуацию – мир меняется. Не менее важную роль играет семья. Если родители с малых лет вместо книжки дают ребенку в руки смартфон, то у него и будет развиваться клиповое мышление и приоритет картинки над словом.
Видеоролик с рассказом Оксаны Осиповой и эмоциях ее учеников можно посмотреть здесь:
Настоящая любовь взаимна
Судя по уроку «Разговоры о важном», который Оксана Александровна как классный руководитель провела в минувший понедельник в одиннадцатом классе, ее ученицы смогли избежать сильной (вредной) зависимости от социальных сетей и гаджетов. Тема разговора – предстоящий День учителя. Девушки признаются, что думают о том, чтобы получить педагогическое образование. Их ответы на вопросы развернуты, логичны, подкреплены фактами и доводами, основанными на личных наблюдениях и опыте. Пока они еще не сделали окончательный выбор в пользу конкретной профессии. Но позднее все трое признались Tverigrad.ru, что считают нашу героиню любимым учителем.
– Оксана Александровна – это именно тот человек, к которому всегда хочется обратиться. Она никогда не откажет в помощи и не скажет плохого слова, всегда даст хороший совет. Она всем уделяет внимание и любит всех своих учеников. Мы это чувствуем, – рассказала Даша Иващенко.
– Оксана Александровна – один из моих любимых учителей. Я думаю, мы с ней близки по духу. И она поможет в любую трудную минуту, наставит на верный путь, подскажет, как правильно поступить и что нужно сделать, чтобы добиться поставленной цели, – поделилась Юлия Гагарина.
– На уроках Оксаны Александровны у нас всегда полная идиллия. Мы всегда друг друга понимаем. Она хороший преподаватель и может любую трудную информацию так объяснить, чтобы нам все было понятно. Своим примером она мотивирует и нас на постоянное совершенствование и развитие, – отмечает Арина Олейник.
Вот еще одно доказательство теории известного философа, психолога и социолога Эриха Фромма, что настоящая искренняя любовь всегда взаимна.
По словам Осиповой, она любит всех своих учеников и всеми гордиться. Многие из них уже привели в Краснопресненскую СОШ детей. Некоторые из этих детей успели окончить школу. Через несколько лет в первый класс придут внуки ее первых первоклассников. И, как поет Баста, «в каждом наброске, в каждом черновике Учитель продолжается в своем ученике». Таков закон жизни.
– Самые памятные моменты связаны с Последним звонком. Когда выпускаешь очередной 11 класс, всегда кажется, что таких талантливых, умных и ярких детей больше не будет, что эти были самыми лучшими, – признается Оксана Александровна. – Но проходит время – приходят новые классы. Вот сегодня я смотрю на своих девочек, и понимаю, что они не хуже. И в следующем году буду их выпускать во взрослую жизнь с такой же теплотой, счастьем и, конечно, грустью.
Оксана Александровна считает себя счастливым человеком и благодарит судьбу, которая 30 лет назад привела ее в Краснопресненскую среднюю школу. Именно здесь она смогла понять, что фраза «на работу как на праздник» – не пустые слова.
– На мой взгляд, самое ценное в профессии учителя – это то тепло, которое идет от детей во время общения на уроках и внеклассных занятиях, с ними всегда на позитиве. Когда ребята с улыбкой приходят к тебе на урок – это очень многого стоит, – говорит сельский учитель. – И счастье – это когда твою информацию ученики впитывают как губка и в их глазах зажигаются огоньки нового знания. Особенно люблю, когда они начинают спорить и вступают со мной в дискуссию. Для меня в радость такое откровенное общение. Спасибо моим любимым ученикам, которые не дают поддаваться унынию. Спасибо моим коллегам за ежедневную поддержку и доброжелательность!
* * * * *
В рамках серии материалов Tverigrad.ru, посвященных Дню учителя – важнейшего профессионального праздника, читайте также:
Важная профессия: учитель биологии из Тверского лицея рассказала о своей работе.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти