Симбиоз для воспитания гражданина: для чего нужен курс «Основы российской государственности»
Курс преподаётся в вузах с начала этого учебного года.
С 1 сентября этого года во всех высших учебных заведениях России началось преподавание новой дисциплины. Речь идёт об Основах российской государственности. В основу нового курса положен принцип междисциплинарности: в нём соединены элементы философии, политологи, социологии, истории, юриспруденции, экономики, культурологии и психологии. Своеобразный симбиоз различных наук.
Но для чего же нужен новый курс? В чём его значимость? Об этом в эфире программы «В центре внимания» на «Пилот – Радио рассказали» доктор политических наук, завкафедрой политологии Наталия Козлова и кандидат философских наук, доцент кафедры политологии Сергей Рассадин.
– Изначально предполагалось назвать этот курс «Россияведением». Было необходимо немножко сфокусироваться на проблематике России, представить её историю в непрерывном цивилизационном измерении, отразить её наиболее значимые особенности, принципы, актуальные ориентиры, рассмотреть её ключевых фигур, причём не только так, как это делают в рамках истории Отчества, а предметнее посмотреть на её героев, на лидеров, на отдельных персонажей, которые составляют нашу гордость. Кроме того, было необходимо представить ключевые смыслы, этические, мировозренческие доктрины, которые сложились внутри российской цивилизации, а также рассмотреть особенности современной политической организации российского общества, исследовать отдельные вызовы, угрозы, посмотреть какие есть сценарии дальнейшего развития России в международных отношениях, её внешнюю политику, спрогнозировать, как мы дальше будем развиваться, исходя из того ДНК, которое сложилось в рамках российской нашей цивилизации, – объясняет Наталия Козлова.
«Основы российской государственности» изучают студенты всех специальностей. В дисциплине есть направлений. Первый раздел называется «Что такое Россия». В нём представлены такие темы как, например, «Россия цифры и факты», который объясняет её географические особенности, рассказывает о природных богатствах. Есть отдельный подраздел, который отражает многообразие истории географии российских регионов.
Второй раздел – это «Российское государство – цивилизация». Здесь студентам рассказывают про цивилизационный подход, его возможности и ограничения, про альтернативы цивилизационному подходу, рассматривают российскую цивилизацию в исторической динамике, философское осмысление России как цивилизации.
Третий раздел касается российского мировоззрения. Он посвящён в основном ценностям российской цивилизации.
– Четвёртый раздел, который сейчас мы как раз заканчиваем, «Политическое устройство». Читаем конституцию, рассматриваем уровни власти, проблему легитимности власти, стратегическое планирование, национальные проекты, государственные программы, которые принимало правительство последние годы. Пятый раздел замыкает весь курс. Он называется «Вызовы будущего и развитие страны». Это угрозы и различные сценарии, которые прорабатываются в российском контексте, образы лучшего будущего, какие перспективы ждут нашу страну. Эти семинары предусмотрены со студентами в режиме мозгового штурма. Нам важно их видение того, как они видят будущее России, – обозначила Наталия Козлова.
Как пояснили гости программы, задачей перед основами российской гражданственности стояла актуализация гражданской идентичности молодого поколения, которые не удивлены введением такой дисциплины, так как в школе у них были «Разговаривали о важном». Но в чем же главная цель курса?
– Есть официальная цель. Она прописана в рабочей программе. Она достаточно большая. Подразумевает она формирование компетенций системы знаний и всего остального. По большому счёту, наверное, цель предзадана теми потерями, которые произошли за последние 25, может быть 30 лет, когда молодое поколение существовало в ценностном вакууме, ну вакуума никогда не бывает, он быстро заполняется, но в каком-то ценностном разрыве. Вот этого чувства патриотизма и гражданственности, уважения к своей стране, где мы живём, вот это чувство потерялось, – объясняет Сергей Рассадин.
В последнее время, с учетом глобальных событий в нашей стране и в мире, эта большая проблема вскрылась. По всем соцопросам, которые проводились, было очевидно, что взрослое население ориентируется на ценностные установки, которые были заданы ещё в Советском Союзе, или на собственно сформированные. Молодежь же не готова к ценному выбору. Очевидно, что этот вакуум нужно было заполнить.
– Сформировать, ну может не саму идентичность, гражданская идентичность формируется достаточно долго и с большими усилиями, сформировать некую патриотическую установку, любовь тоже не воспитать, но уважение к Родине, показать, чем мы богаты, насколько наша цивилизация превосходит многие соседние культуры и цивилизации, дать нашему 18-летнему студенту рельефную полноценную картину. Вот это, наверное, и была главная задача в рамках проекта ДНК России, который проводился, проводится и будет проводиться в течение ближайших трёх лет. Необходимо помочь 18-летнему молодому, но уже взрослому человеку увидеть Россию не через розовые или наоборот чёрные очки, посмотреть, что тысячи лет наши предки и наши родители, мы, работали на благо этой Родины, показать, чего мы достигли, как много мы можем потерять. Вот такая смысловая нагрузка лежит в этом курсе, – констатирует Сергей Рассадин.
Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.
КОММЕНТАРИИ 6 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Нужна для пропаганды.
Рассадин вдруг заговорил высокопарно, хотя раньше молчал в тряпочку
Единственное что он не научился это подгонять брюки. Чего о таких мелочах думать Студентам можно поржать
А что плохого в пропаганде?
Сынок, если ты не знаешь что такое пропаганда, то о чем с тобой говорить? Представь что учёный занимается не поиском фактов и научной истины, правды, а заранее подгоняет получившиеся результаты под определённый тезис. Учёный не смог обосновать что курение вейпов напрямую вредит здоровью, но высказал мнение о его вредности. Бездоказательно.
Вы видимо не понимаете что есть такое пропаганда, в чем её суть, думаете что если пропаганда хороших вещей значит пропаганда хорошая. Пропаганда не может быть хорошей, это языком картежников - шулерство. Манипулирование, подгон фактов, недоказанность, преувеличение. И даже если это все ради благой цели - средство все равно остаётся лживым.
Василич, а то, что ты тут сейчас настрочил - не пропаганда, а??
Пропаганда чего, сын мой? И в каком месте моего ответа ты узрел её?
Пропаганда того, что пропаганда это пропаганда, отец мой.?