Символ вечной жизни: Тверской священник рассказал о связанных с Крестом суевериях, «братании» и обращении со святыней

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в Max
Твериград в телеграм

Позитивный батюшка Антоний Русакевич ответил на вопросы Tverigrad.ru о Крестовоздвижении, традициях и суевериях, связанных с нательным крестом.

27 сентября празднуется Крестовоздвижение — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это один из двенадцати главных праздников Православной Церкви. Его богословский смысл заключается в прославлении Креста не просто как исторической реликвии, а как орудия спасения, через которое Иисус Христос одержал победу над грехом и смертью. Праздник установлен в память о двух ключевых событиях: обретении Креста Господня в IV веке равноапостольной царицей Еленой и его возвращении из персидского плена в VII веке. В этот день Церковь призывает верующих к поклонению Кресту – символу надежды и вечной жизни, напоминая о необходимости личного духовного подвига и несения своего жизненного «креста».

Как отмечать этот день, чего не стоит делать, какие традиции связаны с Крестом и о народных суевериях Tverigrad.ru поговорил с настоятелем тверского храма апостола и евангелиста Луки священником Антонием Русакевичем, известному по всей России как священник-блогер, Позитивный батюшка.

— Лучшее проведение этого дня – это посещение храма для участия во всенощном бдении и Литургии, где совершается торжественный вынос и поклонение Кресту. Кроме того, в Крестовоздвижение установлен строгий пост, без мяса, рыбы, молочных продуктов, который является символом сораспятия Христу и призывает к покаянию и духовной сосредоточенности. В этот великий праздник не следует заниматься тяжелым физическим трудом и мирскими делами в ущерб молитве, а также недопустимо сквернословие, ссоры или осуждение ближних, так как весь день должен быть посвящен духовному осмыслению и прославлению Крестной Жертвы Спасителя,

— посоветовал батюшка.

— В народе говорят, что те, кто в Воздвижение будет соблюдать пост, получат прощение семи грехов…

— С точки зрения православной теологии, народное поверье о прощении семи грехов через соблюдение поста в день Воздвижения Креста Господня является «низовой», фольклорной интерпретацией церковного установления и не имеет отношения к официальному учению Церкви.

Церковное учение утверждает, что прощение грехов дается верующему исключительно по благодати Божией через Таинство Покаяния, Исповеди, а также через Крещение и другие церковные Таинства. Пост, в том числе строгий пост на Воздвижение, является аскетическим средством и благочестивой жертвой; он помогает подготовить душу к принятию благодати и покаянию, но сам по себе не является автоматическим «платежом» или «обменом» за определенное количество грехов.

Народное сознание часто склонно к количественным адаптациям духовных реалий, пытаясь связать конкретный ритуал с гарантированным, измеримым результатом («семь грехов»). Такие воззрения, как и вера в автоматическое прощение грехов через троекратное погружение в прорубь на Крещение, отражают желание заменить глубокое внутреннее покаяние и изменение жизни простым, внешним действием, что является суеверием, а не православным вероучением. Церковь призывает к строгому посту на Воздвижение как к выражению скорби и сораспятия Христу, а не как к средству «очищения» от фиксированного числа грехов.

— Есть несколько разновидностей Креста, восьмиконечный, четырехконечный и другие. Какая разновидность предпочтительна я православии? К примеру, многие православные носят четырехконечный нательный крестик, но, кажется, он присущ католичеству. Или нет разницы?

— В православной теологической традиции фундаментальной разницы в спасительной силе между различными формами Креста (четырех-, шести- или восьмиконечным) нет, поскольку почитается не форма дерева, а Сам Христос, распятый на нем. Апостол Павел говорил: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира», подчеркивая духовный, а не геометрический смысл символа. Таким образом, Церковь благословляет ношение четырехконечных крестов, которые исторически являются наиболее древними.

Однако, в русской православной традиции предпочтительными и наиболее распространенными являются восьмиконечный и шестиконечный кресты. Восьмиконечный крест считается наиболее точно соответствующим исторической форме, на которой был распят Спаситель, поскольку он включает верхнюю табличку (титло) и нижнюю косую перекладину (подножие). Поэтому, хотя допустимо носить крест любой канонической формы, для православного христианина рекомендуется отдавать предпочтение тем формам, которые наиболее присущи и символически насыщены именно его родной традиции.

— Когда можно и нужно снимать нательный крестик?

— Нательный крестик – это символ принадлежности ко Христу и Его Церкви, а также напоминание о необходимости несения своего жизненного креста. Православная традиция предписывает носить его непрерывно, в течение всей жизни, как это было установлено после Таинства Крещения. Особых канонических правил, разрешающих его снятие, не существует, поскольку Крест почитается не как магический талисман, а как святыня.

Однако, в современных условиях допустимо снять крестик в экстраординарных, контекстуальных случаях, когда его ношение может представлять угрозу для здоровья или привести к его осквернению или безвозвратной утрате. Это могут быть медицинские процедуры (например, МРТ, некоторые виды операций), а также ситуации, связанные с высокой вероятностью зацепиться или повредить крест (например, при выполнении некоторых видов работ или занятий травмоопасным спортом). В таких случаях крестик следует благоговейно сохранить, а затем сразу же надеть обратно, либо держать при себе, чтобы он был максимально близко к телу. Главное – чтобы снятие не было продиктовано суеверием, небрежением или стыдом за свою веру.

— Что делать, если нательный крест утерян?

— Утеря нательного крестика в православной теологической традиции не имеет мистического или провиденциального значения, в отличие от народных суеверий, которые связывают это событие с несчастьем или, наоборот, с освобождением от грехов. С точки зрения Церкви, потеря креста – это прежде всего следствие небрежности и признак невнимательности, но не Божье наказание или предзнаменование.

Если крестик утерян, необходимо отбросить всякое суеверие и как можно скорее приобрести и освятить новый крест, чтобы продолжить его ношение. При этом следует помнить о благоговейном отношении к предметам христианской символики. Крест – это святыня, символ нашего спасения и свидетельство веры, поэтому носить его следует бережно, не снимая, и всегда помнить о его великом значении, а не только о его материальной ценности. Потеря святыни должна послужить поводом к духовному размышлению и большей ответственности в будущем.

— Раньше была традиция «братания» — обмена нательными крестиками. Можно ли так поступать? Можно ли вообще отдавать другому свой крестик?

— Православная Церковь не имеет канонического запрета на передачу или дарение нательного креста, однако к обычаю «братания» (обмена крестиками) сегодня следует относиться как к архаичному народному обычаю, который утратил свою актуальность и силу в современных социальных реалиях. В Древней Руси такой обмен был символом наивысшей духовной и житейской близости, приравнивался к присяге и означал готовность разделить не только дружбу, но и жизненный крест друг друга.

В современных условиях, поскольку крест – это личный символ принадлежности ко Христу, не рекомендуется совершать обмен, чтобы избежать искушений и суеверного толкования этого поступка. Гораздо важнее, чтобы каждый христианин непрерывно носил свой освященный крест, а о высшей степени духовного родства свидетельствовали не внешние обряды, а совместная молитва и реальная христианская любовь и готовность к жертве. Если же возникает необходимость отдать свой крестик, его следует заменить новым, освященным.

Также читайте: тверской священник рассказал о дресс-коде в храмах и грехе сожительства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

7
5
Telegramm Главное Интервью Религия

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

Vasilich

Это никому не интересно.

5
6