Сложная процедура: просто о том, как в Тверской области принимаются законы
В рубрике, посвященной 30 – летию Законодательного Собрания, Tverigrad.ru рассказывает, как законотворческая идея превращается в нормативный акт.
20 марта 2024 года Законодательному Собранию Тверской области исполнилось 30 лет. За эти три десятка лет Заксобранием Тверской области был пройден большой путь, полный событий и фактов, связанный с судьбами жителей Верхневолжья. Богатую историю тверского законодательного органа на рубеже веков можно увидеть в 17 – минутном фильме «Тверские законодатели. Тридцать лет истории», произведённом редакцией Tverigrad.ru по заказу Законодательного Собрания Тверской области. Фильм содержит редкие кадры из телевизионных архивов, интервью с главными героями политической жизни Верхневолжья за 30 лет, и показывает тверской парламент как место для дебатов при принятии важных решений.
Недавно в первом материале спецпроекта «Популярное парламентоведение» Tverigrad.ru рассказал о том, что такое законотворчество, кто и для чего в Тверской области принимает законы по наиболее значимым общественным отношениям.
Сегодня наш рассказ о том, как принимаются законы, о пути, который должна пройти законотворческая идея до того момента, как она будет регулировать различные важные аспекты жизни в Тверском регионе, его развитие.
Так как законы принимаются для регулирования наиболее значимых общественных отношений, то, во – первых, на уровне субъекта право на их принятие есть только у высшего представительного органа – Законодательного Собрания Тверской области. И во – вторых, принятие именно закона – это довольно сложная процедура, прописанная в главе 22 Устава Тверской области и специальном законе.
Система нормативных правовых актов области, порядок их подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу концептуально определяются Уставом области.
В Тверской области нормотворческую деятельность также регулирует принятый 16 марта 2004 года специальный закон N 13-ЗО «О нормативных правовых актах Тверской области», в том числе в ст. 5 приводится следующее понятие закона:
Далее в статье Tverigrad.ru как раз простым языком рассказывается об этом установленном порядке принятия закона в Тверской области. В законотворческой процедуре от идеи закона до вступления в законную силу выделяют следующие этапы:
1. Предложение о необходимости законодательного регулирования от депутата Законодательного Собрания или другого субъекта законодательной инициативы в Тверской области.
2. Обсуждение идеи и норм будущего закона депутатами на комитетах, фракциях, в некоторых случаях возможно общественные слушания, консультации с заинтересованными лицами.
3. Рассмотрение и принятие закона на заседании Законодательного Собрания.
4. Подписание закона Губернатором Тверской области и его обнародование (официальное опубликование).
Не вовлеченным непосредственно в законотворческий процесс жителям Верхневолжья трудно представить, но в этой работе также присутствует текущее и перспективное планирование.
Конечно, утвержденная примерная программа законопроектных работ Законодательного Собрания Тверской области не исключает возможности подготовки проектов, не включенных в Примерную программу законопроектных работ и есть возможность принять нужный закон «вне плана». Такой возможностью, например, часто пользовались в период пандемии коронавируса, когда было необходимо крайне быстро реагировать на текущую эпидемиологическую ситуацию, оперативно оказывать помощь различным отраслям экономики.
Ст. 100 Устава Тверской области четко регулирует, кто может вносить законы на обсуждение. Кроме депутатов Законодательного Собрания, а они могут инициировать принятие тех или иных норм права как лично от себя, так и от группы депутатов, а также от постоянных комитетов Законодательного Собрания, или депутатской фракции, в которой они состоят, право законодательной инициативы в Тверской области также имеют Губернатор Тверской области Игорь Руденя, Правительство Тверской области, прокурор Тверской области (в настоящее время – Максим Жук), представительные органы местного самоуправления (это городские Думы, собрания депутатов муниципальных округов и т.п.), сенаторы Российской Федерации – представители от Законодательного Собрания Тверской области (Андрей Епишин) и Правительства Тверской области (Людмила Скаковская), главы муниципальных образований, избирательная комиссия Тверской области, Уполномоченный по правам человека в Тверской области (Надежда Егорова) и Общественная палата Тверской области.
Этот список исчерпывающий, то есть, например, тот же депутат Государственной Думы РФ, представляющий Тверскую область, прав вносить законы Тверской области не имеет права, впрочем, как и сама Государственная Дума РФ.
В принципе, вышеуказанные лица и органы власти могут просить принять нормы по всему спектру вопросов, которые относятся к законодательному регулированию Тверской областью, за исключением проектов законов Тверской области об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов Тверской области, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета. В случае с налогами и бюджетными расходами необходимо представление или наличие заключения на проект закона от Губернатора области.
В Тверской области предусмотрена и возможность в порядке, предусмотренном законом Тверской области от 12 ноября 2013 года N 99-ЗО «О законодательной инициативе граждан в Законодательном Собрании Тверской области”, законотворческой инициативы самими гражданами.
Как следует из действующих норм для самостоятельного внесения инициативной группой граждан какого–либо закона без помощи депутатов Заксобрания (ведь можно и напрямую попросить своих депутатов – представителей внести соответствующие законы) или других уполномоченных лиц, нужно создать на собрании инициативную группу граждан по реализации права законодательной инициативы в количестве не менее 50 человек. В поддержку законопроекта этой инициативной группе нужно за 90 дней собрать 3 тысячи действительных подписей.
Такое право граждане впервые пытались реализовать в октябре 2014 года, когда зарегистрированная инициативная группа граждан пыталась собрать подписи за законопроект «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и слабоалкогольных (безалкогольных) тонизирующих напитков», речь шла об ограничении розничной продажи тонизирующих напитков. Тогда собрать требуемое количество действительных подписей не получилось (правда, на тот момент нужно было за 2 месяца собрать 5 тысяч подписей). Поэтому на основе анализа первой попытки реализации гражданами своих прав по законотворчеству депутаты Законодательного Собрания в 2015 году упростили для граждан процесс сбора подписей, увеличив срок до сегодняшних 90 дней и уменьшив количество до 3 000 подписей.
Интересно, что как раз первая инициатива тверских граждан по ограничениям розничной продажи тонизирующих напитков сегодня по прошествии десятилетия находится снова в информационной повестке, причем федеральной. Сообщается, что 15 мая 2024 года депутаты всех фракций внесли в Государственную Думу законопроект о запрете розничной продажи безалкогольных тонизирующих, в том числе энергетических, напитков несовершеннолетним на территории всей страны.
После прохождения этапа законодательной инициативы законопроект начинают обсуждать в законодательном органе, и сначала до рассмотрения на заседании Законодательного Собрания это происходит на уровне комитетов, фракций. В некоторых случаях возможно проведение общественных слушаний и консультаций с заинтересованными лицами.
На данном этапе, кроме обсуждения, законы могут также проходить соответствующие экспертизы. Например, согласно постановлению Законодательного Собрания Тверской области от 17 декабря 2009 г. N 1601-П-4 проводится экспертиза правовых актов Тверской области и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (антикоррупционная экспертиза).
И уже после предварительного обсуждения на комитетах, фракциях, проведения экспертизы вопрос о принятии решения по законопроекту выносится на заседание Законодательного Собрания Тверской области.
После доклада (как правило, его делает инициатор законопроекта или его представитель) о необходимости принятия регионального закона каждый депутат в рамках регламента может высказаться о законопроекте, далее вопрос ставится на голосование.
Для принятия обычного закона нужно, чтобы за него проголосовало простое большинство присутствующих на заседании депутатов.
В случае с принятием Устава области, законов Тверской области о поправках к Уставу области они принимаются уже большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. Но тут надо отметить, что для поправок в Устав, действуют и повышенные требования и процедуре законодательной инициативе, другие нормы по их подписанию и обнародованию.
Далее законы области, принятые Законодательным Собранием, в течение семи рабочих дней со дня их принятия направляются Законодательным Собранием для подписания и обнародования Губернатору области.
Губернатор области в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления подписывает и обнародует закон Тверской области либо в тот же срок отклоняет закон Тверской области. Под обнародованием понимается официальное опубликование закона Тверской области в установленном законом порядке.
Как было указано выше, губернатор Тверской области может и отклонить закон. Тогда он возвращается в Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
На сегодняшний день обнародование именно законов в Тверской области происходит через опубликование в одном из официальных печатных изданий: газете “Тверские ведомости” или периодическом печатном издании “Ведомости Законодательного Собрания Тверской области”. Официальным опубликованием считается первое размещение текста нормативного документа в сети Интернет на портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Со дня официального опубликования начинает исчисляться десятидневный срок (только если федеральным законом и (или) самими законами Тверской области не установлен другой порядок вступления закона в силу), по истечении которого законы Тверской области вступают в силу и обязательны для исполнения.
В рамках рубрики «Популярное парламентоведение», посвященной 30 – летию Законодательного Собрания Тверской области, Tverigrad.ru также разбирался с вопросом, для чего в областном парламенте нужны фракции.
Вскоре в рубрике «Популярное парламентоведение» Вас еще ждут статьи о том, что делают комитеты Законодательного парламента, а также как и зачем сотрудничают региональные парламенты.
Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.
Связанные статьи:
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
чепуха, всё это не работает при диктатуре закона!
Статьёй надо дополнить о том как эти законы все не соблюдаются. У нас все власти на местах работают только после пинка. Гордые