Smart-плацкарты: РЖД закупает партию «умных» тверских вагонов
Тверской вагоностроительный завод начал производство вагонов с уникальной системой контроля и диагностики для Федеральной пассажирской компании.
Федеральная пассажирская компания (дочернее предприятие РЖД) заказала у тверских вагоностроителей 293 одноэтажных пассажирских вагона, большинство из них – плацкартные.
«По статистике более 65% пассажиров компании выбирают для своих поездок по железной дороге именно плацкартные вагоны», – объясняют такое решение в ФПК.
Все поставляемые вагоны будут оборудованы системами кондиционирования, обеззараживания воды и воздуха, видеонаблюдением, системой экологически чистых туалетных комплексов, индивидуальными розетками и USB-портами для зарядки мобильных устройств, переходными металлическими мостиками для удобной посадки и высадки пассажиров. В общем, в современных плацкартах есть всё самое необходимое для комфортной поездки.
Помимо прочих новшеств, облегчающих жизнь пассажирам в пути, есть у этой продукции Тверского вагоностроительного завода одна интересная особенность – сам вагон от колёсной пары до крыши в буквальном смысле напичкан самыми разнообразными датчиками, которые отслеживают его состояние и передают полученные данные в систему контроля, диагностики и управления (СКДУ) вагоном. Говоря об этой системе, можно смело сказать – это первый шаг к интернету вещей в железнодорожном транспорте.
Пульт управления СКДУ устанавливается в служебном купе проводника. На большом сенсорном дисплее отображается работа всех подсистем вагона. Проводник без труда может регулировать режимы работы освещения и системы кондиционирования воздуха, а также получать всю информацию о работе отопления, электропитания, водоснабжения и туалетов, подвагонного оборудования, противоюзной защиты (она предназначена для предотвращения блокировки колесных пар при торможении в целях защиты их от повреждения, – Ред.). При возникновении нештатной ситуации проблемная подсистема на мониторе автоматически окрашивается в красный цвет, что является сигналом о неисправности для сервисного персонала.
Соединяясь по гигабитной поездной информационной магистрали и беспроводной радиоинформационной системе связи (БРИСС), «умные» вагоны объединяются в «умные» поезда, автоматически определяют свое положение в составе и обновляют информацию маршрутных табло: номер вагона, станции отправления и прибытия, следующая остановка и многое другое.
Сюда, в систему накопления диагностической информации, стекаются данные о состоянии всех вагонов. Благодаря этому начальник поезда в режиме реального времени получает оперативную информацию о состоянии оборудования по всему составу, а также имеет доступ к управлению всеми важными функциями.
– На серийные модели вагонов СКДУ устанавливаем с 2008 года, но объем анализируемых данных из года в год непрерывно увеличивается, – говорит об особенностях системы Виталий Михайлов, инженер-программист бюро информационных систем вагонов отдела САПР Тверского вагоностроительного завода. – Инфраструктура расширяется, так, например, в 2008 году было доступно порядка 20-30 параметров, не было Wi-Fi и БРИСС. Сегодня количество параметров, доступных для управления и анализа состояния вагона, в совокупности составляет порядка 250-300 – в зависимости от исполнения вагона. Каждое устройство диагностики передаёт данные в СКДУ, но при этом работает независимо от неё.
К примеру, если вдруг произойдет сбой связи между СКДУ и системой диагностики дверей, то на дисплее не будет отражаться информации о состоянии системы, но сами двери продолжат работать.
Сейчас компании-перевозчики стремятся к тому, чтобы на подвижном составе появлялась возможность предиктивной диагностики техники. Эта система анализирует работу вагона и позволяет спрогнозировать неисправности. Но пока применение подобных решений находится в стадии проработки.
Представьте: поезд, который катится по перегону Хани – Чара Байкало-Амурской магистрали, связывается с удалённым центром, а оператор за пультом, расположенным где-нибудь на окраине Москвы, с лёгкостью управляет вагоном. Правда, пока такие возможности ограничены многими факторами, и найти сигнал устойчивый сотовой связи в глубине той же бескрайней тайги сегодня достаточно трудно, тем более для такого объема передаваемых данных. Но с развитием сетей 4G и 5G площади покрытия и скорости передачи данных значительно возрастут.
Развитие высоких технологий в железнодорожном транспорте играет важную роль в обеспечении пассажиров комфортной и качественной услугой. И замена морально устаревшего подвижного состава на «умные» вагоны – первый шаг в этом направлении.
В рамках недавно заключенного контракта в июле – октябре текущего года ТВЗ должен изготовить и поставить для нужд ФПК 271 плацкартный и 22 штабных вагона. 77 вагонов отправятся в Приволжский филиал компании, 48 – в Московский, 40 – в Северо-Западный. Остальные вагоны распределят в Горьковское, Северо-Кавказское, Западно-Сибирское, Забайкальское и Енисейское подразделения.
КОММЕНТАРИИ 6 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Да какой нибудь хакер пустит его под откос, это не тот комфорт который нужен.
А писали, что РЖД собирается отказаться от плацкарта уже в 2020 году.
писали , но в каком году!
А кому-нибудь этот отстой хоть в единственном экземпляре продали??
Уважаемый автор статьи,к вашему сведению,вагон не катится, а едет или направляется.
...-""проблемная подсистема на мониторе автоматически окрашивается в красный цвет..."" не только в красный,но и в зеленый, еще реже звуковым сигналом.
теперь по комментариям:
виктор-если вам нужен именно тот комфорт- обращайтесь в ведомство фсб. они вас заверят что около наших путей какого-нибудь [censored] даже близко нет.
иван иванов: я уверен что у вас порток не хватит купить какую-нибудь значимую часть этого отстоя!все знают каково ехать в старых деревянных вагонах при температуре за бортом +40! вы не ездили!вы многое потеряли. дак вот,поверьте,эти плацкарты и те, деревянные -как небо и земля. да,вагоны не совершенны еще,есть незначительные недочеты,сервис иногда тоже хромает благодаря технической неграмотности обслуживающего персона.но эта проблема со временем устранится .
"большинство из них – плацкартные."
как мне кажется, писали, что якобы РЖД или кто-то еще отказывается от плацкартных вагонов !