Спикеры Публичных слушаний по проекту бюджета Тверской области выразили свои мнения
Правом комментирования воспользовались 11 человек.
15 ноября в областном парламенте состоялись публичные слушания по проекту закона «Об областном бюджете Тверской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», а также по прогнозу социально-экономического развития Тверской области на тот же период.
В слушаниях приняли участие депутаты Законодательного Собрания, члены регионального Правительства и исполнительных органов власти, главы территорий, члены Общественной палаты, представители экспертного сообщества и общественных организаций Тверской области. Правом комментирования бюджетного плана воспользовалось 11 человек.
Во главе — коммунальные, предпринимательские и кадровые вопросы
Первым выступил председатель Тверской городской Думы Евгений Пичуев. Спикер назвал план бюджета сбалансированным и взвешенным из-за запланированного профицита. Также он отметил, что в органах государственной власти региона особое внимание уделяется вопросам ремонта коммунальной инфраструктуры и тепловых сетей. Проблема снижения платёжеспособности потребителей приобрела экономические масштабы и стала фактором социальной и общественно-политической стабильности.
— Для решения этой проблемы необходим комплексный подход к разработке плана ремонта коммунальных объектов не только в Твери, но и во всех муниципалитетах. Мы осознаем, что такие решения могут быть приняты не только совместно с правительством Тверской области и Законодательным собранием, но и должны быть учтены при формировании и реализации региональной финансовой и долговой политики, — резюмировал Евгений Пичуев.
Также план бюджета и выступления коллег прокомментировала член Общественной палаты Тверской области, заведующая кафедрой Государственного управления Государственного института экономики и управления, доктор экономических наук Галина Лапушинская.
— На мой взгляд, закладывать в бюджет на 2026-2027 годы профицит при существующих тенденциях было бы неправильным. Мы стремимся достичь нулевого сальдо, но профицит в условиях, когда 6 муниципальных образований обеспечивают почти 80% объема промышленного производства, а 4 — около 70% производства сельского хозяйства, в том числе 3 из них входят в первую группу, представляется нереальным, — прокомментировала выступление коллеги Галина Лапушинская.
Также спикер отметила, что Тверская область сильно различается по социально-экономическому развитию. Есть необходимость предусмотреть существенную поддержку муниципальных образований, выстраивая особое межбюджетное взаимодействие. Галина предложила ввести дифференцированные нормативы по общей системе налогообложения, чтобы стимулировать муниципальные образования работать с предпринимателями и самозанятыми на территории. А также уделить особое внимание цифровизации.
— Автоматизированный подход к контролю за землёй может стать важным инструментом. Муниципальный контроль, который сейчас осуществляется в ручном режиме, не позволяет изменить налоговый потенциал муниципальных образований. Мы не сможем этого достичь, пока не запустим систему автоматизации земельного контроля, — отметила она.
Также спикер обратила внимание на проблему нехватки кадров в муниципалитетах области. В качестве возможного решения она предложила заключать договоры на целевое обучение от самих муниципалитетов. По её мнению, такой подход поможет удержать молодёжь на местах. Договоры должны заключаться между муниципалитетами, которые отправляют молодых людей на обучение, и учебными заведениями, чтобы обеспечить их возвращение. Согласно поручению президента, муниципалитеты должны иметь возможность оплачивать стипендию, то есть выполнять все условия по закону о целевом обучении. Однако некоторые из них не имеют на это средств, поэтому им необходима поддержка.
Директор Института управления и экономики ТвГУ, член экспертного совета при Законодательном Собрании, кандидат экономических наук Давид Мамагулашвили также внёс свои предложения, для реализации в рамках бюджетного плана.
— В ближайшее время Тверская область, как и другие регионы, может столкнуться с ростом цен на производственные ресурсы, а также с нехваткой рабочей силы и строгую политику Центрального банка, несмотря на впечатляющие экономические результаты в различных секторах, достигнутые в прошлом году. Малый бизнес — это гибкая структура, которая быстро адаптируется к изменениям. Однако, как вы знаете, без поддержки малого и среднего бизнеса невозможно дальнейшее развитие. В настоящее время кредиты стоят очень дорого, поэтому было бы разумно зарезервировать средства для оказания долгосрочной помощи в этой сфере. — поделился спикер.
Мнение территорий
Председатель Думы Оленинского муниципального округа Татьяна Дубова обратила внимание, что в Тверской области на протяжении последних лет идёт устойчивый рост бюджетной обеспеченности как в масштабах области, так и на уровне муниципалитетов.
— Экономическое развитие, повышение доходной базы позволяет ежегодно наращивать объёмы региональных программ. Это относится к дорогам, образованию, культуре, благоустройству другим направлениям развития территорий. Областной бюджет 2025 года продолжает положительную динамику предыдущих лет. Сохраняются объективные подходы к межбюджетным отношениям. Рост финансирования программ одновременно повышает требования к муниципальным образованиям по своевременному и полному выполнению всех плановых работ. Оленинский округ все последние годы своевременно и в полном объёме реализовывал на своей территории мероприятия всех региональных программ, в которых участвовал, — отметила Татьяна Дубова.
Глава Калязинского муниципального округа Константин Ильин в своем выступлении призвал коллег обратить внимание на состояние образовательных учреждений. Он подчеркнул, что необходимо принять меры для улучшения финансирования и повышения качества образования. Также важно продолжать реализацию социальных программ и улучшать жилищные условия для населения.
— В нашем округе 40% учебных заведений готовы к переходу на новый бюджет, но есть ещё 60%, которые требуют улучшения ситуации. Важно подчеркнуть, что число образовательных учреждений, которые используют услуги по подвозу учащихся, сокращается. Это также требует анализа и принятия мер. Более 80–90% детей посещают учреждения, которые были построены более 35 лет назад, что негативно сказывается на качестве образовательного процесса, — рассказал Константин.
Также, глава отметил, что работники некоторых предприятий получают заработную плату ниже средней по области. Например, на одном из таких предприятий в Калязинском округе число сотрудников сократилось с 200 до 30 человек, что создаёт высокую нагрузку на оставшихся работников. Тарифы на услуги за 20 лет увеличились в 6,5 раз для тепла и в 3 раза для воды, что вызывает беспокойство среди потребителей. Эти и другие вопросы спикер предложил рассмотреть в срочном порядке при планировании распределения бюджетных средств.
Глава Думы Рамешковского муниципального района Артём Османов выразил мнение, что предложенный проект бюджета является действенным и может стать стимулом для позитивных перемен в жизни населения.
— Бюджет взвешенный, направлен на поддержание текущих потребностей и на стратегическое развитие Тверской области. Цели и задачи, которые намечены, с таким бюджетом будут выполняться. Конечно, многое зависит от текущей ситуации и от того, как она будет развиваться — нельзя исключать внешние вызовы. Но я уверен, что область к этому готова, поэтому все поручения Президента, все программы, а их 31, все национальные проекты будут реализованы и область будет развиваться. Что касается именно территорий, то для нас очень важна поддержка местных инициатив. Увеличение финансирования по этому направлению плюс программа школьных инициатив имеют большую значимость на наших территориях. Для активных местных жителей это большой плюс и хороший стимул для развития территорий, — поделился Артём Османов.
Действовать в интересах семей
Член Общественной палаты Тверской области, советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями частного общеобразовательного учреждения «Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя святого Тихона Задонского» Наталья Байкова обратилась к аудитории от имени многодетных родителей. Она поблагодарила Губернатора, Правительство региона и Законодательное Собрание за предоставленные семьям с детьми и многодетным семьям серьезные меры поддержки, которые реализуются на территории нашего региона. Она также озвучила несколько предложений по усовершенствованию мер поддержки. Одно из них касается регионального материнского капитала:
— «Полагаю, было бы разумным, если бы региональный материнский капитал был дифференцированным – в зависимости от количества детей в семье».
Кроме того, Наталья Байкова предложила рассмотреть возможность туристического кешбэка для семейных путешествий, а также разработать специальные программы для представителей турбизнеса (на этапе планирования или модернизации), чтобы они предусматривали площадки для комфортного, но не слишком дорогого отдыха больших семей.
Председатель Нелидовской городской Думы Зинаида Бомбина подчеркнула, что бюджет региона — это инструмент, обеспечивающий финансовую основу развития муниципалитетов.
— Проектом бюджета предусмотрен рост дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, что особенно актуально для нас. Мы с благодарностью отмечаем, что в проекте Адресной инвестиционной программы Тверской области заложены средства, предусмотренные на реконструкцию Двора культуры «Шахтёр», который является нашим главным культурным центром. Также проектом бюджета обеспечена реализация переходящих объектов капитального строительства. Это капремонт гидротехнического сооружения и капремонт школы №3. Важнейшим вопросом является и завершение газификации юго-запада региона. Средства на эти цели также предусмотрены. Все это создаёт предпосылки для дальнейшего развития нашей территории, — считает Зинаида Бомбина.
Рабочим местам — рабочая сила
Глава Тверского отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Дмитриев считает, что нужно усилить контроль за адресными инвестиционными программами и повысить транспортную доступность промышленных объектов.
— Бюджет всегда был социально направленным, мы видим динамику роста. Из конкретных направлений, я считаю, нужно очень внимательно работать по адресным инвестиционным программам. Смотреть и контролировать именно расходы. Выделю программу развития в разделе «Экономика». Есть конкретные предложения по внесению в бюджет, например, по линии инвестиционных парков. Здесь крайне необходимо улучшить транспортную доступность индустриальных площадок Боровлёво 1, 2, 3. Отмечу, что эту инициативу поддержали Сергей Анатольевич Голубев, Константин Игоревич Буевич. Определённый резон в этом видит и Марина Ивановна Подтихова. Надеюсь, что наше предложение найдёт позитивный отклик. В целом, ко второму чтению, бюджет, конечно, будет дорабатываться, но его нужно принимать, — поделился Алексей.
Президент Тверской торгово-промышленной палаты, член областной Общественной палаты Владислав Шориков сосредоточил внимание на привлечении квалифицированных сотрудников на новые предприятия.
— В Тверской области активно реализуются программы по созданию особых экономических зон и инновационных промышленных парков. Это способствует появлению большого количества рабочих мест не только в самом городе, но и в близлежащих посёлках и поселениях. Не стоит забывать и о другом важном аспекте — комфорте для работников. Есть предложения организовать общежития или жильё семейного типа для тех, кто привлекается на работу в эти зоны. Стоит предусмотреть бюджет и для этих целей, — отметил спикер.
Председатель комиссии Общественной палаты Тверской области по экологии, природопользованию и АПК Валентин Горячов обеспокоен решением кадрового вопроса относительно лесной промышленности.
— Следует отметить, что в проекте бюджета на 2025–2027 годы впервые появилась строка расходов на создание и развитие объектов лесного семеноводства и лесных хозяйств. Однако, существует проблема, которая напрямую влияет на сохранение лесов — это нехватка квалифицированных кадров, — отметил спикер.
По словам Валентина Горячова, лесничие не стремятся выходить на работу. Основная причина — низкий уровень оплаты труда. Средняя зарплата лесничего составляет всего лишь 22–23 тысячи рублей, что не соответствует уровню ответственности и полномочий, которыми они наделены. Если в ближайшее время не будет пересмотрен вопрос о повышении оплаты труда этих специалистов, последствия могут быть весьма серьёзными.
— Говоря об экологическом благополучии Верхневолжья, мы отмечаем уникальность нашего региона. Тверская область занимает первое место в России по количеству особо охраняемых природных территорий — около тысячи. Сюда входят государственные природные заказники, памятники природы и ботанический сад. Общая площадь этих территорий составляет около 14% от общей площади региона. Безусловно, жить на земле, богатой заповедными местами, — это большая привилегия, но также и большая ответственность, — поделился Валентин Горячов.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти