Станислав Петрушенко о профобразовании: «Инвестиции в кадры – это развитие региона»
Депутат ЗС высказался о новой модели подготовки кадров для экономики.
Странная ситуация сложилась в Тверской области с кадровым вопросом. С одной стороны, у нас рекордный уровень занятости и низкая безработица. С другой стороны, предприятия заявляют о том, что не хватает сотрудников. В основном – людей рабочих специальностей.
О подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования мы беседуем с председателем постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Законодательного Собрания Тверской области Станиславом Петрушенко.
– Станислав Анатольевич, в России по инициативе президента Владимира Путина реализуют проект «Профессионалитет». Он нацелен на принципиально новую модель подготовки кадров для современной экономики. Тверская область вступила в проект в 2023 году. Можно ли сейчас уже говорить о каких-то результатах?
– Конечно, можно. В 2023 году к проекту присоединился Тверской промышленно-экономический колледж, в 2024-м – колледжи имени Коняева и Кашинский сельскохозяйственный, в 2025 году – политехнический и технологический, а также Старицкий колледж. Образовательные учреждения получили деньги по гранту – 100 миллионов рублей, ещё 40 миллионов выделил регион и 20 – работодатели. Чуть меньше других получил педагогический колледж. В Тверском технологическом колледже на этот и следующий год выделены деньги на ремонт корпуса и общежития, большой ремонт сделан в политехническом, закуплено оборудование. Чувствуется совсем другая атмосфера. От проекта есть польза, он работает, и это здорово! Врио губернатора Виталий Королев поставил задачу сделать ставку на молодёжь. На самом деле это наше будущее.
Но в придачу к плюсам в развитии профессиональной системы образования есть и минусы. В частности, низкие зарплаты педагогов. Колледжи получают от государства от 28 до 32 тысяч рублей на одно бюджетное место. Мастер производственного обучения вынужден работать на две ставки, чтобы получать более-менее приличную зарплату. Надо вкладывать деньги в профобразование, тогда у колледжей будет возможность развиваться – доплачивать педагогам (которых не хватает), закупать новинки для образовательной базы. Достойное финансирование у нас получает только медицинский колледж – 82 тысячи на бюджетное место по госзаданию. Вот если бы так было во всех колледжах, то с учётом программы «Профессионалитет» средним специальным учебным заведениям удалось бы выйти на достойный уровень.
– А кроме государства кто-то им помогает?
– Есть формат партнёрских отношений. Лучший пример – технологический колледж получил софинансирование от саморегулируемой организации «Тверское объединение строителей». В ней состоят более 400 организаций, поучаствовали все. Всё получили и промышленно-экономический, Кашинский и колледж имени Коняева. Но это затраты конкретных единичных предприятий. Вариантов других у этих предприятий не было. Но коллективно это снимает нагрузку на бизнес. Предприятиям, нуждающимся в сотрудниках, стоит призадуматься – если вам нужны кадры, надо их для себя готовить. А для этого нужна сильная база.
– Можно ли выделить какой-то региональный сектор, особо нуждающийся? И насколько активно работодатели региона участвуют в образовательном процессе?
– Работников не хватает всем, даже если взять крупнейшие предприятия: КСК, ТВЗ, промпарки. А как иначе? Разговаривал недавно с выпускниками технологического колледжа. Из 180 человек в регионе останутся человек 40. Остальные хотят уехать в столичный регион или в Москву. А вот статистика – после колледжей по специальности работают только 48% выпускников, после вузов – 56%. Т.е. в среднем половину специалистов, получается, мы готовим для других регионов. И в то время, когда хотим сократить число мигрантов, выпускники нацелены на другие регионы. Работодатель уже давно обязан задумываться и создавать хорошие условия – трансфер, питание, униформа, соцподдержка и т.д. и может даже служебный автомобиль, который будет в распоряжении работника. Это вложение в себя, в свою компанию. Сейчас уже одной только хорошей зарплаты недостаточно. Конкуренция.
В мае мы проводили круглый стол совместно с комитетом по экономической политике. Присутствовали и представители общественных организаций, и работодатели, и руководители наших средних специальных учебных заведений. Они услышали наши пожелания и к исполнительной власти, и в свою сторону. Составили рекомендации, которые частично уже учтены в бюджете на следующий год.
– Тверские абитуриенты, уезжающие поступать в другие города, объясняют это тем, что у нас меньше выбор специальностей, чем в столице, и вообще, московские вузы престижнее. А как в этом отношении обстоит дело с колледжами?
– Если честно, то конкурентоспособность колледжей тоже хромает. Некоторые вводят новые востребованные специальности. К примеру, колледж Коняева готовит специалистов по профессиям, связанным с робототехникой, электроникой. Но, к сожалению, это единицы. Что важно – в российской системе образования есть повсеместная практика, когда преподаватели колледжей ездят на курсы повышения квалификации в другие регионы. У нас нет. Курсы проводятся внутри региона, но этого недостаточно – варимся в собственном региональном соку. Это возвращаемся к вопросу финансирования со стороны региона. Нам ведь необходимо не только количество, нам необходимо качественное образование. А ведь нужно заинтересовать преподавателей, чтобы они, в свою очередь, заинтересовали ребят.
И ещё – руководство ссузов и министерства образования обязаны сами выходить на работодателей с запросами, мониторить рынок труда. Не собирать анкеты (с вопросом а-ля «А что вам нужно?»), а приезжать на предприятия, смотреть, предлагать, спрашивать и советоваться с бизнесом. Какие специальности нужны? Что нужно для того чтобы это запустить с начала следующего года? И т.д. И, наверное, вернуться к тому, что министерство образования определяет стратегию развития средних специальных учебных заведений в области.
Но завершить хотелось бы на позитивной ноте – за последние 15 лет впервые в этом году количество поступавших в колледжи превысило число абитуриентов вузов.
Текст – Екатерина Ильина.






КОММЕНТАРИИ 0 Войти