«На кладбище нет чинов»: старинный некрополь открывает тайны Твери
Репортаж Tverigrad.ru из места последнего упокоения тверских знаменитостей и мистиков.
В Заволжском районе Твери находится самый старый некрополь нашего города — Волынское кладбище. Его возраст больше трёхсот лет. Некогда посещаемое место превратилось в легенду, затерянную в недрах лесного массива на правом берегу Тверцы недалеко от Красинского моста. Между тем, Волынское кладбище хранит множество секретов.
Тверской энтузиаст Владимир Пимонов принялся своими силами восстанавливать старинный некрополь. Ещё три года назад здесь было практически невозможно распознать кладбище: всё было засыпано мусором, заросло кустарником. Сейчас по надгробным камням можно восстановить фрагменты истории Твери XVIII века.
Пимонов преподаёт криминологию и уголовное право в тверском политехе. С его помощью корреспондент Tverigrad.ru заглянул в глубь веков.
Точной информации о времени создания Волынского кладбища нет, однако у доцента-криминолога имеется собственное предположение на этот счёт. Раньше в России кладбища создавались при монастырях, городских и сельских храмах. Усопших хоронили при каждой приходской церкви, и до Екатерины Второй церковные погосты были по сути единственными местами для захоронений.
В Твери было множество мест погребения. С точки зрения современного человека странно видеть погост, расположившийся в черте города. Но в те времена в этом не было ничего необычного, всё вполне естественно.
В 1772 году был издан указ Правительствующего Сената о запрещении хоронить усопших при церквях. Это решение явилось следствием эпидемии чумы, которая вспыхнула в Москве. Страшное бедствие унесло в могилы десятки тысяч человек. В связи с чумой власти предписали хоронить умерших в особых загородных местах. Можно сказать, что именно тогда появилось первое русское законодательство о кладбищах.
– Я думаю, Волынское кладбище было основано приблизительно в 1770-е годы. Все провинциальные захоронения были организованы примерно в это время. В общем-то это и подтверждают найденные нами памятники. Надпись на одном из них гласит, что человек был похоронен в 1782 году. Скорее всего Волынское кладбище образовалось вместе со Смоленским, Жёлтиковым и Неопалимовским. Но сохранилось только это. Других кладбищ 18-го века в Твери не осталось, они уничтожены. Люди, которые здесь похоронены, строили наш город, – считает Владимир Пимонов.
«На кладбище нет чинов»
Надо сказать, что Волынское кладбище – это совсем не «жуткое местечко». Здесь нет осевших могил и покосившихся надгробных камней, в ветвях не стонет ветер, похожий на голоса умерших. Здесь какой-то особый налёт запущенности – натуральный, живой, наполненный романтикой.
Глядя на эти заросли, и вовсе не подумаешь, что в них можно было найти огромный старинный некрополь. Но когда были вывезены тонны мусора и выкорчеваны кусты, обнажились гробницы. Каменные плиты вросли в землю, букв и имён на некоторых уже не разобрать. За несколько веков гробницы обросли мхом и потрескались. Но некоторые были ещё целые, на них явно различались имена тех, кто покоится под ними.
Где-то среди этих зарослей нашёл покой один из первых глав города Кондрат Светогоров. Он занимал свой пост три года, до самой кончины — с 1785 по 1788 годы. Найти его могилу доценту-криминологу пока не удалось. Однако энтузиаст сумел восстановить могилы сыновей и внуков градоначальника.
«Подъ симъ камнѣм погребены дѣти Тверскаго купца Михаила Кондратьевича Свѣтогорова. Николай Михайловичъ, скончавшiйся 22 мая 1892 года. Житiя его было 24 года 8 мѣсяцевъ. Сергѣй Михайловичъ, скончавшiйся 5 февраля 1895 года, житiя его было 20 лѣтъ».
– Сам памятник лежал в мусоре. Я его почистил, отмыл, установил крест… Михаил Светогоров – потомственный почётный гражданин. Он был купцом-меценатом, держал прядильную фабрику. Дети его были гласными в нашем тверском собрании, то есть депутатами. Да и дом Михаила Светогрова известен – он находится на углу улиц Трёхсвятская и Новоторжская. Купец много жертвовал на строительство. В частности, на его деньги была построена Вознесенская церковь за Волгой. Она стояла примерно на том месте, где сейчас находится здание УМВД. В советское время при реконструкции набережной церковь уничтожили, – начинает экскурсию Владимир Пимонов.
Сам Михаил Светогоров скончался 10 мая 1899 года в возрасте 79 лет. Примерно в 10 метрах от него под белым камнем покоится грудной ребёнок. Григорий Жижинков умер в 1820 году, когда ему было всего 6 месяцев. «Я сделал бетонные основания для всех восстановленных надгробий: чтобы их не украли, и чтобы они не рассыпались дальше», – бережно смахнул пыль с белого камня Владимир Александрович.
Напротив под деревянным крестом расположились ещё две могилы.
– Эта могила принадлежит священнику Вознесенской церкви Марку Иванову. Он умер в 1821 году. Тут видно, что Марк Иванов был возведён в сан священника в 1785 году. Практически это был первый священнослужитель храма Трёх Исповедников на набережной Афанасия Никитина. А рядом с ним похоронен обычный посадский человек, умерший в 1803 году – Влас Федотович Баранов. Он абсолютно ничем не известен. Но это говорит о том, что на кладбище не было никаких чинов. Рядом с простым человеком могли похоронить знатного и наоборот, – поделился наблюдением Владимир Пимонов.
«По современным меркам, это вполне скромные надгробия», – добавил он.
Язык надгробного камня
На старинных надгробиях нанесены черепа с перекрещенными костями. Это ввело меня в ступор — зачем на могилах изображать Весёлого Роджера? Доцент-криминолог объяснил, почему этот символ здесь появился и что он означает.
– Само надгробие – это не просто обозначение места захоронения. Оно имеет хорошую информационную картину. Это надгробие классического барокко с трёхмерной структурой. Всегда на востоке изображался череп с костями, то есть – в ногах. Вы можете увидеть две буквы: «Г» и «А», что означает «Голова Адама». Она расположена под крестом. «Голова Адама» означает первородный грех. Каждый человек несёт свой крест за грехи своих дедов, отцов, за свои собственные грехи, и отмаливает их всю жизнь. Потому всегда на южной части стороны изображён жизненный путь человека. А северная часть посвящена надгробной эпитафии. В данном случае мы видим цитату: «Боже духов и всякия плоти, сотворим преставившемуся от нас вечную память». Более сакральная часть – западная. Она представляет собой крест Иисуса Христа и символизирует веру в вечную жизнь, – рассказал Владимир Пимонов.
Найти грамотного человека в те времена была непростая задача. «Все надгробия делали хорошие мастера, они были очень уважаемыми людьми в городе. Но часто допускали грамматические ошибки», – продолжает доцент. Яркий тому пример — памятник второму сыну главы Твери Кондрата Светогорова. «Здес дело Николая Кондратьевича Светогорова», – гласит надпись, выбитая на восточной стороне надгробного камня.
Рядом находится могила купеческой семьи Шлыгиных, при участии которой в Твери также происходило много общественных деяний. В частности, Шлыгины организовывали рабочие места для нищих, содержали училища, коих было немало в городе, открыли классы портных и глаженья белья.
– На Волынском кладбище похоронен Макарий Гончаров. Раньше его называли Макаром Блаженным. Он известен тем, что предсказывал значимые события. В частности, пожар 1763 года. О Макарии Блаженном есть целая летопись. Похоронен он прямо на месте церкви Успения Пресвятой Богородице. Она была снесена в 1964 году, на её месте теперь стоит детский сад. Тем не менее, это была территория кладбища, – рассказывает Владимир Пимонов.
До сих пор люди ходят на могилку почитаемой блаженной Варвары Воронцовой, которая лечила людей травами.
Следы работы мародёров на старинном кладбище повсюду. На памятниках срезаны металлические кресты, в пункты приёма металла также последовали кованные ограды. В 90-е годы это место облюбовали сатанисты. Причём, в отличие от готов, которые приходили на кладбище просто погулять, эти устраивали здесь ритуалы. Над памятниками надругались неонацисты, выцарапав свастику.
Следы былого величия
А ведь когда-то это был некрополь с красивыми склепами, здесь возвышались статуи из мрамора и бронзы. Они поражали воображение своей печальной красотой, заставляя задуматься о хрупкости жизни и бренности мира. Увы, от былого величия Волынского кладбища осталось лишь крыло ангела, которое Владимир Пимонов нашёл в корнях деревьев.
– Бронзовый ангел, видимо, стоял на каком-то из памятников. Здесь были шикарные скульптуры. Люди рассказывают, что раньше по кладбищу просто гуляли как по парку, отдыхали. В 2000-х годах умерла дочь последнего настоятеля церкви Благовещения Пресвятой Богородицы священника Ивана Николаевича Морошкина. Она просто брала в руки томик Пушкина, гуляла между могилок и читала стихи, – говорит энтузиаст.
По словам Пимонова, в советские времена могильные плиты с Волынского кладбища закладывались в фундаменты домов, из них строили дороги, дворы, мосты. Такие «стройки» встречаются повсеместно, тверичане даже не догадываются, что ходят по элементам погоста. Например, надгробия с Волынского кладбища использовались для возведения опор Красинского моста.
Некоторые плиты так и остались лежать расколотыми на погосте. Один из таких памятников Владимиру Пимонову удалось восстановить по частям.
– Видимо его не заметили строители, поэтому он остался не у дел. Такая же участь ожидала и памятник семье Коробовых. Это были знатные горожане, жили они в Заволжском районе Твери. Николай Яковлевич Коробов был присутственным, то есть депутатом,
– рассказал мой экскурсовод.
На днях, во время работ по ремонту тротуаров набережной Степана Разина и замене бордюрного камня, дорожники наткнулись на надгробия, которые датируются 18 – 19 веками. По словам эксперта, эти плиты вполне могли оказаться старинными надгробиями с Волынского кладбища.
– На фотографиях я сумел разобрать надписи. На одном из памятников – достаточно известный человек. Это прапраправнук первого историка Твери и одного из авторитетных историков России Диомида Карманова. Он был купцом, умер в конце 19-го века. А рядом с ним была похоронена его жена Александра Фёдоровна. Она тоже была меценаткой. Это очень известные люди в Твери. Очень жаль будет, если эти надгробия утилизируют, – рассуждает Владимир Пимонов.
Доцент удивляется, почему Волынское кладбище напрочь лишено опеки со стороны властей? Ведь это настоящий музей под открытым небом.
– Всё это – исторические памятники, на которые необходимо обратить внимание. Здесь можно водить экскурсии. В Домодедово, например, организована выставка таких надгробных памятников. Смысловая нагрузка – память о важных исторических фактах,
– считает эксперт.
Площадь старинного погоста составляет около четырёх гектаров, по предварительным оценкам здесь захоронено не менее 54 тысяч человек. Однако за три года Владимир Пимонов и его помощники сумели восстановить лишь 12 памятников. Некоторые надгробия приходилось склеивать буквально по кускам. По словам доцента-криминолога, на Волынском кладбище можно восстановить ещё около двух сотен.
Во время прогулки по старинному некрополю рядом с мной всё время крутились две собаки – хозяйки кладбищенской территории. Они оказались очень ласковыми. «Выбросил кто-то бедняжек. Я к ним привык уже. Одну назвал Фрося, другую — Фима. Будку построил здесь для них, утеплил, чтобы зимой не замёрзли», – погладил своих питомцев Владимир Пимонов.
Фрося и Фима были моими сталкерами в путешествии по заброшенному мистическому месту. Бегая от могилы к могиле, собачки останавливались и смотрели на меня, словно знакомя с хозяевами надгробий. Настоящая мистика!
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Даже и не знал, что у нас такое место есть. Сколько в Питер езжу, всегда живу на Ваське и на учебу хожу через Смоленское кладбище (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5) - красота, бабушки на лавочках читают, молодые мамочки с колясками прогуливаются. Тишина и умиротворение. А самое главное все очень ухожено.
Неправда ваша На кладбище чины есть и Социальное расслоение тоже. Обратите внимание, на камень купчихи По мерка техъ лет это очень дорого. Это сейчас изготовление памятников на каждом шагу и каменотесной фрезой сделает оформление любой кто осиил ремесло. Тогда надгробия "камня тесанного" мог позволить себе только богач Высекать надписи доверяли только опытным мастеровым-испортить было нельзя. Полировку камня делали вручную и это занимало много времени Поэтому заготовки делали заранее