Тверской народный театр драмы: быть или не быть?
Май – обычно заключительный месяц театрального сезона. По всей стране зрители спешат на последние спектакли, чтобы потом все лето вспоминать чудесные мгновения. Но, увы, один из тверских театров закрыл свой сезон гораздо раньше – в январе, и до сих пор неизвестно, когда поклонники Тверского народного театра драмы снова увидят любимые постановки.
У этого театра драмы практически вековая история. Он был создан в 1920 году, а спустя 6 лет переселился под крышу Дома учителя в самом центре Твери. Именно на этой сцене каждую субботу на протяжении почти 90 лет актеры играли спектакли. Здесь в качестве режиссеров работали Григорий Аннапольский, Александр Вокач, Петр Колбасин, Валерий Персиков, Виталий Синицкий, многие другие. В 2006 году в театр пришел новый режиссер Владимир Павленко, с ним началась и новая эпоха в развитии этого любительского коллектива.
– Владимир Викторович с самого начала предложил нам выбор. Он сказал: «Мы либо остаемся любительским коллективом и не затрачиваемся. Либо превращаемся в профессиональный театр. Я буду требовать от артистов максимальных вложений, моральных и физических затрат, репетиции будут идти практически каждый день. Только так можно получить достойный результат, который будет не стыдно показать зрителю, – рассказывает актриса театра Мария Тимохина. – Естественно, мы хотели расти. Тогда и началась настоящая работа, которая дала результаты. Зрителей в зале становилось все больше, к нам потянулась молодежь. Впереди было много планов и радужных перспектив.
Обухом по голове
Однако в середине января 2012 года планам и перспективам суждено было рухнуть. Всех – режиссера, актеров и в первую очередь зрителей – огорошил приказ о закрытии театра. Названная причина закрытия – нарушение правил пожарной безопасности. При этом остальные организации, расположенные в Доме учителя, продолжили работать. Несмотря на возмущения в прессе и письма зрителей на имя губернатора, никто до сих пор не дал внятных ответов на вопрос о том, что же все-таки произошло и когда театр откроют снова.
– У нас до сих пор нет никакой конкретной информации о судьбе театра, – рассказывает режиссер Владимир Павленко. – Мы только слышим из разных источников, что официальная позиция власти – сохранить наш коллектив и площадку. Это обнадеживает, но пугает отсутствие конкретики. Говорят, что в здании будет ремонт. Для этого нужно создавать комиссию, но пока ничего не происходит.
А дальше тишина
Что самое интересное, не только коллектив театра томим неизвестностью, но и их непосредственное начальство. Вот то немногое, что удалось узнать о будущем Тверского народного театра из разговора с директором Центра технического творчества (в чьем ведении находится ДК работников образования им. А.С. Пушкина – так звучит официальное название Дома учителя) Натальей Альтшуллер:
– Вопрос с театром до сих пор находится на стадии решения, поэтому ничего конкретного сказать нельзя. Собираются документы, планируется собрать совещание, чтобы определиться, к какому министерству отнести народный театр – образования или культуры. Начало ремонта возможно только после принятия этого решения.
Надо заметить, что этим «решением» коллектив народного театра «кормят» без малого год. А в это самое время у слуг Мельпомены нет никакого финансирования, зато есть запрет на показ спектаклей и полное непонимание происходящего. Остается только удивляться медлительности наших чиновников в тех вопросах, которые касаются творческой судьбы заведений культуры.
Надо заметить, что, несмотря на неприятности, творческая жизнь коллектива «не законсервировалась».
– Нам запретили играть, но на репетиции вето не наложили. Поэтому мы себя отвлекаем, как можем. Это инстинкт самосохранения. Начали репетировать новый спектакль по пьесе Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж». Но чем ближе к финалу репетиций, тем грустнее на душе. Ведь любой спектакль через некоторое время начинает требовать зрителя, – рассказывает Владимир Викторович.
Спешите делать добрые дела
В поисках альтернативной площадки коллектив народного театра заключил договор о сотрудничестве с благотворительным фондом «Доброе начало». В апреле актеры под эгидой фонда сыграли свой первый спектакль в городском доме престарелых.
– Любому актеру необходим постоянный тренинг, выход на зрителя. Каким бы профессиональным и талантливым он ни был, пройдет год, два и – навыки уйдут сами собой, – переживает Владимир Павленко. – Поэтому лишить актеров возможности выходить на сцену – это то же самое, что перекрыть кислород. Не буду лукавить, для нас благотворительные спектакли – сейчас чуть ли не единственная возможность увидеть зрителя. Иначе где мы были со своим гуманизмом пять лет назад? Но сотрудничество с фондом – доброе начинание. Я думаю, что оно будет существовать и дальше, даже если сложная ситуация с театром разрешится благоприятно. Такими делами заниматься необходимо. Для меня было открытием, что наши одинокие старики в доме престарелых не избалованы вниманием представителей искусства. А ведь все мы будем старыми, и нужно спешить творить добро.
Директор фонда Юлия Полянская была очень рада предложению народного театра:
– Сделать мир наших стариков чуть более радостным и счастливым – это действительно помощь. Настоящая актерская работа не оставила никого равнодушным. Сказка по мотивам Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» понравилась всем без исключения. Добрые слова, аплодисменты – все как в настоящем театре. Все зрители от чистого сердца поблагодарили труппу за великолепную постановку и артистизм. Благотворительный фонд «Доброе начало» и народный театр драмы планируют продолжить серию поездок по домам-интернатам для престарелых и инвалидов.
Несмотря на то, что цепь гастролей народного театр по благотворительным площадкам города и области будет продолжаться, режиссер переживает за то, что качество спектаклей от этого может заметно снизиться.
– На выездных площадках мы, увы, не можем показать того качества, которое есть на родной сцене. Как и в любом нормальном театре, спектакли ставятся с учетом архитектуры здания и возможностей сцены. Многие постановки мы просто не можем играть на других площадках. Нет того количества кулис, нет глубины, возможности для декораций. Более того, выезды часто мешают актерам развиваться, приучают их не затрачиваться. А это вещь опасная и страшная. Сперва артисты раздражаются по поводу того, что площадка не дает возможности сыграть так, как на стационаре. Потом они раздражаться перестают, успокаиваются, и появляется равнодушие к работе, в результате чего рождается «халтура». И актер незаметно для себя превращается из живого организма в ходячую куклу, – вздыхает Владимир Викторович. – Самым замечательным и добрым делом было бы взять хорошие автобусы, посадить в них стариков и привезти к нам. Чтобы они смотрели спектакль в комфортных условиях – при свете, с музыкой и качественными декорациями. Потом напоить всех чаем, устроить творческую встречу с артистами и отвезти домой. Но сегодня такие планы только в мечтах. Остается только надеяться, что наше сотрудничество с фондом в итоге приведет именно к этому.
Надежда тает на глазах
Если это и произойдет, то совсем не скоро. К сожалению, зрители народного театра вряд ли смогут прийти на любимые постановки и в следующем театральном сезоне. По словам Натальи Альтшуллер, ремонт в здании раньше осени не начнется. Ну а пока будут длиться необходимые работы, труппе народного театра предложат альтернативную площадку.
– Скорее всего на то время, пока будет длиться ремонт, театру предложат репетировать и играть спектакли в ДК «Пролетарка», – говорит директор Центра технического творчества.
К сожалению, отношение чиновников к творческим людям в нашей стране никогда не было даже снисходительным. У слуг искусства и государства настолько разное мировоззрение, что понять друг друга нет никакой возможности. Для труппы театра переезд на другую площадку – катастрофа, для государственных служащих всего лишь временная мера, которая (зная российскую действительность) может стать постоянной. А о компромиссе, как мы видим, говорить не приходится.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
все прочитала, вроде начала даже переживать - но ведь в "Пролетарке"-то гораздо лучше репетировать и спектакли лучше будут смотреться - ведь - не закрыли же окончательно... а Дом учителя и 30 лет назад был ужасен, а сейчас, думаю, полный аут - там!
И то правда. Что катастрофичного в "Пролетарке"?