Сын чемпиона СССР по мотогонкам собрал на своём дворе крупнейшую в Тверской области коллекцию военной техники
Корреспондент Tverigrad.ru посетил частный музей в Осташковском городском округе и пообщался с человеком, оживляющим дух времени.
Житель деревни Жалыбня Осташковского городского округа превратил двор своего дома в музей Великой Отечественной войны. Олег Олейников реставрирует военную технику, которую сам же находит в здешних лесах и болотах. Он дарит боевым железным коням новую жизнь. Корреспондент Tverigrad.ru осмотрел крупнейшую в Тверской области частную коллекцию военных артефактов и пообщался с человеком, который её создал.
Чтобы разместить технику, Олегу Олейникову пришлось соорудить просторный ангар. Однако и там уже становится тесно. Реставратор прекрасно помнит каждый экземпляр, прошедший через его руки. Удивительно, что всю эту военную технику он нашёл сам.
Здешние места сами по себе являются музеем под открытым небом, который простоял нетронутым десятки лет. Всего в нескольких километрах отсюда, на границе с Новгородской областью, шли тяжелейшие бои за Демянск – посёлок между озёрами Ильмень и Селигер. В результате шесть дивизий Вермахта численностью около 100 тысяч человек оказались в котле. Окруженные немцы не сдавались и два месяца упорно оборонялись. Красная Армия провела несколько наступательных операций и в конце концов сумела выбить врага. Это произошло в феврале 1943 года. Потери советских войск составили порядка 280 тысяч человек.
Олег Олейников не даёт времени ни одного шанса, и дарит вторую жизнь военной технике, над которой изрядно «поработали» годы. В его музее – грозный танк, манёвренные бронемобили, внедорожники, мотоциклы, грузовики… Всё находится в рабочем состоянии. Практически на 100% техника состоит из оригинальных частей.
Здесь много зарубежных образцов, стоявших на вооружении Красной армии. Не секрет, что Советскому союзу помогала Америка. Техника поставлялась в СССР в рамках программы «ленд-лиз». В переводе это означает «сдача в аренду». Согласно договору с Америкой, всё переданное имущество после окончания войны Советский Союз должен был полностью оплатить. Однако, если автомобиль или грузовик уничтожали в бою, он не подлежал оплате.
Так, например, в рамках программы в СССР было поставлено порядка 10 тысяч армейских внедорожников Dodge WF-32. Один из таких автомобилей Олегу удалось восстановить. Ушло полтора года кропотливой работы, чтобы превратить машину в «конфетку».
Шестицилиндровый двигатель довольно тяговит, по тем временам он обладал отличной мощностью. Этот армейский автомобиль носил прозвище «три четверти». Он получил его из-за грузоподъёмности – 750 килограммов, то есть три четверти тонны. Машин с такими характеристиками в нашей стране ещё не было. Это был многоцелевой автомобиль. Его использовали все рода войск. Dodge буксировал противотанковые орудия, подвозил боеприпасы, личный состав. К тому же обладал отличной проходимостью.
«Этот Dodge воевал в 1943 году под Демянском, в деревне Цемена. Там я его и нашёл в 2011 году. Он был брошен в лесу. Здесь всё родное, – заботливо похлопал ладонью по крылу автомобиля Олег. – В кузове установлен крупнокалиберный пулемёт Браунинг. Его я нашёл отдельно под Ржевом. Он устанавливался на американские танки «Шерман». Крепился такой пулемёт и на грузовиках типа Dodge».
По словам коллекционера, американская техника в годы войны была весьма востребована. «Например, «Катюши» наши фактически все были на «Студебеккерах». Да, в СССР были и свои грузовики – советские трёхосные ЗИС-6. Но всё же им не хватало мощности, чтобы тащить такую реактивную установку», – объяснил Олейников.
За американским джипом спрятался советский бронивичок БА-64. Стенки его кузова совсем не имеют прямых углов. Это сделано для того, чтобы рикошетили пули.
– Это наш разведывательный бронеавтомобиль. Он был найден в городе Белый. Наши солдаты отступали и попали в окружение. Бронемобиль был подорван, чтобы он не достался немцам. Нашли его, отреставрировали. Корпус, рама, все запчасти оригинальные. Толщина брони здесь около 8 миллиметров. Разве что, резина не родная. Покрышки, сам понимаешь, не сохранились, – указал на колёса автомобиля Олег.
Олег пригласил меня сесть за руль этого героического броневичка. Забраться внутрь – целое испытание. И лучше не думать о том, что потом придётся ещё и вылезать. Вроде лишним весом я не страдаю, да и рост небольшой, но это упражнение мне далось непросто.
Низенькая тяжёлая дверка открывается вниз. Экипаж – два человека. Водитель вплотную прижат к рулю, рычаг переключения передач – между ногами. Командир, он же стрелок, сидит на куцем «мотоциклетном» сиденье: за спиной – бензобак, слева – магазины для пулемёта, справа – аккумулятор. Пулемётная башня вращается, но не имеет крыши.
Рядом с броневичком расположился немецкий грузовик Opel Blitz.
– Я его нашёл недалеко отсюда, в районе деревни Свапущи. Он находился на дне озера. Мне пришлось потрудиться, чтобы его поднять. Грузовик был на глубине 9 метров. Он провалился под лёд в январе 1942 года. Со дна я его поднял два года назад. Он очень хорошо сохранился. На реставрацию ушёл примерно год. Грузовик был выпущен в 1934 году. Краска, все надписи – всё так, как и было. На дверях – следы пуль и осколков. В кузове, кстати, были бочки из-под бензина. Огнетушитель тоже родной, – продолжает экскурсию Олег.
А это Volkswagen. Он предназначался для младшего командного состава Вермахта. Автомобиль был найден в лесу на границе с Новгородской областью. На двери весит немецкая плащ-палатка. Её коллекционер нашёл на чердаке заброшенного дома.
Вдоль стенки выстроились тяжёлые немецкие мотоциклы с пулемётами.
– Это мотоцикл «Zündapp». Сейчас такой фирмы уже нет. Она существовала до 50-х годов, потом обанкротилась и закрылась. Это BMW «Сахара». Мотоцикл предназначался для войны в Африке, но использовался и на Восточном фронте. У него достаточно хорошая проходимость. Немецкий пулемёт на коляске был найден отдельно. Это MG 34, – объясняет коллекционер.
Рядом стоит мотоцикл BMW R35. Этот образец ржавел в заброшенном сарае в деревне Монаково. Этой деревни уже давно нет.
– В сарае лежали рама от мотоцикла, части двигателя… Я потихоньку его собрал. Долго искал оригинальные запчасти: покупал, выменивал, заказывал за границей. Всё делал по оригинальным чертежам, чтобы ничего не придумывать самому. Архивные чертежи заказывал у производителя, – рассказал Олег.
В фильмах о войне часто можно увидеть немецких солдат с табличкой-жетоном, висящими на металлической цепочке на шее. Такой аксессуар принадлежал подразделениям военной полиции Вермахта – Полевая жандармерия или карательные отряды. Главной их функцией был поиск, обнаружение и задержание солдат-дезертиров. Задержанных дезертиров ждала незавидная участь. Также жандармы использовались для расстрелов и казней на оккупированных территориях, они контролировали отправку пленных в концлагеря. Передвигались карательные отряды на грузовиках Mercedes.
– Его я нашёл в деревне Равиницы Новгородской области – в нескольких километрах отсюда. На этом грузовике передвигались карательные отряды. От него осталась рама, кабина. Приборы не сохранились, мне присылали их из Германии, – продолжает Олег.
Неизменный спутник немецких войск – бронетранспортёр Вермахта «Ганомаг». Название переводится очень просто – специальный автомобиль.
– Он был найден также в Новогородской области, в районе Демянского котла. Такие бронетранспортёры производили в Чехии. Они использовались для перевозки живой силы. «Ганомаг» я нашёл в лесу. Он был закопан наполовину. Охотники сделали из бронетранспортёра что-то вроде землянки, сторожки. Гусениц у него не было, мне пришлось их долго искать. В кузове я установил авиационную пушку с самолёта Messerschmitt. Пушку тоже нашёл в лесу. Я её подключил к баллону с пропаном. Пушка стреляет газом, имитируя звуки выстрела.
Самая первая работа реставратора – ГАЗ-АА, который в народе прозвали «полуторкой». Его грузоподъёмность – 1,5 тонны, отсюда и второе название. Этот грузовичок был основным транспортным средством на дорогах войны. «Полуторка» – самый массовый советский автомобиль времён Великой Отечественной.
Ну а гордость коллекции – легендарный танк Т-34. Могучая и грозная боевая машина, одним своим видом способна вселить уверенность в «своих» и страх в «чужих». Но когда-то бронированный монстр выглядел совсем беспомощным. Олег реанимировал танк за полтора года.
– Его нашёл в Псковской области, в районе города Пустошка. У танка сорвало башню от попадания снаряда. Вот, можно увидеть, где была пробоина. Я заварил это место. Танк я нашёл не целиком, по кускам. Я его отреставрировал, он на ходу. Танк был выпущен в январе 1944 года на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, – коллекционер потрогал вмятины от вражеских снарядов.
Я впервые в жизни находился в танке, и всё это было для меня невероятно непривычным. Когда садишься на командирское место, задумываешься – как в таком крохотном пространстве умещался экипаж?
Перед командиром боевой машины располагается заряжающий, за рычагами – водитель-механик, рядом с ним – радист-пулемётчик. В башне постоянно упираешься головой в броню. Через люк механика-водителя на лобовом листе корпуса я пробрался к рычагам управления. Это узенькое, тесное место, еле туда пролез. Без привычки сделать это очень сложно, можно расцарапать руки и ноги.
Необычное увлечение появилось у Олега 14 лет назад. За это время реставратор вернул к жизни более 10 единиц боевой техники. К каждой относится с трепетом. «Я никогда не даю свою технику для съёмок фильмов. Хотя ко мне много раз обращались с такой просьбой. Почему? Киношникам ведь главное что – взорвать что-нибудь, разбить, утопить…», – говорит коллекционер.
Среди боевых машин в коллекции есть и сельскохозяйственная – первый гусеничный трактор отечественной разработки СХТЗ-НАТИ. «Это единственный в мире экземпляр», – с гордостью говорит мастер. Трактор пролежал под водой почти 80 лет. Сегодня он снова готов поднимать целину.
Олег Олейников долгое время жил в США, в штате Вирджиния. Там он получил образование по бакалавриату «Международные отношения». Потом переехал в Москву, где открыл собственный бизнес. А в начале 2000-х сменил столичную жизнь на деревенскую.
Любовь к технике Олег унаследовал от отца. Анатолий Васильевич Олейников – легенда советского мотоспорта. Он 11 раз становился чемпионом страны по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Анатолий Васильевич – большой специалист по гоночным двигателям. Он выступал на мотоцикле собственной конструкции, который получил название ОСК-175.
В гараже у Олега на стене висят вырезки из журнала «За Рулём» со статьями о его отце. «Я ещё маленьким полюбил это дело – смотрел на отца и сам ковырялся в двигателях», – вспоминает с улыбкой мастер.
Выделить какую-то одну свою работу у Олега не получается. Самое главное – испытывать удовольствие от того, что делаешь. Но ведь всё это требует не только времени и сил, но и финансовых затрат.
На вопрос, сколько стоит восстановить технику из груды металлолома, Олег затруднился ответить. «Честно скажу – никогда не считал. Но это очень дорогое удовольствие. Не менее затратно содержать её. Вся техника должна находиться в тёплом и сухом помещении. Поэтому в холодное время года приходится постоянно отапливать ангар. Отопление здесь дровяное. Представляешь, сколько нужно дров?!» – улыбается коллекционер.
Кроме того, современный бензин для такой техники не подходит. Ей нужно топливо с низким октановым числом. Иначе погорят клапаны, объясняет Олейников.
– Раньше я специально ездил за 80-м бензином в Новгородскую область, за 100 километров. А теперь и там его нет, уже год как. У меня остались какие-то запасы, но их немного. Это большая проблема, – разводит руками Олег.
В гараже собрана уникальная оружейная коллекция. Легендарная винтовка Мосина – самое настоящее оружие Победы. Самозарядные винтовки Токарева (СВТ-40), знаменитые ППШ, ручные пулемёты Дегтярёва. Даже гангстерский автомат «Томпсона» отметился в СССР. Он был на вооружении Красной армии, поставлялся по той же ленд-лизовской программе США.
– А это Советский 82-миллиметровый миномёт 1938 года выпуска. Он участвовал в Зимней войне между СССР и Финляндией. Фины захватили этот миномёт и использовали его против нас в 1941 году. При отступлении бросили миномёт. Он уже не стреляет, я поставил в стволе заглушки. По закону нельзя, чтобы он был в боевом состоянии. Но когда я его нашёл, он был полностью в рабочем состоянии, – поделился Олег.
Во дворе дома коллекционер воссоздал оборонительную линию. На пригорке устремили в небо стволы две противотанковые пушки. Рядом в траве притаились огневые точки. Ощущение, что через амбразуры с высоты крутого склона вот-вот начнёт стрельбу пулемётчик. Бетонные пирамиды выстроились в ряд и приготовились остановить стальных монстров. Такие пирамиды называются противотанковыми надолбами.
– Я их привёз из Селижаровского района. Пирамиды располагались на берегу речки Большая Коша. Там в августе 1941 года строился Селижаровский укрепрайон. Эти надолбы входили в огромный оборонительный Ржевско-Вяземский рубеж. Каждая пирамида весит около тонны. В Селижарово их несколько сотен, – рассказал коллекционер за кружкой ароматного кофе. Кружка у него, кстати, тоже трофейная. На ней выбито немецкое имя Thomas.
Чуть дальше в траве под деревьями ждут своего часа два мотоцикла. Вернее, то, что от них осталось. Ржавчина превратила мотоциклы в труху. Даже не верится, что их можно восстановить. В деревьях торчат ржавые сапёрные лопаты. Под раскидистыми ветвями тянется узкоколейка. По этим рельсам когда-то передвигались вагонетки. Они снабжали провизией и оружием наших солдат, которые вели бои под Демянском.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Одному создать такой музей - дорогого стоит.
У нему домой надо дорогу асфальтировать да экскурсии направлять.
Браво!