Тарас Кузьмин. О том, что делает нас лучше

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Сегодня в моде деньги, политика и спорт. Каждый находящийся «в тренде» человек обязан отличать Навального от Милонова, иметь гражданскую позицию и как минимум – годовой абонемент в фитнес-клуб.

Молодой, но уже достаточно известный актер Тверского академического театра драмы Тарас Кузьмин, разумеется, прекрасно знает о «модных тенденциях». Но при этом не собирается покорять столицу, в политических хитросплетениях предпочитает позицию наблюдателя, во всем слушается сына и играет в шахматы.

Про политику

— Существует ли у актера Тараса Кузьмина гражданская позиция?
— Существует и определяется понятием «созерцатель». Оно же вполне описывает и мою жизненную позицию в целом. Я верю во вселенскую гармонию и считаю, что бы ни происходило, всё закончится справедливостью. Позиция эта требует терпения. Иногда его не хватает, и «созерцатель» превращается в «возмущающегося крикуна», но это, по-моему, гораздо менее увлекательно и продуктивно.

— На твой взгляд, актер должен вести за собой народ? Быть активным в политической жизни?
— Актер должен вести за собой народ в театр или кинозал, а уж там с помощью художественного воздействия направлять его в нужную сторону. Народ имеет ту власть, которой заслуживает. Для того чтобы что-то изменить, нужно начать с себя. И вот тут-то как раз на помощь и приходит актер, который помогает каждому гражданину разобраться в себе, как в человеке, который подталкивает его к работе над собой, к самосовершенствованию. В этом задача актера, как, впрочем, любого художника или творца, а не прямая агитация и навязывание своего мнения при помощи популярности.

— Искусство, а в частности театр, должен отражать проблемы современного общества?
— Театр только этими проблемами и должен заниматься, но кроме того, что отражать, он должен еще и решать эти проблемы! Впрочем, иногда и просто отвлекать от них.

— Это мы о глобальных вещах. Насколько пристально ты следишь за политической жизнью Твери?
— Почти не слежу. Она и сама к этому не особо располагает, ведь ничего особенного в ней не происходит. Поэтому лучше сразу следить за «большой» политикой, разгадывать ее загадки, читать между строк и выискивать заговоры. В политике мне интересен «человеческий фактор» и разгадка логики сюжета.

— Тем не менее не все готовы наслаждаться сюжетами «мировых заговоров». Большинству молодых людей жизнь в Твери (ни политическая, ни какая-либо еще) не нравится. Вот и уезжают в поисках чего-то яркого, а то и банально – лучшей доли. Тебе никогда не хотелось присоединиться к покидающим Тверь?
— По поводу того, чтобы уехать, – никогда всерьез об этом не думал. Все время надеюсь, что все в Твери изменится к лучшему или что я смогу что-то изменить. А если рассматривать варианты, то уезжать в принципе и некуда. Про Москву даже говорить не буду… Европа свои лучшие годы уже отжила. В благоустроенной Финляндии – самый высокий уровень самоубийств. Потому что люди от стресса отвыкли, за них всё решено (пособия, пенсия) – вот от скуки в окошко и прыгают. А в самой экономически развитой Германии полно приезжих из Турции и других стран, которые обживаются и размножаются благодаря очень гуманным законам страны. Живут на пособие по безработице, а пожилые немцы, не успевшие народить детишек, потому что карьеру строили, их кормят. Несмотря на то, что в Европе по-прежнему «все для людей», чувствуется, что она умирает. Ну или, скажу помягче, сильно приболела. Так что если куда и уезжать, так это в Сибирь (моя мама, к слову, оттуда родом), поселиться в деревушке без сотовой связи и Интернета, овощи выращивать да корову доить. Но это когда терпение у «созерцателя» окончательно лопнет.

— Кто же виноват в том, что накопилось столько проблем в ЖКХ, здравоохранении, образовании? Пресловутые чиновники?
— Я не склонен обвинять в проблемах города исключительно власть предержащую. Хочешь изменений – начни с себя. Хочешь чистый город – уберись у себя в подъезде и во дворе. Ну или хотя бы не мусори. Кстати, хочу обратиться к некоторым жителям нашего города: уважаемые наркоманы, пожалуйста, выбрасывайте использованные вами шприцы в урну! Детишки играют ими в «сифака», а у меня портится настроение…
Вообще я заметил, что человеческое настроение сильно зависит от того, что он видит на протяжении дня. И государству нужно заботиться о том, чтобы каждого гражданина окружали любовь и красота. Нужно сажать парки, разбивать яркие клумбы, оборудовать велодорожки. Почему чаще всего преступления происходят в неблагоустроенных районах? Потому что там некрасиво! А поставь ты там кованые фонари и скамейки, разреши ребятам нарисовать что-то хорошее на серых унылых стенах – глядишь, и настроение у жителей улучшится. Окурок мимо урны не бросят, прохожего лишний раз ножичком не пырнут… А если еще и возможность для реализации своих талантов каждому дать – точно гармония воцарится! Это ведь только с виду «гопник», а внутри – художник. Вроде вот стоит настоящее «быдло», а приглядишься к человеку, внутрь заглянешь – а там музыкант умирает. Необходимо дать возможность для реализации: выставку под открытым небом или площадку свободную концертную организовать – глядишь, и пить бросят, и оденутся красиво, и людей обижать перестанут. Вот если бы в Гитлере кто-нибудь вовремя заметил художника и похвалил – сидел бы он тихонечко на даче у себя, пейзажи писал…

О культуре

— Значит, все дело в организации досуга? В возможности для творческой реализации? Как ты считаешь, в Твери с культурной жизнью все в порядке?
— Я не активный участник культурной жизни города. Произвожу культурный продукт, но сам его не потребляю, как работник колбасного завода никогда не будет кушать сделанную им колбасу, потому что знает, из каких ингредиентов она состоит.
На мой взгляд, у нас существует две проблемы, связанные с культурой: первая – о культуре в городе мало говорят, вторая – в культуре Твери происходит мало событий. Причем где здесь причина, а где следствие – большой вопрос. Многие горожане не знают, что это за розовое здание с колоннами стоит напротив ночного клуба «Сити». Но, случайно оказавшись на хорошем спектакле в нашем театре, становятся постоянными зрителями. Я лично знаю несколько таких примеров. Из чего делаю вывод, что людей надо просто затаскивать в культурную жизнь. Нужно больше информации, рекламы, пиара, но на все это нужны средства. Вот тут-то мы и касаемся главного вопроса. В Москве десятки миллионов рублей тратятся на постановку одного спектакля в государственном театре. Средний спектакль на столичных подмостках обходится примерно в 50 миллионов рублей. А теперь – внимание! На все постановки сезона в трех театрах города Твери выделяется из бюджета 5 миллионов рублей. И это проблема не культуры нашего города, а культуры нашего государства. Получается, огромная страна большую часть дохода отдает столице. Москва похожа на проматывающую все семейные деньги красотку жену, а Россия – это работяга муж, который ходит вокруг нее, любуется, но при этом сам одет в лохмотья. Может быть, жена когда-нибудь застыдится своей второй половины и поделиться «совместно нажитым имуществом», а может, просто разведётся…

— И все же культурные события в Твери иногда происходят. Например, недавнее открытие Дома поэзии, где ты выступал в качестве ведущего…
— Да, это было очень мощное мероприятие по составу и наполнению, но слабое по привлечению внимания жителей города. Если бы я его не вел, вряд ли что-нибудь узнал бы об этом. Кобзон, Церетели, Терешкова, Дементьев – фамилии, которые привели на площадь сотни людей, но мне кажется, их должно было быть гораздо больше. Хотя сам по себе факт открытия в городе Твери первого в мире Дома поэзии радует и заставляет гордиться. У нас нет ни Кремля, ни самовара, ни пряника, ни пухового платка. А вот Дом поэзии уже как-то напоминает тот бренд, который так долго ищет Тверь. Во всяком случае мне больше хочется рассказывать людям из других городов о поэзии, чем о тверском козле.

— А не забудется ли этот проект, как забывались многие другие?
— Пока Андрей Дементьев этим руководит, шансов забыть его у тверичан нет. Андрей Дмитриевич – удивительно энергичный, умный и грамотный человек. Кстати, на днях прошло первое мероприятие в этом Доме, посвященное памяти тверских поэтов. И я, будучи ведущим на этом празднике, узнал, что наша земля удивительно богата поэтическими талантами, а подслушав планы Андрея Дмитриевича, понял, что у Дома поэзии грандиозное будущее. А что – ведь это здорово! Превратим Тверь в город поэтов и будем писать стихи на всю страну!

— Ты впервые был ведущим мероприятия такого масштаба? Волновался?
— Масштаб этого мероприятия был не в количестве участников, а в их качестве. Мог ли я, слушая в детстве пластинку Кобзона и подпевая этому внушительному баритону писклявым голоском, думать, что когда-нибудь окажусь с ним на одной сцене и все тем же писклявым голоском объявлю всем собравшимся о его выступлении. Мог ли я подумать, что первая женщина-космонавт, героиня молодости моей мамы, та самая Терешкова, за полетом которой следила вся планета, будет ждать, когда я позову ее на сцену… А вечером того же случился еще один сюрприз – я стал ведущим юбилея Андрея Дементьева, который должны были вести Березин и Кобзон. Но они по каким-то причинам не смогли. Вот тут-то и должно было прийти волнение, но не пришло. Вместо него пришло отчаяние, а в отчаянии я становлюсь спокоен и непосредственен.

О спорте

— Главное событие этой осени – Олимпийская эстафета. Впечатлило? Зарядило патриотизмом?
— На мой взгляд, должно быть так: олимпийский огонь объединяет людей, жители разных городов страны чувствуют свою сопричастность с грандиозным событием мирового масштаба, в городах наводится порядок: красятся фасады, убирается мусор, непреодолимое чувство патриотизма охватывает население.
Как все происходит на самом деле: дома красятся только по маршруту огня, в бюджете появляются дыры, куда утекают деньги с тех же спорта и культуры. Олимпиада никого не объединяет, потому что школьников на улицу выводит не идея, а строгая учительница. А идеи у страны сейчас нет, и это главная проблема. Чувство патриотизма не рождается, потому что главный спонсор олимпийского огня – производитель газированного напитка, который, в том числе, решал вопрос, кто достоин нести факел. А сам огонь фактически потерял свой смысл, когда потух на Красной площади. Ведь теперь по стране путешествует не огонь с родины Олимпийских игр, а огонь из зажигалки Zippo, возможно, даже китайского производства… Знаете, почему такой злой ответ получился? Потому что никто не предложил мне огонь пронести… А я, между прочим, лыжи люблю. И вообще у меня по шахматам разряд.

О главном

— Рассуждая о жизни, последних событиях и новостях, я совсем забыла спросить о главном – о творчестве. Над какой ролью сегодня идет работа?
— Сейчас работаю над самой главной и самой сложной ролью в своей жизни. Скажу честно – не все получается, текст выучить невозможно, режиссер – просто деспот….

— ?..
— Я говорю про роль отца. Режиссер – мой сын. Ни разу не чувствовал такой власти другого человека над собой. Он во всем лучше меня. Надеюсь, у него получится сделать из меня хорошего человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .