Театр есть театр: мнение о премьере спектакля «Филумена Мортурано» в Твери

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Постановка бережно отнеслась к первоисточнику и старалась рассмешить зрителей. Накал итальянских страстей набирает обороты.

В Тверском театре драмы 26, 27 и 28 мая представили финальную премьеру уходящего 276 сезона – «Филумена Мортурано» по пьесе Эдуардо де Филиппо. Название, которое звучит как заклинание из мира поттерианы, на самом деле – имя и фамилия главной героини. А её образ – краеугольный камень всего произведения. Как говорится, как начнёшь, так и закончишь, как филумена, так и мортурано.

Если хорошенько разобраться «Филумена Мортурано» – это семейная драма, которая прикрывается комедийной составляющей. В этом и прелесть произведения – чёрный юмор вкупе с буффонадой и гротеском соседствуют с философскими вопросами: «Что такое «семья»?», «Можно ли бесконечно вести двойную жизнь?», «Ради чего человек существует на этом свете?» и т.д.

Автор противопоставляет мужскую беспечность и женскую чуткость. В 1946 году, когда была написана пьеса, вопрос ценности человеческой жизни требовал переосмысления. Драматург жизнеутверждающе подошёл к нему, а режиссёр Александр Павлишин вторит ему.

Имя ей Филумена

Части зрителей, которые пришли на премьеру, был известен фильм 1964 года «Брак по-итальянски», основанный на пьесе «Филумена Мортурано». Главные роли в нём сыграли Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. О том, что тверичане узнают перипетии сюжета, можно было судить по шёпоту в партере.

Но как в пьесе есть фраза «дети есть дети», так и в этом случае хочется сказать: «театр есть театр». На мой взгляд, более адекватным будет сравнение не с киноинтерпретацией драматического произведения, а со спектаклем в Малом театре из-за схожести образа Рикардо или классицизма постановки. Плюс понятно, что на сцене при всё желании нельзя добиться масштабности зрелища, как в фильме.

Главная героиня – жгучая брюнетка Филумена Мортурано в исполнении актрисы Дарьи Плавинской. В этом случае излишне будет говорить про темпераментность артистки, которая позволяет ей просто наэлектризовывать атмосферу на сцене, сколь важно отметить попадание в образ. Напористость, сила эмоций, широта жестов… Всё это добавляет достоверности.

Дарья Алексеевна не просто даёт широкий эмоциональный спектр, но и не сгущает краски. Она одновременно и вешает лапшу (в прямом смысле!) на уши сопернице, и при этом ледяным тоном командует ей убираться, и дрожит от переживаний, увидев сыновей, и спокойно разговаривает с адвокатом (арт. Алексей Майский), когда дальнейшие перспективы крайне туманны, и т.д. Это стихия, которая готова всех переиграть и уничтожить, но при этом веришь, что каждый ход не просто заранее приготовлен, а рождается у тебя на глазах.

В общем, как того и требует история, Филумена в исполнении Дарья Плавинской – дама с горячим сердцем, но чётким пониманием цели – всё ради детей.

Сколько волка не корми, это будет дон Мими

По сюжету, бывшую даму лёгкого поведения Филумену Мартурано приютил у себя в доме богатый неаполитанец Доменико Сориано (арт. Константин Василенко). Характерный, харизматичный артист Константин Василенко играет в Тверском драматическом театре с 2018 года и кажется вполне закономерным то, что он получил одну из центральных ролей. Это даёт возможность его таланту развернуться в полную силу.

Доменико Сориано – богатый житель Неаполя, который вытащил Филумену Мортурано из публичного дома, трущоб и прожил с ней 25 лет. Но… Это «но» и становится камнем преткновения – Филумена не получает статус в доме своего возлюбленного. Конечно, происхождение дамы сомнительно, но она – женщина, а богатый господин, надо думать, мог позволить себе безумство взять её в жёны.

Артист Константин Василенко, исполняющий роль 52-летнего господина, прекрасно справляется с поставленной задачей. Он важен, неспешен и внушает уважение. Исполнитель исключил любую суетность, любое лишнее движение, любую мягкость в своих интонациях. Единственное, что пока выдаёт неуверенность Константина Васильевича – отсутствие энергетики. Во всяком случае 28 мая казалось, что он не посылает звук в зал, а будто немного ещё не дотянул до эмоциональной «дуги» своего героя.

В начале спектакля большая часть первых мизансцен выстроена так, что Константин Василенко находится на первом плане, что помогает ему выглядеть выше ростом, внушительнее. Он будто заполняет собой пространство. Всё даёт нам понять – это серьёзный синьор, который хочет, чтобы с его мнение считались.

В паре с Константином Василенко энергично, комично и ярко работает артист Вячеслав Хархота, играющий слугу Альфредо. В противовес мужскому взгляду на ситуацию – служанка Филумены Мартурано – Розалия, сыгранная актрисой Ириной Погодиной. В этом и ключ – что для мужчины кажется пустяком и ерундой, то для женщины может быть трагедией.

На фоне внешне серьёзной фигуры дона Сориано (в юности – «дон Мими Сориано». – Ред.), к слову, разворачиваются самые комичные сцены спектакля. В частности, находка с клоунами, которые будто отражают всё, что связано с фигурой самодовольного богача.

Всё, что нужно – любовь

Режиссёр-постановщик бережно перенёс на подмостки пьесу Эдуардо де Филиппо. В тверской вариации мы не найдём моментов, когда время движется вспять, из-под сцены появляется колдовское озеро, или Филумена внезапно несёт в авоське пачку соли. Наверное, оно и к лучшему.

Ключевые моменты сюжета связаны с взаимоотношениями Филумены и Доменико. Обман переплетается с чистой воды правдой, притворство с искренними чувствами.

Зритель смотрит историю о любви, которая даёт силы всё вынести. То это похоже на комедию положений, то на мелодраму… Комично-трагичная нелепость жизни, которую может преодолеть человек. Было бы желание!

Возрастное ограничение постановки – «16+».

Читайте также – Вишнёвый суд: коротко о метаморфозах спектакля по Чехову в Тверском театре драмы.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2
2
Telegramm Главное Культура Театр Театры

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .