«Театр многозадачен»: Главреж Тверского ТЮЗа за 9 месяцев не разочаровался в Твери и ставит новые цели

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Перед началом сезона Tverigrad.ru пообщался с главный режиссёром Тверского театра юного зрителя Иваном Пачиным. Главный вопрос был – как прошли первые полгода на новой должности?

В декабре этого года на сцене Тверского театра юного зрителя (я бы добавил, что в эту категорию «юный» нынче входят и подростки, и те, кто молод душой) выходит премьерная постановка про Гекльберри Финна. Да-да, именно того хулигана и сорванца, с которым водил дружбу Том Сойер. И вот в Твери представят спектакль по книге Марка Твена, о которой чаще всего вспоминают во вторую очередь. После романа про Сойера.

– История про Тома Сойера – это замечательный материал, он идёт во многих ТЮЗах. А я обратился к Гекльберри Финну, потому что эта история чуть постарше, и проблемы в ней несколько другие. Это мне показалось чрезвычайно интересным. И название звучное – «Ге-кль-бер-ри Фи-н-н», – с улыбкой отмечает Иван Пачин. – Мне показалось это правильным в контексте данного сезона.

Инсценировку романа про беспризорника и оборванца, готового на авантюры, главреж Иван Пачин создавал вместе с Фёдором Парасюком, с которым коллеги по цеху уже работали над сценической адаптацией повестей «Вафельное сердце» и «Вратарь и море» норвежки Марии Парр. Эти спектакли, ещё не в должности главрежа, а как приглашённый творец, Иван Пачин создал в Тверском ТЮЗе в 2019 и 2020 годах.

Как режиссёру-постановщику Ивану Пачину кажется, что история про Гекльберри Финна самодостаточна. Иван Сергеевич вспоминает и советский фильм Георгия Данелии «Совсем пропащий» (1973), демонстрирующий, что Гек может быть в отрыве от Тома, и подчёркивает, что про Гекльберри Финна вообще мало ставят. «Взяли на себя такую ответственность», – полушутливо отмечает Иван Пачин.

– Я дал актёрам бумажки, на которых написаны персонажи, чтобы они сами написали своё распределение, какое им кажется правильным для нашего театра. Они показывают этюды, то, на что хотели бы претендовать в этом материале, это такая разминочная работа, она намного спокойнее, чем когда ты приезжаешь на месяц, и нет возможности что-либо проверять и пробовать. Сроки и обязательства сковывают, а сейчас мы спокойно и мягко вошли в работу.

Наш разговор с Иван Пачиным во дворике ТЮЗа проходил 27 августа, а премьера постановки про Гекльберри Финна намечена в плане на декабрь этого года. Но уже с лета началась плотная работа. Впрочем, в ТЮЗе параллельно репетируют ещё несколько спектаклей, готовят спецпроекты.

10, 11 и 12 сентября в ТЮЗе выйдет новый спектакль – «Космос. Мама. Я». Это произведение главреж вместе с коллегой уже показывал в Москве, а теперь решил адаптировать и доработать для тверского зрителя. Категория премьеры – «7+», и в ней найдётся интерактиву.

– К мальчику приходят великие космооткрыватели, или великие открыватели космоса, и он решает проблему, которая стоит перед ним – как мечтать о космосе, если мама запретила. Герой упал в детстве с дерева, и мама просила его не мечтать ни о полётах, ни о космосе. И мальчик разрывается в мыслях между правдой мамы, её волнением и тем, что у него есть мечта о космосе.

Это близко исполнителям – мало чья мама будет в восторге от того, что ребёнок захочет стать актёром или актрисой. А в спектакле, помимо драматической составляющей, есть ещё и образовательная – так называемый науч-поп. Там мы рассказываем о законах, об открытиях космических, которые совершили конкретные люди,

– поясняет Иван Пачин.

Оказывается, что пьесу Иван Сергеевич с коллегой написали сами. «Она достаточно простая, всё зависит от того, как её будут играть, с каким отношением, с какой любовью к зрителю» – добавляет главреж.

Этой осенью в ТЮЗе продолжится практика читок, когда берут то или иное произведение и читают по ролям, используя минимум изобразительных средств. На данный момент это будет существовать как самодостаточная форма, но в дальнейшем не исключено, что «Август-6», «Чёрный апельсин» или иное представленное на суд зрителя драматургическое произведение станет сценическим. Эксперимент с «читочным» форматом для Твери оказался удачным. Но не всё прочитанное нуждается в сценическом воплощении.

Такого же мнения придерживается и народный артист РФ Александр Евдокимов, который вышел к нам во двор ТЮЗа, чтобы подышать свежим воздухом.

– Очень самостоятельная вещь. Я бы сказал, что это другой театр – мы видим зрителя, активно общаемся с ним после читки. Должно, правда, как-то сильно щёлкнуть, чтобы это точно получило иное воплощение – на сцене,

– подмечает Александр Евдокимов.

– Мы должны видеть своего зрителя как артисты, должны выйти с ним на диалог, должны с ним разговаривать, должны читать интересные материалы,

– добавляет Иван Сергеевич.

Так получилось, что я первым побеседовал с Иваном Пачиным, когда 23 января он занял пост главного режиссёра и, можно сказать, худрука ТЮЗа. Тогда мой собеседник строил много планов, говорил о тех проектах, которые ожидают учреждение культуры. Как я понял, многие из них действительно воплотились в жизнь.

– Когда приходишь, это одно, а потом, когда встроился в систему, то работать всё начинает по-другому. Но безусловно тот путь, который нами выбран, он правильный. Театр многозадачен. Кроме спектаклей, это читки, в «Лукоморье» (помещение на втором этаже. – Ред.) мы хотим сделать игры с детьми, поставим спектакль в фойе, опять же в фойе сделаем такое пространство, где будут читки. Уверены, что всё это верно.

Главный режиссёр ТЮЗа полагает, что таким образом удастся вовлечь как можно больше горожан в театральную жизнь, при условии, что это интересно театру и сделано в любви и взаимопонимании.

– Если кто-то из актёров немного забыл, зачем он работает в театре, моя задача как режиссёра снова напомнить ему об этом, снова вернуть его в лоно юности. Театр же дело молодых, дело молодых душой.

Отвлекаясь от основной темы разговора, я вспоминаю, что Иван Пачин, в прошлом пробовавший себя как спортивный журналист на ТВ, в прошлом сезоне успел побывать не только на большом количестве культурных событий в Твери, но также на футбольных матчах с участием ФК «Тверь».

К слову, Вадим Гаранин признан по итогам прошлого сезона лучшим тренером в Группе 2 ПФЛ. А ведь именно Вадим Анатольевич подсказывал постановщику способы сделать футбольные сцены в спектакле 2020 года «Вратарь и море» более правдоподобными.

– Всё так – сотрудничаем, узнаём много нового и интересного. Мы – часть этого города и хотим быть полезными ему. Мы же объединены. Впечатления от города у меня хорошие. Пригласим как-нибудь всю команду «Твери» на спектакль в качестве зрителей, а не только консультантов.

– Не в Твери удаётся поработать? Насколько знаю, в Нижнем Новгороде весной вышел ваш спектакль «Каштанка».

– Да, и теперь у нас есть договорённости с Хабаровском и не только. Режиссёр должен здесь всё отдавать в своём родном театре, потом ехать, где-то наполняться в других местах. Это задача творческого человека. Артисты должны смотреть премьеры, должны смотреть другие спектакли в своём театре, в других театрах. Это всё часть нашей жизни.

В Твери я успел побывать в Императорском дворце, ещё строю планы в отношении других мест. Безусловно, хочу поездить по области. Попасть в театр города Кимры, театр Вышнего Волочка, посмотреть их спектакли. Буду находиться в контексте жизни города и региона, как и наш ТЮЗ.

Начало сезона в Тверском театре юного зрителя наполнено гастрольными поездками, работой над премьерами и ожиданиями, что вопреки всем трудностям культурная жизнь будет бурлить и привлекать тверичан.

Справка Tverigrad.ru:

Иван Сергеевич Пачин родился в Березниках, Пермского края 10 августа 1986 года.

Окончил Театральное училище имени Щукина в 2008 году, курс Владимира Иванова. Работал в Театре имени Вахтангова, Учебном театре Театрального института имени Щукина.

Ставил спектакли во многих театрах России в качестве приглашенного режиссера. В частности, сотрудничал с Большим театром кукол в Санкт Петербурге, Московским областным театром кукол, Канским драматическим театром и т.д. Он также основал «Творческое Объединение 9», союз выпускников театральных и музыкальных вузов Москвы.

С 23 января 2020 года трудится главрежем в Тверском театре юного зрителя, где не только определяет политику учреждения, но также сам ставит спектакли. В должности главрежа – «Умеешь ли свистеть, Йоханна?» (2021), читка пьесы «Чёрный апельсин» (2021). В декабре должен выйти спектакль про Гекльберри Финна в режиссуре Ивана Пачина.

О том, что запланировано на 2021/2022 театральный год в ТЮЗе читайте в нашем материале по ссылке.

Фото – Тверской театр юного зрителя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3
0
Культура Общество Театры

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .