Трансформация Твери: поможет ли масштабное благоустройство сделать город комфортным
Tverigrad.ru поговорил о настоящем и будущем Твери с городскими и областными архитекторами.
С каждым годом Тверь все больше преображается, трансформируется. Градостроительная деятельность не замирает, кажется, ни на минуту – урбанисты, архитекторы, не перестают ломать головы над тем, как сделать город, его среду, комфортной для людей. Речь о проекте «Чистое небо», умных светофорах, ремонте дорог и тротуаров, появлению новых арт-объектов, активной застройке окраин, дизайн-коде вывесок и многом, многом другом.
Насколько сейчас Тверь комфортна с точки зрения градостроительства, урбанистики? Что сделано и что еще необходимо сделать для создания комфортной городской среды? Об этом Tverigrad.ru поговорил с начальником отдела архитектуры и городской эстетики администрации Твери Кристиной Никитиной и экспертами Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области.
– Градостроительные качества города оцениваются по нескольким аспектам. В первую очередь по географическому расположению, и здесь Тверь несомненно в выигрыше, располагаясь на обоих берегах Волги, а также включая в свою территорию устья Тверцы и Тьмаки. Этим обеспечивается компактность застройки и сочетание городской среды с природным водным ландшафтом. Географию прекрасно дополняет виртуозно выполненный в XVIII веке генеральный план Твери, позволяющий и в XXI веке вписать улицы исторической части города в стандарты современной транспортной инфраструктуры. Историческая застройка города непрерывно развивалась, дополнялась новыми ансамблями улиц, площадей, набережных, парков. Если говорить про современную Тверь, в последние годы серьезный акцент был сделан на благоустройство. В отдаленных от центра районах благодаря реализации программы «Формирование комфортной городской среды», при активном участии населения города появились новые парки и скверы на улицах Георгиевская, Хромова, Громова, Артюхиной, в поселке Химинститута, Мигаловской набережной. Существенно изменить получилось и исторический центр города, это связано с началом благоустройства пешеходной улицы Трехсвятской, Тверского проспекта, улицы Советской, набережной Степана Разина. Во многом за последние 5 лет комфортную городскую среду сформировала кампания по ремонту дорог в рамках нацпроекта проекта «Безопасные и качественные дороги», ремонт дорог и тротуаров затронул более 270 километров городских улиц и площадей. Пешеходные пространства стали удобнее, просторнее и дружелюбнее,
– считает Кристина Никитина.
Начальник отдела архитектуры и городской эстетики подчеркивает, что, безусловно, комфортность города не представляется без развития социальной инфраструктуры. За последние несколько лет в Твери благодаря национальным проектам и поддержке регионального правительства построены 4 новые школы, 4 детских сада и дошкольное отделение школы № 50, серьезная реконструкция и капитальный ремонт затронули ряд городских объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений.
Построен новый комплекс Суворовского училища, исторический мультимедийный парк «Россия – моя история». Все это и многое другое существенное изменило городское пространство.
– Одним из самых ожидаемых объектов города сегодня является Западный мост с реконструкцией переездов через железную дорогу в районе улицы Фрунзе и Петербургского шоссе. В сочетании с заметно растущим качеством ремонтируемых магистралей и улиц, это станет серьезным явлением в развитии транспортной инфраструктуры города. Новой вехой в урбанизации и качественном развитии городской среды может стать реконструкция Привокзальной площади и создание нового транспортно-пересадочного узла, объединяющего в одном месте все виды общественного транспорта,
– объяснила Кристина Никитина.
Затронули мы и тему появления все новых арт-объектов в городе.
– Городская среда не представляется без художественных и монументальных объектов, стрит-арта и малых архитектурных форм. В 2023 году в Твери появился ряд новых интересных, познавательных арт-объектов, в том числе, барельеф «Лучи Твери», «фотограф И.А. Тачалов» и «Таблица В.М. Брадиса» на улице Трехсвятской, бронзовый макет галеры «Тверь» в Городском саду, три бронзовых барельефа с историческими видами города Твери на набережной Афанасия Никитина и в подмостовом пространстве Нового Волжского моста. Город преображается также благодаря оснащению зданий и сооружений архитектурной подсветкой. Яркими в прямом смысле примерами можно назвать ансамбль зданий на Соборной площади, площади Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, Старый и Новый Волжский мосты. И, безусловно, в ближайших планах не останавливаться на достигнутом, далее насыщать общественные пространства уникальными объектами, которые со временем могут стать новыми визитными карточками Твери,
– подчеркнула Кристина Никитина.
С экспертами Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области мы поговорили об активной застройке города.
– Окраины Твери активно застраиваются многоквартирными жилыми домами. С одной стороны это хорошо, с другой – застройщики используют разные архитектурные планы, цветовые палитры и так далее, что создает ощущение некоего хаоса у тех, кто въезжает в город. Согласны ли вы с этим? Что можно сказать об эстетике новых застроек?
– Вопрос регулирования и систематизации планировочных и колористических решений в архитектуре объектов жилищного строительства напрямую связан с механизмом регулирования архитектурно-градостроительного облика для проектируемых объектов капитального строительства в соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой устанавливаются требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим характеристикам объектов капитального строительства, требования к цветовым решениям фасадов, строительным и отделочным материалам, размещению технического и инженерного оборудования на фасадах и архитектурной подсветке. Указанные требования утверждаются в градостроительных регламентах правил землепользования и застройки. Процедура согласования архитектурно-градостроительного облика осуществляется перед получением разрешения на строительство объекта и позволяет скорректировать проектную документацию объектов при выявлении несоответствий проекта установленным требованиям к архитектурно-градостроительному облику, что позволяет улучшить качество архитектурных решений и в конечном итоге создать более целостную и гармоничную городскую среду.
На текущий момент для Твери осуществляется разработка указанных градостроительных требований с учётом исторически сложившейся застройки центральной части города и современных архитектурных трендов. До введения в действие указанных требований вопрос выбора колористических и прочих архитектурных решений при проектировании объектов остаётся в компетенции авторов проектов и их заказчиков.
Однако даже до утверждения соответствующих градостроительных регламентов регулирования архитектурно-градостроительного облика Главархитектура Тверской области оказывает содействие проектировщикам и застройщикам в части выдачи своего заключения и рекомендаций по улучшению архитектурных проектов.
– Сегодня в крупных городах при проектировании новых ЖК существует тренд – «двор без машин», когда все парковки вынесены за пределы дворовой территории, а на ней размещается более полезная инфраструктура: например, детские игровые и спортивные комплексы. Следует ли этому тренду Тверь? Возможно ли реализовать такую концепцию на придомовых территориях в старой застройке?
– Современное градостроительное законодательство позволяет застройщику самостоятельно выбирать места размещения парковок при строительстве многоквартирных жилых домов на имеющемся в его распоряжении земельном участке с возможностью размещать парковки как в пределах дворовых пространств, так и за их пределами, а также в подземных паркингах с необходимостью соблюдения технических норм и правил, касающихся обустройства прилегающей к дому территории. На территории города Твери имеются многоквартирные жилые дома с различными вариантами размещения парковок.
Реализация концепции «двор без машин» в сложившейся застройке может быть затруднительна в связи с отсутствием свободных земельных участков, прилегающих к таким многоквартирным домам, а также наличием существующих обустроенных парковочных мест на дворовых территориях, которые не препятствуют использованию детских и спортивных площадок в пределах дворовых территорий.
– Современный ЖК – это наличие на придомовых территориях не только парковки для машин (может быть даже и подземной), но и качественных зон отдыха, зелёных зон. Сегодня застройщики стремятся к этому. Но в старых кварталах с этим вопросом дела обстоят непросто: зелёные зоны быстро превращаются в парковки для машин. Возможно ли решить эту проблему, применив к старой застройке современные тренды?
– Обязательным требованием при выдаче разрешений на строительство многоквартирных жилых домов является проектирование и строительство помимо самого многоквартирного дома зеленых зон, детских и спортивных площадок, а также площадок для выгула домашних животных в соответствии с градостроительными регламентами правил землепользования и застройки, региональными нормативами градостроительного проектирования Тверской области, сводами правил в сфере строительства.
Одним из методов недопущения использования зеленых зон для парковки автотранспорта является реагирование органов местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере благоустройства в соответствии с законом Тверской области от 14 июля 2003 года N 46-ЗО “Об административных правонарушениях”, а также информирование гражданами органов местного самоуправления в случае обнаружения ими подобных нарушений.
– Сегодня на пересечении улицы Коминтерна и бульвара Цанова на месте, где когда-то были склады, возводят современный ЖК. Однако большую часть улицы Коминтерна от Волоколамского проспекта до бульвара Цанова сейчас занимают оптовые склады, которые выглядят отталкивающе с точки зрения современного города. На ваш взгляд стоит ли эту территорию также использовать под комфортную современную жилую застройку, или же надо просто привести оптовую базу в современный и эстетичный вид?
– Согласно правил землепользования и застройки города Твери в пределах указанной территории расположено несколько функциональных зон, а именно: коммунально-складская зона, зона общественных центров, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части города и зона общественных центров, расположенных на территории с наличием коммунально-производственных объектов.
Целесообразно использование существующих объектов с приведением их к эстетичному виду при помощи механизма внедрения единого дизайн-кода для указанных объектов в рамках правил благоустройства муниципального образования.
– Есть ли в Твери проблема неэффективно используемых промышленных зон? Что с этим можно сделать? Планируется ли каким-либо образом изменить такие территории?
– Согласно генеральному плану города Твери площадь всех производственных зон города составляет 2353 га (примерно 15% территории города). Базу развития экономического потенциала и основу промышленного комплекса формируют предприятия обрабатывающих производств. В настоящее время производственные зоны города Твери активно развиваются. За период с 2021 года по настоящее время Главархитектурой Тверской области выданы разрешения на строительство (реконструкцию) 34 объектов капитального строительства в пределах производственных зон города, а также 15 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в указанных зонах.
Напомним, в Твери прошли рейды по граффити и соблюдению дизайн-кода вывесок.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти