Тверь попала в сети
Торговые центры в Твери растут как грибы после дождя. Зачем столько в далеко не самом богатом городе, а скорее даже бедном?
Или это нам только кажется? Ведь если строят – значит есть резон, экономический расчет пока никто не отменял. И расчет основывается не на пустом месте или прихоти богатого владельца, расчет основан на спросе. Что бы ни произошло, человеку прежде всего нужно есть и пить, а потом уже всё остальное. При этом доля ритейлеров на Западе занимает 80-90% рынка, в России – пока только треть. Что же ждет наш город в будущем и выиграет ли потребитель от нашествия гипермаркетов?
Торгуют все!
По-видимому, самым юным участником игры «Удовлетвори потребителя» станет в Твери «Седьмой континент» – известный в России сетевой бренд. Он будет размещаться в ТРЦ «РИО», входящем в состав проекта «Сити-Парк Тверь» на площади Гагарина. 30 января в новом ритейл-парке на Октябрьском проспекте открылся строительный гипермаркет «Дом для Дома» французской сети Leroy Merlin. Ранее заявлялось, что вторым “якорным” оператором центра станет немецкий гипермаркет «Глобус».
Но это новые для тверичан имена. Резонно вспомнить тех, кто уже закрепился на нашем рынке. X5 Retail Group N.V. – крупнейшая в России розничная компания по объемам продаж. Ей принадлежат такие бренды, как «Копеечка», «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток». Штаб-квартира ритейлера находится в Нидерландах. Сам же бренд сложился путем многочисленных слияний и поглощений различных торговых марок и фирм.
Розничная сеть «Магнит» – крупнейший игрок на общероссийском рынке по числу торговых точек. По стране у компании порядка 130 гипермаркетов и более 6 тыс. «магазинов у дома». «Атак» – бренд, который входит в Auchan Group, сеть, занимающую 12-е место в мире. В Твери «атаковцы» представлены тремя магазинами. Производственно-торговая кампания «Универсал» – старожил тверской торговли, работает аж с 1994 года. На сегодня имеет сеть более чем из 20 магазинов, в основном в Твери.
ООО «Ритм-2000» с брендом «Тверской купец» и «Тележка» известен тверичанам с 2003 года. В соседних областях фирму знают под брендом «Вольный купец». Основатель марки – ныне депутат Законодательного собрания области Чхатвал Харминдер Сингх – приехал в Тверь из Индии, чтобы стать врачом, но время возможностей (лихие 90-е) расставило все по-своему. Сегодня его компания – одна из крупнейших торговых сетей Северо-Западного региона: насчитывает более 100 супермаркетов в Твери, Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге и областях.
По одному гипермаркету в нашем городе имеют еще два «топовых» игрока розницы – сети «Metro» и «Лента». «Ленте» принадлежит 55 гипермаркетов по всей стране. Сеть «Метро Кэш энд Керри» входит в немецкий ритейлер Metro AG – пятый по величине торговый дом в мире. Интересно, что Metro начал создавать в 1960-е гг. Отто Байсхайм, офицер одного из самых элитных подразделений Ваффен СС – лейбштандарта «Адольф Гитлер».
«Движуха» в конкурентной среде?
Слияния, поглощения и другие формы развития рынка – частые гости российского бизнеса, в том числе и в сфере сетевой розничной торговли. До недавнего времени Тверь в силу провинциальности бурная жизнь сетевиков обходила стороной. Но экономический бум начала «нулевых» послужил зазывалой на местную площадку крупных ритейлеров. Торговых центров становится все больше, очереди в них – удивительно! – только растут. С приходом весомых игроков без «передела собственности» и продуманной стратегии, кажется, теперь не обойтись.
Как и всюду, в Твери появление федеральных сетей обострило конкуренцию в розничной торговле. Местные производители стали потихоньку сдавать – не столько в цене, сколько в качестве. С миру по нитке накопилось многое, экономия на издержках дает о себе знать. И вот многие стали тянуться в крупные супермаркеты, предпочитая график еженедельных закупок повседневным обращениям в «магазин шаговой доступности».
Почувствовав перемены, местные игроки активизировались. По осени прошлого года “Ритм-2000” скупил магазины сети «Тверской продукт» (бренды «4 сезона», «Апельсин», «Экономика») и стал лидером по городу в розничной торговле. Пошел слух, что «Купец» продает весь бизнес одной из федеральных сетей. Себе фирма якобы решила оставить лишь магазины «Тележка» и «Экономика». В компании молву не подтвердили, объясняя, что грядет ребрендинг для других регионов, где не слишком актуальный «Тверской купец» сменит «Разница».
Из десятки топ-брендов – ведущих розничных сетей в стране – в Твери есть уже больше половины. Очевидно, что давление на местных с годами будет только усиливаться, и тенденции продажи бизнеса со всеми потрохами скорее всего только сохранится.
Выиграет ли покупатель?
Если по неумолимому закону рынка сеть стремится к монополии, то покупателя интересует правильное для товара соотношение цена – качество. Покупателю “по барабану”, что за фирма и кто владелец, здесь, как говорится, товар лицом. А «фейс» местных прилавков далеко не всегда тверской. Конечно, в сетях можно найти и местную курицу, и молоко, яйца, колбасу, хлебобулочные изделия, но почему тогда тверичане по-прежнему не только ходят на продуктовый рынок, но и активно осваивают ярмарки выходного дня? К тому же стало традицией заглядывать на площадь у цирка к белорусам…
Частично ответ на этот вопрос я услышал недавно в одном из гипермаркетов в колбасном отделе. Две пожилые женщины, знакомясь с ассортиментом, удивлялись: «Столько колбасы, тут запах на весь магазин должен быть, а его вообще нет!». Вторая часть ответа состоит в том, что, конечно, собственное производство хоть и возрождается, но медленно, а сетевики с их объемами и закупочными ценами откровенно не жалуют мелких фермеров. Вот и приходится бедным маяться в поисках новых рынков сбыта между предложениями от власти, открытием собственной лавки в крупном по местным меркам городе или все-таки укреплением сотрудничества с (не)родными сетевиками.
Как известно, большая рыба пожирает более мелкую. Но сегодня нет сомнений в том, чья же стратегия окажется более эффективной – федеральных сетей или местных производителей. Пока игра идет в одни ворота. Но очень многое будет зависеть от арбитра встречи, которого мы доселе в этой статье не поминали. Гарантом сохранения конкуренции должно выступать именно государство. Пока же оно скорее, наоборот, гарантирует сохранность пресловутого монополизма.
А тот в свою очередь приводит к тому, что больше всех страдает «бюджетник» – человек с достатком ниже среднего. Соотношение цена – качество для продукции этого сегмента на отечественном рынке ( и Тверь здесь не исключение) очень посредственное, это еще мягко сказано. А если поднатореть в потребительском искусстве, на поверку окажется, что сетевики предлагают нам одно и то же: количество марок, брендов, видов и т.д. еще совсем не означает продуктовое изобилие. Вот тебе, бабушка, и гипермаркетизация!
Связанные статьи:
КОММЕНТАРИИ 8 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Вряд ли бюджетник страдает от сетей. По крайней мере в Твери. На рынках и у белорусов цены подороже будут. И фермеры загибают цены. И то, что там только натуральный состав - это еще далеко не факт, давно уже научились добавками всякими разбавлять продукт. И контроль у частников не ахти, прямо скажем. Не всегда свежее. Хотя в "Апельсине" тоже надо все рассматривать-этикетку переклеить им в радость. А контингент у рыночников - бабульки в основном...
Я надеюсь , что приходящие на рынок сети поднимут и культуру торговли, которая в Твери , к сожалению, ниже плинтуса. А до уровня "РИО" в Твери ещё ни один торговый центр не дотягивает. Надоели маленькие магазинчики, где хамство и свинство, а если магазин достойный, то не прогорит - покупатель придёт.
Ага, и меньше гнилых фруктов и просроченных крылышек будет. Вы о чём, девушка?
По делу девушка изъясняется. Та же "Пятерочка" в Твери - остров хамства и полного безобразия, а уж про мелкие магазинчики-рынки-ларьки я вообще молчу
отсутствие хамства, культура торговли и т.п. это конечно было бы хорошо, но вот меня больше напрягает другое: на одинаковом расстоянии от моего дома, примерно в паре сотен метров, есть три больших супермаркета - "тележка", "магнит", "пятерочка" и с десяток мелких магазинов-минимаркетов. плюс рынок еще. в выходные составляю список покупок (не особо и большой кстати, просто привередливый) но даже обойдя ВСЕ магазины купить полностью всё, что задумал никогда не получалось. с гнилыми фруктами и неспелыми овощами вообще беда... кстати, никто не знает где можно нормальные продукты купить??
По фруктам мне нравится Карусель. Там их достаточно много и гнилья особо нет.
Посещение магазина федеральной сети для меня - форсмажор, всегда ориентировался на небольшие, но "нормальные" местные магазины. И, кроме "Инвалидского", и, в меньшей мере, куриного "Петушка" на Трехсвятской, особых потерь среди них в период бурного роста сетей не вижу. Если вслепую не копировать ассортимент сетевых магазинов (коробки с молоком со сроком годности в месяцы, колбасу любых московских заводов и.т.д.), то они вполне жизнеспособны, если есть своя "изюминка". Вот небольшой магазин в здании "Торгового центра" (первого в Твери) на Зеленом. В какой сети Вы можете стабильно увидеть полный набор молочной продукции Максатихинского завода (молоко, кефир, ряженку, масло развестное/пачки, сметана развестная/фасованная, творог, творожная масса)? И разливное воронежское подсолнечное масло из бочки в свою пустую бутылку? И выпить за 15 руб стакан молочного коктейля? И мясной ряд ( охлажденная свинина+курица -Заволжский+Верхневолжская), и колбасный ( включая сыровяленные белорусские колбасы и развестные копченые ярославские окорочка цыплят) вполне нормальный. Никакой "Атак",открывшийся неподалеку, не отобьет покупателя от этого магазина. Хотя по куриной продукции лучший, думаю, фирменный "Пироговский" в конце Трехсвятской (молочная продукция там тоже Максатихинская). С говядиной ("Вышний Волочек"), конечно, вопрос, но открывшийся недавно на пересечении Волоколамский/Склизкова мясной магазин все воросы по баранине, говядине и мясной кулинарии снимает, хотя цены кусаются. Я не знаю хорошо Заволжье, думаю, что и там аналоги точно есть.
Нечего и сравнивать рыбный ассортимент и качество федеральных сетей и нашего "Нептуна", особенно, когда открыли коптильню в Суховерково и там же теперь солят семгу и форель. "Тележка" с его "Русским морем" может отдыхать.
Приехала в Тверь из Калининграда в командировку. Что могу сказать... Местные глобальные сети просто невозможно посещать. Цены доходят до абсурда - 160(!) рублей за 30 яиц. 160! В Калининграде они стоят как минимум в два раза дешевле. Про Польшу вообще молчу. Молоко (на вид, но не на вкус) тут продают за 50 рублей. Хлеб(!) почти 25 рублей стоит... Фрукты (если это можно назвать фруктами) мало того, что продают по бешеным ценам, так ещё и товар некачественный. Спустя две недели пришла к выводу - чтобы сытно и недорого жить в Твери надо долго ходить от одного магазина до другого. В одном покупаешь молоко(настоящее, с которого можно сливки снимать), в другом морепродукты (и то, к сожалению, я не знаю ни одного магазина где можно купить именно шпроты, а не продукт, который напоминает шпроты. Про палочки крабовые вообще молчу - при их производстве ни один краб не пострадал.), в третьем хозтовары и т.д. Как по мне, то все эти шаражки (Магниты, купцы, разницы-задницы) созданы лишь для увеличения денежных счетов их владельцев и несут в себе исключительный вред. Когда была на типа оптовой базе, то увидела, случайно, откуда завозит мясо РИТМ-2000 - Чили, Парагвай, Аргентина, Канада, Бразилия. Из РФ только кости свиные в ассортименте.
В общем, повторюсь, тут надо очень хорошо знать некрупные магазинчики - где они находятся, что в них продаётся и быть готовой пройти не один километр для набора нужной продуктовой корзины...