«Тверь старинная». История появления и исчезновения Санкт-Петербургской заставы

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют сто двадцать второй выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.

Заставой назывался в XVI – XIX веках сторожевой пост при въезде в город, созданный для взыскания подорожных и других налогов, для наблюдения за проезжающими и т.п., а также это было место въезда в город, охранявшееся стражей. Здесь также проверяли документы и собирали пошлины. Помните, в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» Вакула приземлился в Санкт-Петербурге у заставы с шлагбаумом? Но только в те времена Екатерины II их еще не было, а появились они при Николае I в XIX веке.

В Твери имелось несколько застав. Через город проходило шоссе Санкт-Петербург – Москва, и с каждой стороны у пересечения его с городской границей стояли заставы: Петербургская и Московская. Сегодня мы расскажем о первой.

Тверской историк В. И. Колосов писал о 1840-х годах: «От Петербургской и Московской застав постоянно и день и ночь было большое движение. Тянулись всевозможные обозы: одноконные, двуконные и троеконные; ехали всевозможные дорожные экипажи; мчались курьеры в своих лёгких бричках; проезжали тяжёлые, полные пассажирами дилижансы, а по ночам прогоняли большие гурты черкасских быков; по временам проходили разные войска, конные и пешие».

Кордегардии (караульни), поставленные на заставе, были с двумя обелисками, обелиски соединяла металлическая арка с вензелем императора Николая I (до этого времени застава тоже была, только постройки ее были деревянные). Вот что о ней писали в начале XX века историки искусства Шамурины: «Впечатление города, богатого памятниками, производимое Тверью, довершает помещённая на окраине, в конце Петербургского шоссе – застава. Во многих русских городах сохранились они и часто это чисто практическое, бытовое учреждение получало художественную обработку; особенно тогда, когда застава вместе со своим прямым назначением играла роль и триумфальных ворот, выстроенных для встречи государя. Среди застав, выстроенных в конце XVIII -начале XX вв. и несущих на себе следы искусства эпохи классицизма – тверская одна из наиболее красивых. Её составляют два стройных, высоких обелиска, соединённых узорной металлической аркой».

В течение целого века с момента утверждения регулярного плана Заволжья граница городской черты не выходила за пределы Санкт-Петербургской заставы. Но новый период в истории Твери наступил с приходом капитализма. Город расширился… А с 1870-х годов большой участок за городской заставой занял Московский лейб-драгунский полк, издавна квартировавший в Твери. Ближе к концу века здесь появились и крупные заводы. Одному из них – вагонному – суждено было впоследствии стать градообразующим предприятием Твери.

Постепенно застава 1832 года исчезала, на фото ее остатки без обелисков видны за мотористами и велосипедистами, которые стоят с призами, полученными за пробег в 110 верст по маршруту «Тверь – Торжок – Тверь» 24 сентября 1922 года.

Сегодня город вырос, и это уже не окраина, поэтому не осталось и построек заставы. Ее остатки исчезли в 50-х годах прошлого века…

Но место это и ныне называется «заставой». Только «Ленинградской».

Существовала ещё и Старицкая застава в Затьмачье – там, где теперь начинается проспект Калинина.

Здесь стояли две невысокие деревянные колонны с двуглавыми орлами.

О Московской заставе расскажем в другой раз.

Источник: В. И. Колосов «История земли Тверской», Энциклопедический справочник. Тверь. 1994. С. 160; Финкельштейн В. Летопись Твери. Тверь. 1996. С. 209; (Статья из книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог.: в 5 кн. Кн. 1: Тверь / Ред. А.Б. Стерлигов. – Тверь; ЗАО Литера-М; – 2000.) К. Литвицкий Энциклопедия тверских улиц.
Используются фото и из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина. Справочник» изд. Московский рабочий 1978 года и автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

46
1
Социум

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

Sima4

Автомобилей нет, Трамвай полон людей :))) Уютно

3
0