«Тверь старинная». История появления первого в городе аэропорта в начале ХХ века
Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют сто двадцать пятый выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.
Мало кто знает, но первый аэропорт в Твери появился в начале ХХ века. И располагался он там, где теперь улицы Ржевская и Маршала Будённого, в районе 2-й детской горбольницы.
На фото, где на тверской аэродром приземлился аэроплан «Ньюпор-IV» штабс-капитана Андреади при перелете по маршруту «Севастополь – Санкт-Петербург», на заднем плане хорошо видно «Тверскую мануфактуру» и ее трубы, а правее – Суринскую слободу (начало нынешней улицы Маршала Конева), где ближайший к фабрике дом был примерно на месте «Пингвина».
Но аэродром принимал самолеты еще раньше. Так, в июле 1911 года состоялся рекордный перелет из Питера в Москву. В течение нескольких месяцев его готовили Императорский Всероссийский аэроклуб совместно с Императорскими Автомобильным и Техническими обществами. Победил в нем авиатор Александр Васильев, пилотировавший «Блерио-Х1». Участники перелета должны были приземлиться в контрольных точках маршрута, в том числе в Вышнем Волочке, Торжке и Твери.
А 7 июня 1912 года на самолете «Ньюпор-IV» стартовал инструктор Севастопольской авиашколы лейтенант Черноморского экипажа В.В. Дыбовский с механиком. Маршрут Севастополь – Харьков – Орёл – Тула – Москва – Петербург в 2950 км он преодолел за полтора месяца и прибыл в столицу 18 июля. Маршрут был пройден за 25 летных часов с 25 промежуточными посадками.
Газета «Утро России» сообщала:
«Перелет Дыбовского.
Дыбовский наконец в Москве. Вылетев из Севастополя 25 мая, он прибыл в Москву 17 июня, в 7 ½ вечера. Почти у Москвы авиатор едва не потерпел катастрофы, попав при спуске в болото. Летчик вылетел из сиденья. У “Ньюпора” оказался поврежденным пропеллер и немного помятыми некоторые части.
Немедленно с московского аэродрома, куда было дано знать о падении, примчались на автомобилях в деревню Печатниково московский губернатор В.Ф. Джунковский, члены воздухоплавательного общества Ю.А. Меллер, С.И. Оссовецкий, пор. Н.С. Голубицкий и другие.
“Ньюпор” вытащили из болота и, разобрав по частям, перенесли на люблинское футбольное поле. Здесь пропеллер был заменен новым, высланным из Москвы. Вечером Дыбовский вылетел в Москву.
На “Сукино болото” к В.В. Дыбовскому привезли несколько писем, писем, полученных на его имя на аэродроме. Первые же из них. оказались анонимными. В них летчика укоряли в медлительности перелета. Из других выпало несколько такого же характера газетных вырезок.
– Меня обвиняют, – говорит В.В. Дыбовский, – в том, что я не торопился. Да, я не торопился. Но торопиться и не входило в мои задачи. Мне даже вполне определенно было предложено “не спешить”. Перелет мой не организован, я пользуюсь только помощью механика, следующего за мной по железной дороге, и услугами железнодорожных служащих, охраняющих мой багаж и пересылающих его с этапа до этапа. Лечу я, не зная дороги. Единственный путь – это линия железной дороги. (А зачем 9-дневное сидение в Харькове?).
На московском аэродроме первым приветствовал В.В. Дыбовского B.Ф. Джунковский.
– Великий князь Михаил Александрович, почетный председатель московского общества воздухоплавания, – сказал он,- поручил мне приветствовать вас, отважного летчика, совершившего такой перелет. При этом В.Ф.Джунковский поднес летчику присланный для него великим князем серебряный кубок. Теплой речью от имени московского общества воздухоплавания приветствовал В.В. Дыбовского проф. Н.Е. Жуковский.
У членской беседки авиатора встретили овациями.
За шампанским раздались тосты: В.Ф. Джунковский поднял бокал за здоровье Государя Императора, за великого князя Михаила Александровича и затем за В.В. Дыбовского.
Вечером военные летчики чествовали В.В. Дыбовского у “Яра”».
Затем через Тверь он полетел в Санкт-Петербург.
Но вслед за лейтенантом В. В. Дыбовским, 15 июня 1912 года по маршруту «Севастополь – Херсон – Одесса – Кременчуг – Полтава – Харьков – Москва – Санкт-Петербург» стартовал другой инструктор авиашколы – военный летчик, штабс-капитан 51 пехотного Литовского полка Д.Г. Андреади. Его «Ньюпор-IV» прибыл в столицу 12 июля, преодолев расстояние общей протяженностью 3200 километров. Это был самый дальний перелет со дня зарождения авиации. Причем у летчика было намерение обогнать Дыбовского, находившегося в это время в Твери. Однако с самой Москвы его начинают преследовать неудачи: сначала негодный бензин, доставленный ему московским аэроклубом, а затем уже и порча мотора. В Вышнем Волочке пришлось выписывать из Севастополя новый мотор и сидеть несколько дней в ожидании.
Кстати, готовя эту публикацию, наткнулся на интересную информацию об авиаторах Владимире и Дмитрии Рябушинских – сыновьях текстильного магната Павла Михайловича Рябушинского. Оба они входили в оргкомитет 2-го Всероссийского Воздухоплавательного съезда, проходившего в Москве весной 1912 года. Вполне вероятно, братья были причастны к рекордным перелетам и к появлению аэродрома в Вышнем Волочке, ведь именно там находилось Товарищество мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями. Дмитрий окончил физфак Московского университета и в 1904 году основал в подмосковном семейном имении Кучино Аэродинамический институт. Владимир же вместе с братом Сергеем, А.А. Бенуа и И.Я. Билибиным в 1925 году стоял у истоков созданного в Париже общества «Икона», призванного сохранить традиции русского иконописания.
Аэропорт просуществовал недолго, после революции и гражданской войны поле у Суринской слободы стали застраивать домами и проложили трамвайные пути (на фото аэродром располагался слева), а новый аэродром организовали на поле в 20-х годах, где теперь располагается микрорайон Южный, прямо за Волоколамским путепроводом. О нем мы расскажем в другой публикации.
Источник: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог.: в 5 кн. Кн. 1: Тверь / Ред. А.Б. Стерлигов. – Тверь; ЗАО “Литера-М”; – 2000; В. И. Колосов «История земли Тверской», Энциклопедический справочник. Тверь. 1994. С. 160; Финкельштейн В. Летопись Твери. Тверь. 1996. С. 209; К. Литвицкий Энциклопедия тверских улиц и http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii-2/pervye-perelety-russkih-aviatorov/perelety-sevastopol-sankt-peterburg-1912-goda/
Используются фото и из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина. Справочник» изд. Московский рабочий 1978 года и автора
Всем любителей истории и гастрономических изысков предлагаем сделать подарок своим любимым на 8 Марта и приглашаем на авторский эксклюзивный гастрономическо-познавательный тур «Тверь кабацкая», в котором в фотографиях, фактах, историях и легендах расскажут, каким город был вчера и каким он стал сегодня, где и как отдыхали раньше, какие были трактиры, рестораны и кабаки. Также гости пройдут по историческим местам и посетят три популярных заведения Твери: ресторан «Ленинград», пивной паб «Старый чемодан» и ресторан «Пино Гриджио».
В каждом из них участники тура совершат увлекательное путешествие в мир уникальной тверской гастрономии, продегустируют напитки (наливки, пиво и вино) и аутентичные блюда тверской кухни, приготовленные специально для этого тура (какими именно блюдами удивят гостей, будет сюрпризом). Причем во всех трех ресторанах дегустационные блюда представят шеф-повара (или су-шефы), и гости смогут услышать увлекательный рассказ об истории каждого из них.
Продолжительность экскурсии – ориентировочно 3-3,5 часа.
Стоимость программы: 1500 рублей («Всё включено», предоплата)
Место сбора: памятник Афанасию Никитину
Время сбора: 12:30, отправление в 12:40
Запись по телефону: 8-952-063-06-00
КОММЕНТАРИИ 0 Войти