«Тверь старинная». Как храм «Всех скорбящих радость» в склад учебников превратили и трагедия последнего его настоятеля Алексия Бенеманского

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют сто девятый выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.

Сегодня в публикации мы расскажем о храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Сначала на этом месте был дом для убогих, бесприютных и беспомощных людей, при котором было церковное место, где хоронили умерших. В 1750 году преосвященный Митрофан решил здесь устроить богадельню и при ней – храм во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». И в том же году на возвышении была построена деревянная церковь во имя Иконы Божией Матери «Живоносный источник». Это «возвышение» позже получило название «Скорбященский холм». Церковь была не приходная и содержалась на домовом архиерейском коште.

В 1763 году церковь сгорела во время большого пожара и затем была вновь отстроена. Почитаемая Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» после пожара была перенесена в уцелевший храм Живоносного Источника. Новая деревянная церковь того же посвящения стала кладбищенской для всего города.

С 1768 года, когда был утвержден и стал выполняться общий план застройки Твери, при церкви образовался приход. В 1782 – 1792-х годах была возведена каменная однопрестольная церковь с трапезным храмом и стоящей рядом каменной колокольней.

В 1852 – 1855-х годах был устроен второй придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» за счет «кошельковой суммы» в 200 рублей серебром, а также установлен новый иконостас. Строительство и отделка церкви велись при участии известных архитекторов И.Ф. Львова и К. Гейденрейха. В 1897 году на средства прихожан позолотили главу церкви.

Это единственный в городе храм с объемным семигранным алтарем с элементами стиля барокко и ротондальной основой в стиле классицизма.

И тут нельзя не рассказать о том, кто был последним настоятелем храма перед его закрытием в 1937 году. Это был священномученик протоиерей Алексий Бенеманский.

Алексий Константинович Бенеманский родился 6 января 1881 года в селе Баранья Гора Новоторжского уезда Тверской губернии в семье священника Константина Бенеманского. После окончания духовной семинарии он работал учителем начальной школы в Торжке. В 1904 году Алексей Константинович был рукоположен в сан священника и служил в Тверском Христорождественском женском монастыре.

Несмотря на запрет со стороны властей, стал преподавать Закон Божий в монастыре по понедельникам и средам. После того, как закрыли монастырь, он перешёл служить в храм иконы Скорбящей Божией Матери. Летом 1919 года отец Алексий был избран членом епархиального совета. Во время гражданской войны в 1920 году его арестовали и отправили на тыловые работы. В 1922 году большевики начали кампанию по изъятию церковных ценностей, а осенью того же года отца Алексия снова арестовали, и комиссия НКВД приговорила его к двум годам ссылки в Туркестан.

Дома оставались жена и пятеро детей. В ссылке отец Алексий и ещё три ссыльных священника деятельно разоблачали обновленцев, служили отдельно за богослужением, открыто поминали Святейшего Патриарха Тихона.

В 1924 году советское правительство приняло решение освободить духовенство и мирян, осуждённых по процессам об изъятии церковных ценностей.

В конце 1926 года отец Алексий вернулся в Тверь, и здесь будущий священномученик продолжил борьбу с обновленцами, которые как раз в это время снова активизировались.

А в конце 1928 года советскими властями было решено закрыть тверской Вознесенский собор и устроить в нем столовую. Чтобы создать видимость законности, в поддержку было собрано три с половиной тысячи подписей рабочих. Однако духовенство надеялось отстоять главный храм города. На квартире протоиерея Никандра Троицкого устроили тайное совещание. Его участники – священники Василий Куприянов, Квинтилиан Вершинский, Алексей Соколов, Василий Владимирский, Леонид Флоренский и Алексей Бенеманский – решили в своих приходах начать сбор подписей под протестом против закрытия собора. В короткий срок было собрано десять тысяч подписей, и собор удалось отстоять. Тверское духовенство успешно сдерживало и натиск обновленцев, стремившихся захватить все храмы епархии.

2 (15) марта 1932 года батюшку снова арестовали. 13 (26) марта отца Алексия вызвали на допрос. Следователь задавал вопросы так, чтобы ответы священника совпадали с заранее составленным обвинением в создании контрреволюционной организации и деятельности её против советской власти.

Отец Алексий в своих ответах старался держаться строго церковного русла. Виновным себя в предъявленных обвинениях не признавал. В июле 1932 года его приговорили к высылке в Казахстан на три года. По окончании ссылки он вернулся домой в Тверь. Горсовет отказался дать ему документ о регистрации, и отцу Алексию пришлось выйти за штат.

В 1937 году батюшку арестовали в четвёртый раз. В качестве обвинения выдвигалось участие в «контрреволюционной фашистско-монархической организации», возглавляемой священномучеником Фаддеем, архиепископом Тверским. Виновным себя батюшка не признал.

Официально обвинительное заключение гласило, что отец Алексий, «являясь активным участником контрреволюционной церковно-монархической группы, проводил вербовку новых участников в эту группу и давал задание отдельным членам контрреволюционной группы на сбор средств среди верующих на организуемый им тайный монастырь в городе Калинине. Проводил среди населения активную контрреволюционную фашистскую агитацию» (сохранена орфография подлинника). 21 ноября (4 декабря н. ст.) 1937 года по приговору Тройки НКВД протоиерей Алексий Бенеманский был расстрелян. Мучители тайно похоронили тело священномученика. Место его захоронения не известно. Реабилитирован в 1989 году.

6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. В 1999 году в городе Вышний Волочек состоялось прославление протоиерея Алексия в лике новомучеников (память его празднуется 5 декабря). После открытия для служб в 1999 году придела «Всех святых» к названию придела было добавлено имя священномученика Алексия Бенеманского.

Когда в 1937 году его закрыли, то в 1930 – 1950-х годах вплотную к нему пристроили жилые дома, разобрали паперть. В 1961 – 1994-х годах в церкви располагался склад учебных пособий.

В 1975 – 1977 годах были проведены реставрационные работы по проекту А.В. Соколова. В ходе этих работ были воссозданы разобранные конструкции. Зданию вернули облик, близкий к первоначальному. С 1991 года Скорбященская церковь стала действующей, по статусу – приходская.

Источник: «Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», страница сайта Православные храмы Тверской земли, «Тверь. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник», страница Народного каталога православной архитектуры, биография «Священномученик Алексий Константинович Бенеманский», православная энциклопедия. Статья из книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог.: в 5 кн. Кн. 1: Тверь / Ред. А.Б. Стерлигов. – Тверь; ЗАО «Литера-М»; – 2000.
Используются фото и из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина. Справочник» изд. Московский рабочий 1978 года и автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

17
1
Социум

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .