«Тверь старинная». Как в городе первые триумфальные ворота и памятник появились и куда они исчезли

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют сорок третий выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.

Мало кто знает, что именно на этом месте (на фото) в 18-м веке в Твери появились первые триумфальные ворота. Они были возведены в честь Екатерины II, в это же время появился и памятник императрице. Созданный по инициативе тверского дворянства в 1779–1780 годах архитектором Ю. М. Фельтеном, он был единственным прижизненным памятником Екатерине II. Гранитный обелиск из дикого камня, завершенный медным позолоченным шаром, установили на Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина).

А Триумфальные ворота построили на Почтовой (Полуциркульной) площади (ныне Михаила Тверского). Произошло это весной 1787 года. Главная площадь города появилась после того, как в 1763 году в результате большого пожара выгорела почти вся центральная часть Твери. От неё расходятся три основные лучевые улицы центра: Советская (ранее Екатерининская), Новоторжская (ранее Косая Новоторжская, вела к базару на Хлебной площади), Вольного Новгорода (ранее Косая Новгородская, вела к перевозу через Волгу).

Деньги на деревянные триумфальные ворота собрали тверские купцы и мещане по инициативе генерал-губернатора Тверской и Новгородской губерний Николая Петровича Архарова. Всего было собрано и израсходовано на оба сооружения – 7 504 рубля, по тем временам огромная сумма.

Что представляли из себя ворота? У краеведа В.И. Колосова в исследовании «Прошлое и настоящее города Твери» читаем, что это была деревянная трехпролетная двухъярусная арка, украшенная колоннами и пилястрами, расписанными под мрамор крепостными живописцами Казаковым и Сержанцевым, с изображениями мифологических персонажей и имитацией гипсовых барельефов. Венчал ворота герб Твери. Над аркой с обеих сторон были помещены четыре фигуры.

А вот как описывает ворота в книге «Ручной дорожник» (год издания 1801-й) Иван Фомич Глушков – статский советник, кавалер бриллиантового креста Св. Анны, орденов Владимира III степени и Станислава. С 1838–1843 годы он служил тверским вице-губернатором, потом жил в Твери:

«На сей площади до 1796 года стояли великолепнейшие Триумфальные по образцу римских врата, воздвигнутые от благодарной Твери Екатерине Великой по случаю возвращения ее из полуденного края России. Какие дорогие были аллегорические картины! Какие выразительные надписи! Под одною великою картиною, на которой представлена российская законодательница, везомая в триумфальной колеснице всякого состояния народом по пути, устланному розами, было написано: Хоть не всегда лицо твое, Богиня, зрим/ Но вечным пламенем усердия горим. Никто без радостных слез не смотрел на сию картину! – ни один гражданин не проходил мимо ее без благоговения».

Триумфальные ворота в честь Екатерины II были разобраны в марте 1797 году в связи с предстоящим проездом через Тверь Павла I, который, как известно, не любил свою мать. Памятник был разобран в 1811 году. К сожалению, от памятника и ворот не осталось даже рисунка. Сохранилась лишь часть декора ворот – полотно аллегорического содержания, которое находится в собрании ТОКГ. Это панно было выполнено предположительно в 1787 году тверскими крепостными живописцами Казаковым и Сержанцевым. Композиция, сюжет и стилистика произведения характерны для монументально-декоративной живописи эпохи классицизма.

Панно представляет собой что-то вроде барельефа, выполненного в технике гризайль. Гризайль – это разновидность живописи, которая традиционно выполняется с использованием одного цвета с его тоновыми вариациями. Изначально данная техника была задумана как некий инструмент, позволяющий детально отображать рельефные фигуры. Что и было сделано на воротах при въезде в город.

Поэтому зритель при взгляде на триумфальные ворота видел не картину или панно, а гипсовый рельеф, который идеально вписывался в композицию. С помощью аллегорического сюжета авторы монументального полотна на триумфальной арке создали образ Екатерины II как идеального монарха-гражданина, заботящегося о благе государства и обладающего не только безграничной властью, но в силу этого и огромной ответственностью перед обществом, – так описывает суть этого панно в своей статье «Триумфальные ворота Тверской губернии…» исследователь Анна Горбунова.

Кстати, эта картина является одним из немногих, а возможно, единственным сохранившимся памятником этого ряда. Стоит сказать, что помимо триумфальных ворот в Твери в ХХ веке в конце улицы Трехсвятской стояла триумфальная арка (на фото), которая встречала гостей и жителей города, приезжающих с железнодорожной станции. В то время здесь была окраина города. Со станционного шоссе путешественник попадал в него через эту арку. И если от памятника и триумфальных ворот в честь Екатерины II не осталось даже рисунков, то эта арка чудом сохранилась на фото.

Используются фото из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина. Справочник» изд. Московский рабочий. 1978 года и автора

Участвуйте в викторине в нашей группе «ВК»

27 июня приз – купон на 1000 рублей от кафе «Домашняя кухня» отеля «Бергхауз».

Купон действителен на все меню, кроме алкоголя!

А в пятницу мы разыгрываем приз от магазина «Круиз». Это термос – «Биосталь 0,75».

Приз может получить один человек – один раз.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

13
0
Социум

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .