«Тверь старинная». Как в городе впервые в России открыли регулярное пассажирское сообщение по Волге

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют тридцать второй выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.

«Самолет», пароходное общество пассажирских перевозок, было учреждено в 1853 году. Его создателями стали отставной капитан российского флота Владимир Александрович фон Глазенап и титулярный советник Максимилиан Бехагель фон Адлерскрон.

Годом ранее В.А. фон Глазенап обратился с прошением открыть водное пароходное сообщение между Рыбинском, Тверью и Ярославлем. Прошение было удовлетворено, и родилось новое пароходное общество. Основной капитал фирмы насчитывал 250 тысяч рублей. 30 октября 1853 года Устав Общества был Высочайше утвержден.

Первоначально предполагалось соединить Николаевскую железную дорогу в месте пересечения ее с Волгой в Твери пароходным сообщением с Ярославлем и прилегающими районами. Пароходные пристани были устроены в Твери, Корчеве, Угличе, Рыбинске и Ярославле.

Пароходы, принадлежавшие Обществу «Самолет», имели следующие внешние отличия от других — их надстройки были выкрашены в розовый цвет, а на бортах были изображены три полосы (красная-белая-красная). Постройка пароходов осуществлялась на бельгийском заводе «Коккериль», который даже дал имя одному из построенных там судов. Первые три колесные парохода «Тверь», «Рыбинск», «Ярославль» были куплены в 1853 году в Бельгии и в 1854 году доставлены в разобранном виде в Тверскую гавань. Здесь суда собрали и оснастили, и в 1854 году они впервые в России открыли регулярное пассажирское сообщение по Волге от Твери до Ярославля.

В Твери был арендован затон, где устроили мастерские для сборки судов. А на средства общества была сооружена Тверская искусственная гавань с двумя котлованами («ковшами»), стапелями и соединительным каналом (общая площадь. св. семи тыс. кв. м). Гавань была обнесена земляным валом высотой до 12 м, при входе в ковш устроена шлюзовая перемычка в 13 м, по левому берегу Тьмаки.

К концу 1850-х гг общество владело 21 пароходом. В 1856 году трасса пассажирского сообщения продлена до Нижнего Новгорода, в 1857 году до Казани, в 1858 году по реке Каме до Перми, в 1859 году по Волге до Саратова, в 1861 году по Оке до Елатьмы, а затем по реке Мологе. К началу 1860-х годов пароходы «Самолета» плавали от Твери до Астрахани.

В 1862 году Обществом был выпущен первый путеводитель по Волге – «Волга от Твери до Астрахани». В числе его составителей были будущие основатели Саратовского художественного музея Николай и Алексей Боголюбовы.

Однако к концу 1880-х годов доходы Общества стали падать. Пароходы «Самолета» выгодно отличались высокой скоростью, строгим соблюдением расписания и т.д., но, представляя собой в основном старые однопалубники и все равно отставали от конкурентов. Общество прекратило плавания по притокам Волги, сократило численность флота, но это не спасало положения.

Однако они нашли выход, решив заказать «Коккерилю» новую партию судов. Принимая за основу американский тип пароходов, новые суда строились с учетом потребностей тех участков путей, по которым они должны были ходить. Постепенно популярность пароходов «Самолета» восстанавливалась. Они носили имена великих русских писателей, художников, композиторов.

В Волгоградском музее речного флота хранится красочное расписание движения пароходов «Самолета» 1914 года. На титульном листе под гербом России видны специальные отметки, означавшие, что «Самолет» перевозит также государственную почту.

В тексте говорится, что к 1914 году в распоряжении Общества находилось «40 комфортабельно устроенных легко-пассажирских пароходов американского типа, которые совершают ежедневные рейсы по всей Волге от Твери до Астрахани с остановкою во всех попутных городах, а по Каспийскому морю товаропассажирские пароходы совершают рейсы через каждые два дня… В навигацию 1914 года вступают в линию Нижний Новгород – Астрахань вновь построенные пароходы «Великая княжна Ольга Николаевна», «Великая княжна Татьяна Николаевна» и «Лермонтов», и в линию Рыбинск – Саратов вновь построенные пароходы «Князь Симеон Гордый», «Князь Серебряный» и «Князь Юрий Суздальский». Все эти пароходы роскошно отделаны и построены с новейшими усовершенствованиями».

В 1918 году пароходное общество «Самолет» было национализировано. К этому времени ему принадлежало 42 пассажирских парохода.

Источник: Волга от Твери до Астрахани / Общество «Самолет»; А. П. Боголюбов, Н. П. Боголюбов. СПб.: Тип. Горенфельда и Ко , 1862 и Алексушин Г.В. Пароходство «Самолет» – 3-е крупнейшее на Волге

Используются фото из собрания ТГОМ, ГАТО, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, архива ОАО «Мостоотряд №19», альбома «Калинин» и автора.

Участвуйте в викторине в нашей группе «ВКонтакте».

Приз от магазина «Круиз» будет разыгран в пятницу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

25
0
Социум

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .