Тверская картинная галерея представляет "Золотую карту России" в Москве
В Третьяковской галерее открылась выставка цикла «Золотая карта России». Она посвящена живописи и скульптуре XIX века из собрания Тверской областной картинной галереи.
В экспозиции представлено более 60 работ – это полотна Алексея Венецианова и Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина и Никанора Чернецова, а также многих менее известных, а то и просто анонимных художников.
В Москву привезли и одну из лучших работ тверской галереи – внушительный «Вид на биржу и Адмиралтейство от Петропавловский крепости» (1810) Федора Алексеева и другие пейзажи, в том числе «Сорренто» (1825) знаменитого Сильвестра Щедрина.
Представлен и портретный жанр: придворный художник Павла I Степан Щукин запечатлел в 1809 году Александра I. Привезли и два портрета кисти Боровиковского – Муртазы-Кули-хана, брата персидского шаха Ага-Магомеда, а также Александра Васильевича Поликарпова (1753 – 1811). Сенатор, действительный тайный советник, Поликарпов стал известен в ходе Кавказских войн, отличился при взятии Анапы в 1791 году. Одно время он жил в Твери, был здесь сначала наместником, а затем губернатором. В разделе же скульптурных портретов выделяется бюст Пушкина работы Ивана Витали (1837).
Но главная ценность тверского собрания – работы Алексея Венецианова и мастеров его школы. Сегодня кажется странным, что одно время Венецианов (1780 – 1847) считался чуть ли не главным неудачником русской живописи. В солидном справочнике «Наши художники», выпущенном Федором Булгаковым в 1890 году, ни о Венецианове, ни о его лучшем ученике Григории Сороке (1823 – 1864) нет ни слова. А главный критик эпохи передвижничества Владимир Стасов отзывался о нем оскорбительно: «сладкий, сентиментальный, без когтей и скелета, без перца и настроения, расслабленный моллюск какой-то».
Представленные сейчас в Лаврушинском венециановский «Пастушок с дудкой», поэтичные «Вид в имении Спасское Тамбовской губернии» и «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» Сороки показывают, как слепы могут быть критики не только к современности (что еще простительно), но и к прошлому. Хотя при жизни Венецианова скорее ценили. Критик Павел Свиньин писал в 1827 году, что его картины «пленяют русского патриота верным изображением предметов, близких его сердцу. Эти лица, это небо, эти вещи – всё это русское, всё невымышленное, всё взято с самой природы».
Впрочем, современники Стасова восстановили историческую справедливость: Дягилев отдал Венецианову целый зал на выставке русского искусства в Париже в 1907 году, а Бенуа воспел его в «Истории русской живописи XIX века».
В Твери же авторов венециановской школы стали собирать еще до ее «реабилитации». В свое время Венецианов основал в деревне Сафонково Тверской губернии собственную художественную школу, где и выпестовал ряд ярких мастеров, таких как Алексей Тыранов (1808 – 1859). В Инженерном корпусе показывают его автопортрет, а также «Девушку, выжимающую из волос воду» – картину того периода, когда он уже перенял манеру Брюллова.
Тверской музей – 36-й по счету гость цикла «Золотая карта России», возобновившегося после паузы. Этот проект Третьяковки относится к числу самых интересных идей последнего десятилетия: возможность увидеть нестоличные собрания у жителей 15-миллионного города возникает нечасто. В ходе многолетнего марафона были представлены, например, собрания Нижнего Тагила и Калуги, Саратова и Самары, Череповца и Рязани.
Выставка будет работать до 27 января 2013 года, сообщают “Известия”.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти