Тверские перевозчики рассказали свое видение перспектив общественного транспорта
Экономически обоснованный тариф в общественном транспорте должен быть 30 рублей при условии возможности сделать пересадку.
Общественный транспорт Твери – постоянная тема для обсуждений. То автобус не приедет на остановку вовремя, то мигрант за рулём маршрутки станет «героем» сводок ГИБДД. Однако в ближайшем будущем эта тенденция должна поменяться вместе с запуском в Твери новой транспортной модели, которая реализуется региональными властями.
Некоторые коммерческие перевозчики с большим опасением относятся к приходу в общественные перевозки современных и цивилизованных подходов властей. Но есть и перевозчики, которые считают, что прогресс неизбежен и необходимо идти в ногу со временем. О том, как сейчас работает общественный транспорт в региональной столице, перспективах его развития и ценообразовании рассказал директор транспортной компании ООО «СВТК» Дмитрий Иванов, первым из коммерческих перевозчиков в Твери внедривший в работу большие низкопольные автобусы.
– Дмитрий, за последние пару десятков лет в Твери сложилась тенденция, что большая часть общественного транспорта обслуживается коммерческими перевозчиками. Предприниматели в большинстве случаев работают по принципу «плановой системы», когда водитель должен отдать руководству фиксированную сумму, а остальное оставить себе. Это, пожалуй, и есть первопричина того хаоса, который происходит с нашим общественным транспортом. Так ли это?
– Да, это утверждение верное. У всех маршрутов, кроме тех, которые обслуживает ООО «СВТК», система оплаты труда водителей именно такая. Для начала они должны отдать план и заправить машину, а после этого уже зарабатывают себе на карман. В «СВТК» мы переходим на новую модель и внедряем фиксированную оплату труда. То есть платим водителям зарплату, а выручку они сдают целиком. Свою зарплату они получают вне зависимости от суммы, которую соберут с пассажиров за день. Другие маршруты устанавливают план, перевозчики просто гонятся за прибылью. Плюс ко всему недавно мы приобрели низкопольные автобусы, на которых не устроишь «гонки за пассажирами».
– Сразу ощущается, что ситуация на этих маршрутах (№ 33к и № 208, – ред.) резко изменилась в лучшую сторону. И в плане аварийности, и в плане качества поездок. Сам иногда пользуюсь этими маршрутами и чувствую качественную разницу.
– Да, водители перестали гонять, подрезать «конкурентов», стало меньше ДТП, в которых пассажиры получают травмы. Пассажиры в большинстве своем довольны, особенно мамы с колясками, которые заходят в широкие двери, и им не нужно поднимать коляску по ступенькам.
– Но всё же незначительные жалобы есть, и главная жалоба – время движения автобуса на маршруте стало больше.
– С этим я полностью соглашусь. Люди привыкли, что маршрутки едут быстро, с большой скоростью. Но когда что-то случается, к водителю начинаются претензии, что он очень быстро ехал. В наших автобусах люди иногда жалуются, что ехать приходится дольше, и сравнивают поездку с тем временем, когда на маршруте были ПАЗы. Водитель объясняет, что автобус длиннее, шире, габарит его больше, да и если водитель будет ехать так же, как на ПАЗе, это приведёт к ДТП. В первую очередь, маршрут стал не дольше, а безопаснее.
– В начале следующего года, в первом квартале, региональные власти хотят в корне поменять ситуацию, изменив модель общественного транспорта. Это только низкопольные автобусы, чёткое расписание движения и так далее. Как я понимаю, вы в «СВТК» уже пришли к этой модели?
– Начало уже положено автобусами модели МАЗ 206. В 2018 году у нас проходили конкурсы, на которых требованиями были только вместимость автобуса и класс машины. Конкуренты в основном предлагали в качестве автобусов ПАЗы. А мы в заявке указали именно низкопольные автобусы, наиболее вместительные. Мы выиграли эти конкурсы, и пассажиры наконец-то поехали на новых автобусах.
– Можно сказать, вы предвидели то, что в Твери будут переходить на новую транспортную модель?
– Ну, не совсем так. Предвидеть мы такого не могли. Просто мы проанализировали динамику развития пассажирского транспорта, посмотрели на опыт Москвы и решили таким образом сделать поездки в нашем транспорте комфортабельнее и безопаснее. Ведь все развивающиеся города уже отказываются от той системы, принятой за норму в конце 90-х годов, конкретно мы, «СВТК», не хотим отставать от этой тенденции. У нас уже работает и безналичная оплата проезда, и система подсчёта пассажиров. Мы просто стараемся идти в ногу со временем.
– А как обстоят дела с кадровым резервом? Трудно ли найти хороших водителей на новые машины?
– Если честно, с хорошими кадрами в нашем городе трудно. Мы сейчас берём на работу только русских водителей, с российскими правами. Многие приходят работать с грузовых автомобилей, когда узнают, что зарплата у нас больше. Но дефицит кадров всё равно ощущается.
– Недавно правительство Тверской области объявило, что при внедрении новой транспортной модели хорошо зарекомендовавшие себя коммерческие перевозчики останутся работать, но будут возить пассажиров по новым правилам. Вы готовы перейти к новым требованиям?
– Да, мы об этом слышали, что показавшие себя с положительной стороны перевозчики останутся, скажем так, в игре. Но возникает вопрос – кто будет делать оценку перевозчиков и по каким критериям? А в целом, мы уже готовы стать частью новой транспортной модели. У нас уже есть низкопольные автобусы с кондиционерами и безналичной оплатой проезда, все они оборудованы системой ГЛОНАСС, а потому мы сможем интегрироваться в единую систему мониторинга и «Яндекс. Транспорт». А специалисты уже должны сделать оценку нашей работы. Сейчас для работы перевозчиков на маршрутах будут проходить торги согласно 44 ФЗ. Мы будем пробовать себя, предлагать свои условия. Мы уже 25 лет на рынке пассажирских перевозок Твери и, несомненно, готовы принять участие в этих торгах, когда они будут объявлены и будут понятны требования, предъявляемые к перевозчикам. Мы надеемся, что пригодимся в новой транспортной модели.
– Как, по вашему мнению, внедрение новой модели повлияет на качество обслуживания пассажиров?
– Я уверен, что на жителях Твери новая модель скажется только положительно. Единственным минусом для них будет то, о чем мы поднимали вопрос в начале нашего разговора. Возрастет время движения на маршруте. Но пассажир будет выходить из автобуса удовлетворённым той услугой, которую ему оказали. Не будет гонок, не будет грубых нарушений ПДД. Уровень безопасности пассажиров вырастет. Мы идём по правильному пути.
– Но всё же самый насущный вопрос у пассажиров – какой будет стоимость проезда в новой модели? В минтрансе пока не готовы её озвучить. А какова реальная стоимость проезда на сегодняшний день, чтобы и затраты перевозчика окупались, и пассажиру сильно по карману не било?
– Это 30 рублей. Когда мы выиграли конкурсы городской администрации и выпустили на линию МАЗы, мы поставили именно такую стоимость. Но я считаю, что здесь нужно доработать один момент. Это бесплатная пересадка в течение 40 минут. Чтобы человек при поездке из дома на работу мог выйти и воспользоваться другим маршрутом, проехав за 30 рублей весь город. Это будет экономически выгодно и перевозчику, и пассажиру. Сейчас, к сожалению, так сделать невозможно, потому что на маршрутах работают разные перевозчики, каждый из которых получает доход от количества пассажиров.
– Мы уже много сказали о перспективах общественного транспорта в Твери, о новой транспортной модели. Её должны успеть запустить к 1 февраля, но пока в этом деле какое-то затишье. Как обстоят дела с подготовкой коммерческих перевозчиков к конкурсным процедурам?
– Мы понимаем, что будет другая схема маршрутов. Это, во-первых. Во-вторых, в эту схему заложат транспортную работу. И третий пункт – это путь следования автобусов. Это всё немаловажные факторы, чтобы мы смогли просчитать транспортную работу, хотелось бы, чтобы всё это сделали чуть-чуть пораньше. Если торги начнутся в октябре, то они будут проходить почти месяц, а это значит, что они закончатся в ноябре, а нам придётся ещё докупать транспорт. И это непростая задача. В декабре и январе обычно автобусные заводы простаивают, в связи с чем будет проблемно закупить сразу огромное количество техники. У нас пока нет понимания требований к перевозчикам, и хотелось бы их узнать чуть-чуть пораньше, время уже уходит.
КОММЕНТАРИИ 6 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
В Твери пересадка ненужна в течении 40 мин.,ведь город и так небольшой. Лучше ехать без пересадок , и даже бесплатных.
Лучше бы спросили, почему 208 маршрутки перестали ходить в Южный. Хотя все остальные, кто раньше ездил в Южный через Крупский мост, по-прежнему туда ходят, но уже, естественно, через Южный мост. И ничего им не мешает это делать.
если пустить большие автобусы без пересадок опять получится полное дублирование маршрутов как сейчас,например 12 барабанова и 55 ворбьева бьются насмерть за пассажиров а если будет один перевозчик смысл в гонках отпадет
Всех, кто в течение последних 25 лет активно содействовал развалу городского транспорта - под суд!
А как человек о своей "заднице" беспокоится,оставят-не оставят на маршрутах. Похоже не оставят, другие люди приходят.
И тем более не частная конторка устанавливает городской тариф и кому и куда ехать. Ребятишки решили в отцов города поиграть?
Устанавливая новые маршруты не забудьте про поселки Лоцманенко, Крупский и Вагонников. Будут автобусы только по центральным улицам ездить а нам хоть караул кричи.