Тверской институт (филиал) МГЭУ: Через творчество – к воспитанию гражданина
Интервью с руководителем вуза в преддверии профессионального праздника педагогов высшей школы.
Сегодня, 19 ноября, в России отмечают День преподавателя высшей школы. Дату этого праздника выбрали в честь дня рождения Михаила Ломоносова – не только выдающегося учёного и просветителя, но и одного из основоположников отечественного высшего образования.
Его бессмертные идеи, такие как принцип индивидуального подхода или необходимость научной деятельности студентов. Они, конечно, живы до сих пор, их чтут в серьёзных современных вузах. Но многое изменилось: работа преподавателя высшей школы стала сложнее, а его миссия – более ответственной.
Об этом мы побеседовали с директором Тверского института (филиала) Московского гуманитарно-экономического университета Александром Бутузовым.
Готовиться к каждой лекции заново…
– У преподавателей высшей школы, в отличие от школьных педагогов, которые очень обременены документооборотом, сегодня больше возможностей для творчества. И это является безусловным благом и огромной ответственностью. Я знаю профессоров с огромным опытом и стажем, которые каждый раз готовятся к занятиям как в первый, – рассказывает Александр Бутузов. – Педагог высшей школы не имеет права просто прочитать студентам рабочую программу дисциплины. Он должен её регулярно обновлять – новые достижения в науке, в практике, новые подходы… Любой выход преподавателя высшей школы в аудиторию – это всегда какая-то новизна. Очень важно, что сегодня мы сохранили эту творческую часть.
Не секрет, что в некоторых европейских вузах педагоги читают лекции по заготовленным лекалам, не отступая ни вправо, ни влево. У нас, конечно, тоже есть государственные образовательные стандарты. Но работа поставлена иначе.
– Труд преподавателя высшей школы очень сложен и интересен. И это здорово! Да, преподаватель обязательно должен сформировать те или иные компетенции. Но вместе с тем остаётся возможность для ежедневных открытий, использования разных образовательных технологий, постоянной актуализации материала, поиска верных подходов, – продолжает директор вуза.
…и воспитывать собственным примером
– Вторая особенность нашего труда – то, о чём говорил Президент Российской Федерации Владимир Путин: образовательный процесс – это, в том числе, воспитание гражданина. Замечу, к такому готов не каждый вуз. Это дополнительная нагрузка. Да и что скрывать, в нашей среде ещё встречается приверженность былому подходу, когда образование в вузе сводится сугубо к обучению. Но сегодня вопрос стоит шире. Любой преподаватель – это ещё и воспитатель, – убеждён Александр Бутузов.
Государство не прописывает методы, которыми педагоги могут воспитывать в студентах, уже довольно взрослых людях, гражданскую позицию. Конечно, есть отличный инструмент: внеурочная деятельность, которую в Тверском институте (филиале) МГЭУ ведут очень активно. Но большую долю ответственности в воспитании несёт каждый педагог, общающийся со студентами в рамках ежедневных лекций и семинаров.
– Мы не можем смотреть сквозь пальцы на ситуацию, когда молодой специалист, получив диплом, покидает страну. Это же выпускник российского вуза. Мы должны наполнить его содержанием, которое подвигнет его делать всё, чтобы его Родина процветала. И если преподаватель сам не является примером человека с высокими целями и набором добродетелей, он не сможет быть воспитателем, не сможет вести за собой. Человек, который учит любить Родину, работать на её благо, уважать ближнего, уважать ценности других народов, человек, который сам живёт по этим принципам, – вот наш современный педагог!
Автор текста – Сергей Пастухов.







КОММЕНТАРИИ 0 Войти