Тверской актёр раскрыл тайны съёмок военной драмы о блокаде Ленинграда

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Уроженец Кабардино-Балкарии Залим Мирзоев сыграл в фильме старого грузинского солдата, который отправился на фронт, чтобы найти своего сына.

В мае 2019 года в российских кинотеатрах вышла военная драма «Коридор бессмертия». Картина посвящена малоизвестным фактам блокады Ленинграда. Она рассказывает о самой тяжёлой в истории человечества осаде, о самоотверженности и мужестве. Работу режиссёра Фёдора Попова зрители увидят на Первом канале в ближайшие выходные.

В военной драме снялся тверской актёр Залим Мирзоев. Жители столицы Верхневолжья хорошо знают Залима Хажмирзовича. Это не удивительно: почти 40 лет он выступает на сцене Тверского театра драмы. Им создано множество сценических образов. В кино Залим Мирзоев играл мало главных ролей, зато его с удовольствием снимают режиссёры в масштабных картинах на ролях второго плана, как принято говорить. Не эпизодических, а именно ролях второго плана.

Корреспондент Tverigrad.ru встретился с артистом, чтобы поговорить о его роли в военной драме и узнать, в каких фильмах он появится ещё.

На счету 66-летнего Залима Мирзоева более 30 работ в кино. За любое дело он берётся с полной самоотдачей и каждую свою роль умеет превратить в шедевр. В фильме «Коридор бессмертия» Залим Хажмирзович воплотил образ пожилого солдата-грузина, который ушёл на фронт, чтобы найти своего сына.

– Фильм снимался под Великим Новгородом. Как всегда, всё произошло совершенно случайно. Режиссёр Фёдор Попов очень серьёзно относится к подбору актёров. Если в кадре нужен испанец, то он пригласит актёра из Испании. В этом фильме для роли старого грузинского солдата ему нужен был именно грузин. Требования были жёсткие, военная дисциплина. Я не преувеличиваю. Актёра искали очень долго – около полутора лет. Это я узнал уже позже, от самого режиссёра. Однажды мне раздался звонок: «Не могли бы принять участие в съёмках?». Голос в трубке умоляюще попросил меня: «Скажите режиссёру, что вы грузин». А я же кабардинец,

– смеётся Залим Хажмирзович.

Режиссёр прекрасно видел в своём воображении, каким должен быть персонаж. Тверской актёр на старого грузинского солдата похож не был. «Ну не тот!» – сказал Фёдор Попов. «Слава Богу, он не спросил меня о моей национальности. Тогда мне пришлось бы ему лгать», – вспоминает Залим Мирзоев.

– Режиссёр сказал, чтобы я побрился. Но я осмелился пойти поперёк и оставил щетину. Начались съёмки: дубль, другой… И на площадке у Попова стало меняться ко мне отношение, – рассказывает актёр.

Фильм получился слишком большим, и создателям пришлось его сильно сократить, чтобы получить разрешение попасть на экраны кинотеатров. Требовалось вырезать несколько минут сцен. Как говорит актёр, этих минут хватило бы ещё на один фильм. Залим Мирзоев прекрасно понимал, что его эпизод небольшой, и был уверен, что он попал под «ножницы».

– На монтаже работал мой знакомый. Он позвонил мне и сказал, что видел меня в готовом фильме. Более того, режиссёр придал большое значение этому эпизоду, он остался очень доволен мной,

– делится Залим Хажмирзович.

В московском Музее Победы на Поклонной горе состоялся предпремьерный показ фильма. Тверской актёр принял в нём участие. Перед просмотром режиссёр лично подошёл к Мирзоеву и выразил восхищение его игрой. В титрах тверичанина указали как исполняющего роль старого грузинского солдата, а не как эпизодического актёра.

Иногда оказывается, что понимание роли актёром совершенно не совпадает с режиссёрским видением. Однако здесь Залим Мирзоев передал исключительно свои ощущения и попал в образ. «Фёдор Попов доверил мне исполнить эту роль, не указывал, каким должен быть персонаж. Я ему очень за это благодарен, – сказал Залим Мирзоев. – В фильме у меня была возможность высказаться, и я её не упустил. Мне показалось, что я попал в то время. Я смотрю на своего персонажа и узнаю тех людей, которых знал раньше, – вчерашних фронтовиков со своими ценностями, наивным пониманием мира».

Настоящая игра актёра может быть видна лишь специалистам, но даже любители иногда способны заметить воплощение образа на театральных подмостках или в кино. Залим Хажмирзович хотел как можно правдоподобнее показать своего героя, но не знал, как это сделать. «Вроде бы судьба даёт возможность участвовать в военном проекте, а я совсем не знаю, как показать грузинского солдата», – говорит он. Понимание пришло только в поезде, по дороге в Великий Новгород.

– Я сыграл старого солдата, ушедшего на фронт в надежде увидеть своего сына, который воевал на Синявинских высотах. Это было местом ожесточённой борьбы в боях за освобождение от блокады Ленинграда. А я отец, которому сердце говорит: «Помоги своему ребёнку, прикрой его»,

– делится актёр.

В фильме «Коридор бессмертия» персонаж Залима Мирзоева достаёт кусочек чёрного ржаного хлеба, бережно завёрнутый в платок, и кладёт его в озябшую ладошку девушки.

– Во время съёмок режиссёр заметил, что пайка всего одна. Другого реквизита нет. Тут начался такой скандал! Ведь если с пайкой что-то случится – упадёт в грязь, потеряется или что-то ещё, – заменить её будет нечем. А это не просто кусок хлеба. Он приготовлен по рецепту того времени. Помощники по реквизиту сказали, что в Новгороде негде купить настоящий фронтовой хлеб, специализированные магазины есть только в Санкт-Петербурге и Москве. Режиссёр был в гневе – почему туда не послали человека, чтобы привезти больше пайков. Фёдор Попов очень скрупулёзен в подробностях. Если это война, значит и хлеб должен быть тех времён. Ведь зритель может уличить в подмене, – рассказал Залим Хажмирзович.

Отец актёра был фронтовиком. В одном из сражений он получил серьёзное ранение, его комиссовали. Тесть Залима Мирзоева был кавалером трёх Орденов Славы. «Со своим противотанковым орудием он прошёл от Сталинграда до Берлина», – рассказал актёр.

– Помню, смотрели мы с ним телевизор. Там показывали Париж. Он говорит: «Сынок, а я, кажись, там был». Я удивился: «Что значит “кажись”? Был или нет?». Когда война закончилась, границы все были открыты. Мой тесть с друзьями несколько часов ехали на машине и оказались в Париже. И тесть узнал эти места из телевизора,

– смеётся Залим Хажмирзович.

Он много лет мечтал сняться в военном фильме, отдать дань тому поколению, которым восхищается. Видимо, мысли материализуются: за один год актёр принял участие сразу в двух таких картинах. «После фильма “Коридор бессмертия” мне предоставилась возможность рассказать о ветеранах, среди которых мы живём. Мне предложили роль в трилогии “Счастье в конверте”», – рассказывает актёр.

Фильм выходит в широкий прокат 19 марта 2020 года. «Счастье в конверте» – это три новеллы, по сюжету они ничем не связаны. Залим Мирзоев снялся в первой части. Эта история о дружбе двух ветеранов, один из них тяжело болен и уходит из жизни. Вторая часть называется «Зойка-кабан» – история о хрупкой медсестре, которая на себе вытаскивала с поля боя раненых солдат. За упорство и силу бойцы её прозвали кабаном. Однако на старости лет пожилая женщина оказалась брошенной и одинокой. Третья история рассказывает о взаимоотношении дедушки и внука.

В 2017 году за «Лучшую мужскую роль» в этом фильме Залим Мирзоев получил первую кинонаграду на фестивале «Святой Владимир» в Севастополе.

– Этот фильм низкобюджетный. Когда появилась идея, не было средств на съёмки. Создатели решили снять сначала короткий метр, который назывался «Время последних романтиков». 30-минутный фильм побывал и в Каннах, и в Лос-Анджелесе, и в Индии, и в Израиле… Он обошёл весь мир, взял несколько призов. Фильмом заинтересовались, появились спонсоры, и деньги пошли. Фильм вырос в полный метр, каким и задумывался. Были отсняты три новеллы «Счастье в конверте»,

– рассказал актёр.

Также игру Залима Мирзоева можно увидеть в фильме «Варавва». Картина вышла в прокат прошлой весной. Там актёр получил большую роль, которую он считает одной из лучших своих работ. В фильме «Варавва» Залим Мирзоев играет волхва Мелхиора.

В наших сегодняшних фильмах (за редким-редким исключением) нет души. Режиссёры соревнуются в использовании спецэффектов. Редкая современная картина может обойтись без них, ведь с их помощью можно создать целые миры – яркие и запоминающиеся. То, что надо молодым. И это нормально, считает Залим Мирзоев. Театр и кино становятся другими, поскольку меняется зритель. Жизнь стала быстрее, а значит и люди быстрее воспринимают бегущий вокруг себя круговорот событий. «В наше время всё было медленно: и реакция, и подача. Сегодня жизнь течёт быстро, зрители быстрее соображают. Им уже всё понятно, и они впадают в скуку, когда актёр слишком долго распинается на сцене или в кадре», – уверен Залим Мирзоев.

По его словам, сегодня в стране много хороших актёров, но нет великих, таких, какие были в советские времена. Кинозвёзды, которые вчера были на пике славы, сегодня куда-то пропадают. Их сменяют другие. «Сейчас актёров не выращивают, их эксплуатируют», – считает Залим Мирзоев.

– Я очень люблю работать среди молодых, потому что только через их взгляд могу понять сегодняшнее время. Молодёжь тоже меня не воспринимает как ископаемое, – подытожил разговор с корреспондентом Tverigrad.ru Залим Хажмирзович.

Фото: Бойков Дмитрий, Залим Мирзоев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

14
1
Культура Социум

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .