Тверской диджей раскрыл тайны клубной культуры ночного города
Саша Twin рассказал, как в нашем городе зародился диджеинг и что изменилось в клубной музыке за последние годы.
В понедельник, 9 марта, празднуется Всемирный день диджея. Все мы в последнее время часто слышим это слово. Однако в Тверь культура диджеинга пришла не так давно: первые шаги она начала делать в конце 90-х. Непосредственным участником тех событий, по сути пионером диджеинга в Твери является Саша Twin. За пультом он стоит уже 18 лет.
Так кто же такой диджей и чем он занимается? Об этом корреспондент Tverigrad.ru побеседовал с Сашей Twin. Он рассказал о своей «тусовочной» работе и раскрыл несколько профессиональных секретов.
– Саш, привет! Как ты пришёл к диджеингу?
– Всё началось со школьных дискотек. В плеере у меня постоянно играл Хард Басс, и все это слышали. Сначала просили включить музыку на мероприятиях и школьных вечеринках, потом это переросло в профессию. Я занимаюсь диджеингом уже 18 лет. Никогда не поменяю род деятельности: в другой профессии себя просто не вижу. Никаких тебе начальников, офисных будней, строгой отчётности и обязанностей.
На виниловых пластинках сейчас не играю. Современные микшеры гораздо удобнее и функциональнее. Куча эффектов и возможностей для более креативной работы.
– А откуда у тебя появился такой ник – Twin?
– У меня есть брат-близнец. Мы с ним – одно лицо. Он тоже диджей. Но можно добавить, что я начал заниматься этим раньше. Хоть мы похожи, музыкальный вкус у нас слегка разный. Он предпочитает грув и монотонность, а для меня важна динамика и мелодия в треке. Но это неплохо. Когда случаются совместные выступления мы предоставляем более широкую дискографию публике.
– У тебя богатый опыт. Как в нашем городе появились диджеи или с чего всё начиналось?
– Раньше тяжело было достать электронную музыку. В Твери были в основном рок-магазины. Всё потому, что не было оборудования для записи звуков, которые нельзя воспроизвести на живом выступлении. В студийных условиях записывали лишь гитару, барабаны и так далее.
Мой дед был лётчиком. Помню, из-за границы он привёз мне диск с треками к фильму «Мортал Комбат». Это было просто нереально. Я помню этот диск до сих пор. Сегодня новые треки сразу появляются в интернете, а несколько лет назад такого не было. Электронную музыку можно было услышать только в клубах.
В Твери имелось всего четыре площадки, где выступали диджеи. В Речном вокзале находился клуб «Речка», также дискотеки проводились во Дворце спорта «Юбилейный», в «Сити» и «Зебре». Выступали диджеи Ёжиков, Македонский, Водяной, Змей… Их можно было пересчитать на пальцах рук. Этих людей знал весь город, к ним обращались за модной музыкой. За материалом диджеи ездили в Москву. Александр Македонский и Роман Ёжиков вели свою программу на «Пилот радио», которая называлась «Не спать, терпеть». Я записывал их на кассеты. Таким образом я и доставал электронную музыку.
– В какой момент ты понял, что диджеинг может стать твоей профессией?
– Я нигде не учился этому. Впервые начал работать на летней площадке в клубе «Космополис» в Горсаду. Полгода, пока клуб готовили к открытию, изучал диджейский пульт. На первом выступлении от волнения тряслись руки. В «Космополисе» были какие-то гонорары – мой первый доход. Сложно оценить, насколько он был высокий. Но я мог тогда позволить себе купить одежду.
Мама вообще долгое время не понимала, чем я занимаюсь. Вообще для людей это было дико, никто не понимал, кто такой диджей. Когда я поделился с дедом своим увлечением, он сказал: «Это не профессия. Надо нормальное образование получить, стать инженером». Родители успокоились только лет через 10, когда поняли, что это моё. Бог с ним, что ночами не сплю, но у меня был постоянный заработок.
Затем я оказался в клубе «Зеркало». В те времена это был настоящий прорыв – высочайший уровень, диджеи играли на виниле. Позже открылся клуб «Культура» на улице Трёхсвятская. Уровень был ещё выше. Обычному человеку к этому клубу нельзя было подойти ближе 100 метров. Наблюдали за той жизнью на расстоянии. Туда приезжали только статусные ребята на дорогих машинах. Публика была в районе 200-300 человек, которые могли туда зайти. У них на руках были уникальные клубные карты.
Клуб «Инфант» был первым в Твери, который позволил людям находиться на танцполе до утра. То есть, если ты «кипятишь», то «кипятишь» до «талого». Люди выходили из клуба и отправлялись сразу на пляж. А я ехал в университет. Я был одним из немногих, кто мог опоздать на пару правоведения.
Ночь без допинга
– Ты стоишь за микшерным пультом по нескольку часов подряд, ставишь одну композицию за другой. Как удаётся выдержать?
– Многие уверены, что все диджеи прибегают к помощи наркотиков. Иначе как можно столько времени стоять за пультом?! Не надо верить стереотипам. Мы всегда должны сохранять трезвый ум, уважать публику.
Я активно участвовал и в культурной жизни университета. Мне это очень помогало в учёбе. Преподаватели шли навстречу. Они понимали, что всю ночь я работал на каком-нибудь мероприятии: ставил музыку, носил колонки. Иногда на мои прогулы просто закрывали глаза. Вообще массовики-затейники в учебных заведениях часто «прокатывают по лайту».
– Проще ли сейчас быть диджеем, чем, допустим, 10 лет назад? Что изменилось в твоей работе?
– Интернет развился. Теперь найти музыку или какую-то информацию очень просто. Например у диджея Македонского была своя программа на радио. Чтобы подготовиться к часу эфира, он тратил огромное количество времени. Надо было съездить в Москву, набрать материал, отслушать его. Если материал был на виниле, его надо было переписать на компакт-диски. Да и просто надо было найти информацию про этот лейбл. Не было ведь Википедии.
С другой стороны, из-за того же интернета сегодня музыки слишком много, но оригинальной и интересной больше не стало. Почему мы восхищаемся исполнителями прошлого века? Потому что музыка тогда была гораздо качественнее. Раньше выпустить альбом было очень сложно, в народ уходило только лучшее. Сегодня же, чтобы записать трек, достаточно иметь ноутбук. Сделать это может любой, даже если он совсем не «шарит» в музыке.
– Выступления диджеев ведь не ограничиваются только клубами?
– Сейчас — да. Переломный момент в тверском диджеинге произошёл в 2010 году. До этого мы работали только в клубах и ставили исключительно электронную музыку. Затем диджеев стали приглашать в кофейни, рестораны. Можно сказать, это был способ заманить клиентов. Мол, натанцевались в клубе – добро пожаловать к нам. Здесь вы можете услышать тех же диджеев. Только музыка уже была другая, не характерная для клубов. Играл в основном Soulful House. У этой музыке много вокала и живых инструментов. Потом этот тренд перекочевал и в клубы. Объясню, чтобы было проще понять: если бы раньше в клубе я поставил трек, где звучал бы чей-то голос, в меня бы кинулись чем-нибудь. Публике нужна была только электронная музыка, ничего более.
118 ударов в минуту
– Делаешь что-то, чтобы оставаться в «тренде»? Вообще, существует ли в твоём деле такое понятие, как «тренд»?
– На самом деле, сейчас в этой культуре ничего нового не появляется, используется всё старое. У меня есть масса материалов с 50-х, который вообще никто не слышал: начиная от кустарного джаза, заканчивая диско. Это как «Лунная соната» Бетховена – кавер-версии не делают разве что ленивые. В современной культуре эти ноты настолько узнаваемы, что забываешь, что написаны они были два века назад.
Сейчас меломаны, когда слышат трек «Ain T Nobody» немецкого диджея Феликса Джейна взрываются от восторга. Однако его играют уже полвека. Просто каждые пять лет он перевыпускается другими музыкантами и звучит по-другому. Музыка даже не вторична. Она десятерична. А сейчас треки перевыпускаются каждый год. Бывает даже это делают два музыканта в одно время: играют трек на разных инструментах и звучат они совершенно неузнаваемо. А мелодия ведь из 80-х, а то и древнее.
Но я люблю экспериментировать. Я выступал вместе с саксофонистом, клавишником, играл вместе со скрипачкой и дуэтом с синтезаторами. Были эксперименты с драм-н-бэйс, «психоделик-транс». Я получаю удовольствие от того, когда делаю что-то уникальное. Нередко люди подходит ко мне и благодарят. Особенно приятно, когда это делают состоятельные мужчины или дамы, которые, в принципе, всё уже видели. Но тебе удаётся их как-то зацепить. Эти люди приходят в клуб или ресторан не для того, чтобы просить поставить свою музыку, а для того, чтобы действительно услышать меня. Но бывает, что подходят люди, которым не нравится музыка. Они просят поставить то, что, на их взгляд, всех обрадует. Я никогда не буду играть ар-н-би. Приторно-сладкая вещь.
– А что за последние годы, по твоим ощущениям, изменилось в клубной музыке?
– На танцпол приходят люди разных возрастов и с различными предпочтениями в музыке. Я всегда знаю, с чего буду начинать. Могу сказать, что вся танцевальная музыка за 15 лет очень замедлилась. Если мы раньше «колотили» треки 128 или 132 удара в минуту, сейчас – 118 ударов. Возможно это связано с техническим прогрессом. Раньше не было сабвуферов, мощного дыхания баса, вибраций. Только рок колотил по ушам. А сейчас даже в попсе много басовых партий. Современные динамики это отлично передают, музыка «качает».
– А на твой взгляд диджей – это музыкант?
– Нет, конечно. Диджей – это человек, который с помощью своего музыкального вкуса формирует определённую подборку треков, которые транслируют на танцполах и радио. Раньше в каждом клубе играла своя музыка, люди ходили послушать конкретных диджеев. Сегодня уже заведения ориентируются на публику. Они стали не отличимы друг от друга. Если, например, тебе закрыть глаза и провести по разным клубам, ты не поймёшь, где находился. Вот как-то так…
…
Добавим, услышать героя нашего интервью можно в прямом эфире на «Пилот-Радио» 9 марта. Радио устраивает грандиозный музыкальный марафон. Лучшие диджеи города будут выступать с 12:00 до 21:00. Один из приглашённых гостей – Саша Twin. Включайтесь на 102.7 fm или на pilotradio.ru.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти