Ученики верные мои "фанаты": учитель года из Твери откровенно рассказала о том, как завоевать авторитет у старшеклассников

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Также молодой учитель призналась, какие подарки учеников для нее самые ценные.

Учитель биологии средней школы № 46 города Твери 30-летняя Екатерина Христенко стала победителем регионального этапа конкурса “Учитель года-2021”, а сегодня она в Ростове-на-Дону борется за звание  уже лучшего учителя страны. 10 октября станет известно имя победителя, его объявят в Кремлёвском дворце на праздничном концерте, посвящённом Дню учителя. Учитель года получит главный приз — Большого хрустального пеликана, и станет советником Министра просвещения РФ на общественных началах.

Участникам федерального этапа конкурса предстоит пройти сложнейшие профессиональные испытания. В первом туре их ждут испытания «Методическая мастерская» и «Урок», по итогам которых жюри определит 15 лауреатов конкурса. Финальное испытание для лидеров конкурса «Пресс-конференция «Вопрос учителю года» состоится в Москве.

А 5 октября российские учителя отмечают свой профессиональный праздник. В преддверии этой даты, лучший учитель Тверской области – 2021 Екатерина Христенко рассказала в эксклюзивном интервью Tverigrad.ru, что ее привело в профессию, какие сложности пришлось преодолеть на пути к победе, как молодому педагогу удалось завоевать авторитет у старшеклассников и уважение их родителей, а также реально ли зарабатывать в школе и что может привлечь молодые кадры в педагогику.

В наши дни многие выпускники вузов, получив диплом о педагогической специальности, предпочитают отложить его подальше и идти осваивать после университета другую профессию. На это есть ряд причин. Например, считается, что в рамках школы нереально реализовать амбиции и достойно зарабатывать. Екатерина считает несколько иначе. Она пришла в школу не сразу после окончания университета, чуть позже.

– Школу выбрала осознанно, уже в 25 лет, до этого училась в аспирантуре, думала пойти “в науку”, но потом решила, что в школе больше шансов реализоваться,

– рассказала учитель.

На практике оказалось, что работа учителя – это не только ведение урока в классе и проверка тетрадей. Самое важное и энергозатратное – это подготовка к занятиям. Молодому учителю придется самому вечерами сидеть над учебниками. 

-Основная проблема, с которой я столкнулась – нехватка времени, первый год самый сложный, так как необходимо готовить уроки “с нуля”, что отнимало очень много времени. Администрация и коллеги видели, что я справляюсь и не вмешивались, но всегда были рядом на случай, если мне что-то понадобится.

-Какое сейчас отношение у детей к молодому учителю? Наверное, стоит поговорить о средних и старших классах? Были ли в вашей практике какие–нибудь недопонимания, например, со старшеклассниками?

-В первый год была проблема с одним классом (десятым), они считали себя взрослыми и не очень хотели учить биологию (как и остальные предметы в принципе), поэтому проблем у меня как у “молодого специалиста” я не видела, это была общая проблема… А молодых учителей дети любят. Им интересно общаться с теми, кто может “поддержать” их разговор, кто понимает сленг и вообще “в теме”.

-Как сейчас строится работа учителя? С наличием техники в классах, внедрением электронных журналов и тд. Стало ли легче готовиться к уроках и их проводить? Сильно ли изменилась система преподавания с того момента, как вы сами окончили школу?

-Конечно, всё изменилось. Я окончила школу в 2007 году, тогда и интернета-то не было, а телефоны были кнопочные . Сейчас компьютеризировано всё, это и помогает учителю, и мешает. Всегда нужно находить золотую середину. Например, готовясь к урокам нельзя просто скачать чужую презентацию и поменять имя на первом слайде. Это ведь интернет, недостоверной и ошибочной информации очень много. Надо быть предельно внимательным.

Вы помните свой первый урок? Как себя настраивали? Чего ждали от профессии? Совпадают ли реальность и ожидание?

-Первый урок помню хорошо. Это были 9-е классы, 2 сентября. Переживала, конечно. Но когда дети пришли, сразу девочки сделали мне комплимент, что я хорошо выгляжу, а на уроке похвалили мою презентацию. После они сказали, что им понравился урок и понравилась я. И всё, я выдохнула. Дети замечательные. Не понимаю, когда говорят, что “раньше дети были лучше”. Дети всегда хорошие, просто общество меняется и потребности у него растут, поэтому от детей ждут того, чего не было раньше, а не получая этого, разочаровываются.

-Вы принимаете участие во всероссийском этапе конкурса «Учитель года -2021». Наверное, вы одна из самых молодых специалистов? По вашим наблюдениям, педагогический состав «молодеет»? Много ли молодых коллег участвуют?

-Мне 30 лет и это средний возраст участников. Да, конкурс определённо молодеет, потому что у молодых хватает сил на этот “марафон длиною в год”, а у опытных коллег на разных этапах часто пропадает запал. 

-Вы прошли серьезный отбор здесь, в Твери, что дало вам участие в конкурсе?

-Участие в конкурсе принесло мне несколько друзей. А ещё этот конкурс – самые лучшие курсы повышения квалификации, которые у меня были, так как в режиме нон-стоп мы знакомимся с лучшими наработками коллег и, самое важное, видим их на практике, их плюсы и минусы. Надеюсь, что участие в конкурсе сделало меня более лучшим педагогом и человеком (в плане личностного и профессионального роста).

-Ученики поддерживают?

-Да, ученики самые верные мои “фанаты”. Они верили в меня на муниципальном этапе, верили на региональном и, надеюсь, им хватит веры и на всероссийский этапе.

-А как наладить удается отношения с родителями? Сегодня, порой, родительские чаты в социальных сетях и мессенджерах напоминают ринг. Мамы и папы умудряются развязать конфликты как между собой, так и с учителями?

-Кстати, родители тоже болеют за меня! А самое приятное, что не только родители моего класса, но и других, где я тоже работаю. Вообще, у меня очень хороший родительский комитет, во главе которого бывший учитель, поэтому она понимает, чем грозят чаты и конфликты там. Я веду работу с родителями в основном через председателя комитета, а если какие-то личные вопросы, то родители пишут или звонят сами. Такая форма мне очень нравится. 

Молодому педагогу придется поучиться выстраивать конструктивный диалог с мамами и папами учеников. Как призналась Екатерина Андреевна, лучший способ наладить и поддерживать хорошие отношения с родителями – это диалог, ведь любая проблема решаема, каждый вопрос можно спокойно обсудить и найти выход из любой ситуации. 

-Вообще, этот вопрос – почему сложно молодым, очень не простой. У всех свои сложности. Кому-то не хватает денег, кто-то боится не справиться, кто-то ожидал от школы другого. 

-И все-таки в школе реально зарабатывать? Может быть, через какое-то время? Понятное дело, что новичок мало, в какой сфере, будет иметь хорошую зарплату с первых дней…

-Знаете, если работать, то везде можно зарабатывать. Если бы совсем не было денег, то никто не смог бы работать. Просто первое время да, сложно финансово, пока нет опыта. И да, согласна , новичку везде сложно.

-Екатерина, а на Ваш взгляд, что может привлечь молодые кадры в школу?

-Самое очевидное – улучшение оплаты труда или помощь в благоустройстве. Ну, и, естественно, повышение престижа профессии, о чём везде говорят.. Хотя, молодые коллеги идут в школу, просто уходят через год – видимо, не хватает им денег или времени. 

-В прошлом году ввели надбавку за классное руководство – 5 тысяч рублей, это, все-таки, подспорье?

-Конечно! Я тоже классный руководитель у 8 “А” класса. 

-Какие советы дали бы молодым учителям?

-Быть собой. Не пытаться показать, что ты добрый. Дети сами это увидят. Верить в учеников, верить в себя, и не ждать помощи. Помогать, может, и будут, но не советую рассчитывать на кого-то. А ещё, найдите себе друга на работе (и не важно, будет это ребёнок, коллега или директор). Как там говорится: “Если с другом вышел в путь-Веселей дорога”.

-В преддверии дня учителя, хотелось бы спросить, какой самый необычный подарок получали от своих учеников? Какие подарки вы цените больше всего?

-Самый необычный – это корзина с подарками от выпускниц 11 класса. В корзине было много разных сувениров, например, они распечатали фото, на них мы вместе и добавили к ним надписи, которые напоминают им обо мне. А вообще, я каждый подарок помню и ценю. Не важно, что дети дарят, если они оказали мне знак внимания, то это уже приятно. Потому что это косвенно подтверждает, что я двигаюсь в верном направлении и дети это ценят. 

Подарки , сделанные своими руками, безусловно, для учителя дороже всего. Тем более, как призналась Екатерина Андреевна, она сама увлекается декоративно-прикладным творчеством. Любит рисовать, делать елочные игрушки.  

Победителя федерального этапа конкурса “Учитель года России-2021” будет выбирать экспертное жюри, также будет определен победитель “народного голосования”.  Размер премии для победителя в конкурсе «Учитель года» составит 80 тысяч рублей, для участников, занявших со 2 по 6 места – 50 тысяч рублей.

ФОТО: Личный архив Екатерины Христенко 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

22
2
Главное Общество

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .