Уполномоченный по правам ребёнка в Тверской области ответила на пять главных вопросов, волнующих родителей
Лариса Мосолыгина рассказала, как уберечь ребёнка от беды во время летних каникул, как будут работать загородные лагеря и как обезопасить детей в интернете.
1 июня отмечается Международный день защиты детей. Этот день напоминает об общей ответственности за жизнь и здоровье каждого ребенка. Дети – это будущее России, будущее Тверской области. Создание условий для их всестороннего развития и безопасность маленьких тверичан – одни из главных приоритетов, как государства, так и родителей. Своё поздравление с этим праздником жителям Тверской области направил губернатор Игорь Руденя.
В преддверии праздника Tverigrad.ru побеседовал с уполномоченным по правам ребёнка в Тверской области Ларисой Мосолыгиной, чтобы получить ответы на вопросы, которыми сейчас всё чаще и чаще задаются родители.
– Лариса Анатольевна, сейчас всех родителей, на фоне трагических событий в Казани, волнует вопрос безопасности в школах. Родители сталкиваются со спорами о том, кто должен оплачивать услуги охраны в школе, установку и обслуживание турникетов. Как, по вашему мнению, эта система должна быть устроена?
– Единый стандарт, который определяет общие требования к элементам охраны, включает в себя минимальные требования. Это кнопка пожарной сигнализации, в том числе она может быть не стационарная, а переносная. Требования непосредственно к физической охране — присутствие либо ЧОПа, либо Росгвардии, либо вахтёра, оно не регламентировано. Соответственно, каждая образовательная организация принимает это решение исходя из своих возможностей. Опять же из истории мы видим, что даже наличие физической охраны, если мы говорим про колледж в Керчи, не остановило преступника. Наличие достаточно серьёзных средств в казанской школе, которая была очень достойно оборудована в техническом отношении, тоже не остановило преступника.
Я, наверное, склоняюсь к мнению многих экспертов, которые говорят, что мы не можем превратить образовательные организации в закрытые зоны, огороженные по периметру. Таким образом, мы ничего кроме дополнительного невроза у детей не создадим. Ребёнок должен быть в безопасности — это абсолютно точно. Но в том числе он должен понимать свою защищенность не только с физической стороны, но и с моральной. Сложно учиться, когда тебя охраняет батальон вооруженных богатырей. И, конечно же, это не создаст в школе ту атмосферу доверия, атмосферу открытости и детства, радости, которая должна быть там.
Когда случается такая трагедия, как в Казани, то переживаешь очень сильно, и хочется загородиться, защититься, закрыться ото всех. Придумать невероятные способы поставить вооруженную охрану. Но около каждого ребёнка охрану не поставить, и надо искать решение в другой плоскости, потому что именно физическая охрана сработает в этом случае не так, как мы этого ждём. Нужно смотреть на психологическую защищенность каждого гражданина, на психическое здоровье, которое у нас отпущено на самотёк.
– А что касается виртуальной реальности? Ведь очень часто влияние на психику и поведение ребёнка оказывает интернет. Вот совсем недавний случай — разного рода несанкционированные акции, куда заманивали, в том числе, несовершеннолетних. И сейчас, когда начинаются школьные каникулы, дети будут проводить в режиме «онлайн» больше времени. Как родители могут обеспечить кибербезопаность детей?
– Эта тема настолько серьёзная, что я даже не знаю, как ещё донести до родителей необходимость контролировать поведение ребёнка в интернете. Объясняю часто на простых примерах: вы отпускаете ребёнка погулять во двор или к другу, вы точно знаете, куда он пошел и с кем он будет общаться, что он будет делать и во сколько вернётся. Когда возвращается, спрашиваете, что там было, с кем и о чем он говорил. Это естественно для любого родителя. В том случае, если ребёнок уходит в интернет, родители у него это не спрашивают. Они не знают, с кем в сети ребёнок общался: что обсуждал, кто и что ему рассказывал, какие у него впечатления после этого.
Это те вопросы, которые точно также должны задаваться. Потому что интернет — это отдельный мир. Там есть свои герои и антигерои, есть личности, которые, могут оказать, как положительное влияние на ребёнка, чему-то его научить, так и есть личности, которые совсем не настроены на правильное и законопослушное поведение. Поэтому здесь только доверие, если мы говорим про подростков, и только контроль, если мы говорим про младших детей. Ведь у нас сейчас старший детский сад и начальная школа — это дети, которые тоже уже погружены в сеть, и родители почему-то не видят в этом ничего страшного. На мой взгляд, страшное есть, потому что образы и примеры поведения они черпают в интернете, а не в реальной жизни. И если детям преподносят в интернете что-то, как должное и правильное, то переубедить ребёнка, получившего эту информацию, практически невозможно.
– Давайте коснёмся темы образования. Прошедший год был в этом плане непростой. В начале весны из-за коронавируса детей перевели на дистанционное обучение, но сейчас вроде бы как всё возвращается на свои места, и дети все же учились очно. Были ли сейчас какие трудности в образовательном процессе? Были ли проблемы с переходом с удалённой учебы на очную?
– Проблем нет. Те, кто с трудом переносил дистанционную форму обучения, обрадовались очному формату, и с удовольствием обучаются. Но мы наблюдаем такой феномен: есть дети, которые, попробовав обучаться дистанционно, не хотят возвращаться в школу. У нас есть данные объективного исследования по выбору форм образования, не связанных с посещением образовательных организаций. У нас выросло количество родителей, выбравших иные формы обучения. Это очно-заочная форма, когда сочетается посещение отдельных предметов в школе, а других — самостоятельно. Это заочная форма, когда все предметы проходят дома с учетом тех программ, учебников, по которым ребёнок обучается в школе. Форма семейного образования, когда ребёнок сдаёт только промежуточную аттестацию, сам обучается, не посещает школу и даже может обучаться по программе, которая в школе, к которой он прикреплен, не применяется, по той, которую выбрали родители. Развито большое количество интернет-ресурсов, которые помогают в этом.
До пандемии это скорее было исключение. Сейчас это уже некая опробованная практика, которая для многих детей стала настоящим подспорьем и выходом из ситуации в том случае, если, например, ребёнок медлительный. У всех у нас разные темпы восприятия информации, и не все дети успевают за своими одноклассниками. Это создает почву для конфликтов педагогом, с другими детьми. А в домашней обстановке ребёнок показывает достаточно хорошие успехи, и для него это выход. Поэтом я говорю, что пандемия с одной стороны усложнила жизнь, с другой стороны принесла позитивные и очень значимые для современной жизни моменты. Есть и плюсы, есть и минусы. Надо просто к этому относиться, как к данности, и понимать, что может случиться всё, что угодно, учесть опыт, который у нас был, сделать выводы и если произойдёт что-то такое, из-за чего придётся перейти на такую форму обучения, то чтобы это было сделано лучше, правильно подготовлено. Но этого бы не хотелось.
– К дистанционной учебе привыкли, а вот летний отдых дистанционным быть не может. Летние оздоровительные лагеря у нас всё же будут работать, а как их работа будет организована в условиях пандемии?
– Лагеря сейчас проходят последний этап подготовки к открытию. Идут согласования с Роспотребнадзором, идёт набор кадров — педагогов, воспитателей, вожатых. Смены будут полноценные, как до пандемии. Смены будут закрыты для посещений. Родительские дни, скорее всего, проводиться не будут во избежание заноса нежелательных заболеваний. Соответственно и персонал там будет работать вахтовым режимом, то есть круглосменно, не покидая территорию лагеря.
Надеюсь, что отдых пройдёт в достаточно позитивном ключе. Потому что весь прошлый год — мы истосковались по такому качественному отдыху. Заполняемость лагерей будет 75%. Поэтому ощущается ажиотаж по поводу путёвок. Но у нас будет действовать кэшбек на путевки в летние лагеря, он уже запущен. На сайте мирпутешествий.рф можно посмотреть и выбрать лагеря не только в Тверской области, но и в других регионах. Можно посмотреть любой регион, лагерь, заказать путёвку, оплатить её картой «Мир» и получить возврат в размере 50% от стоимости путёвки, но не более 20 тысяч, как это у нас определено постановлением правительства.
– Но всё же не все дети едут в летние оздоровительные лагеря. Кто-то к бабушке в деревню, кто-то остаётся в городе. И уже сейчас мы имеем пугающую тенденцию — рост детского травматизма. Это и ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов и мотоциклистов, это выпадения из окон и так далее. Какие рекомендации можно дать родителям, чтобы они могли предотвратить беду?
– Родители должны понимать свою ответственность. Жизнь каждого ребёнка уникальна и бесценна. Поэтому бдительность и ещё раз бдительность. Окна — это особенная проблема. Я уже не знаю, как достучаться до родителей, чтобы они поставили защитные устройства, чтобы ребёнок самостоятельно не мог открыть это окно. Это и москитные сетки, которые не являются препятствием, хотя они видимы, и ребёнок воспринимает их, как прочную стеночку, облокачивается и выпадает.
Опять же я не понимаю родителей, которые покупают своим детям квадроциклы, мотоциклы. Это больше похоже на безалаберность. Ведь ребёнок может попасть на нём в ДТП. Эти родители, наверное, сами не понимают ценности жизни своего ребёнка.
Ещё мы сталкиваемся с халатностью лиц, которые должны заниматься элементами окружающей нас среды. Это владельцы зданий и сооружений, которые у нас заброшены или не достроены, которые должны быть огорожены, и туда должен быть ограничен доступ. Но в итоге доступ на такие объекты часто открыт, и дети получают там травмы. Ну и, конечно же, родители не знают, где ребёнок проводит время и зачем он туда полез.
Понятно, что сейчас лето — это время нервное. Родители работают, и если ребёнок не поедет никуда, то будет гулять во дворе. Поэтому надо объяснить детям, куда им не надо ходить. Если это занятие каким-то экстремальным видом спорта, то это обязательно защитная экипировка. У родителей в голове должно быть, отложено, как «Отче наш»: защита на голове, шее, руках и ногах. Просто в приказном порядке. Либо ребёнок это надевает, либо не катается вообще. Конечно же всё до поры до времени кажется смешно и абсурдно, но только до того момента, пока не случится какая-нибудь трагедия.
Мы сейчас проводим третий этап акции «Безопасность детства». Она у нас проводится уже третий год. В рамках этой акции мы выявляем опасные объекты, призываем неравнодушных людей сообщать о них либо в администрацию своих населённых пунктов, либо нам любым способом, каким только возможно. И мы уже будем отслеживать, какие меры будут предприниматься. Эффект от такой деятельности есть. У нас были несколько судебных решений, которые понудили собственников принять меры по защите. Были факты наведения порядка на территории парков.
Сообщить о таких объектах можно по телефонам 8 (4822) 34-18-09, 32-05-02 или по электронной почте tver@rfdeti.ru.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти