Упражнение в «Женитьбе»: в Твери выступали актёры Ростовского театра драмы
Показы длились 3 дня, корреспондент портала Tverigrad.ru посетил спектакль в первый день гастролей.
«Есть что‑то прекрасное в лете, а с летом прекрасное в нас», – сказано у классика. В Твери уже несколько лет подряд летом не затихает культурная жизнь. Театры, что, впрочем, диктуют и условия гастролей, приезжают завоёвывать сердца тверичан. С 6 по 8 июня в Тверском театре драмы выступала труппа Ростовского театра драмы имени Горького. Событие было приурочено к 160-летию ростовского театра и охватило, помимо Твери, Рязань, Нижний Новгород, Ярославль и Москву.
Среди сыгранных для тверского зрителя спектаклей была комедия «Женитьба» по Гоголю. Этот спектакль идёт в Ростовском академическом с сезона 2014/2015. Режиссёр-постановщик – народный артист России Сергей Арцибашев (1951-2015). Как указано в пресс-материале, это была одна из последних работ мэтра.
С этой постановки стартовали гастрольные выступления ростовчан в Твери. Гоголевская «Женитьба» уже почти 190 лет привлекает внимание постановщиков, давая простор для интерпретаций и художественных решений. История нерешительного надворного советника Подколёсина, захотевшего наконец жениться, и его коллизии со свахой и активно сватающим другом идёт во многих театрах страны.
6 июня на сцене Тверского театра драмы развернулось действо, в котором нашлось место многочисленным романсам, танцам, а также львиную долю внимания перетягивающей на себя массовке – крепостными крестьянами и слугами. Основную идею спектакля, кажется, можно сформулировать так: «Нужно учиться искренним чувствам у народа. А то чинов понахватали, а любить не умеют…» Впрочем, мысль надстроена над сюжетом пьесы.
Перегруженность музыкальными номерами, отсутствие чётко выраженного замысла, небогатая палитра игры части артистов не дают спектаклю глубины. Артём Шкрабак в роли Подколёсина скользит по верхам – он эффектно выглядит, прекрасно владеет мимикой и комедийными приёмами, но сказать о его герое ничего нельзя… Будто включил российский сериал. Невыразительной кажется также игра Елены Климановой, вжившейся в образ Агафьи Тихоновны. Ощущение, что она в финале махнёт рукой и скажет: «Был Подколёсин, найдётся другой Обозин!».
Не было искр и так называемой химии… Актёры лишь чётко, по мере сил и таланта отыгрывали эпизоды. Исключением и большой творческой удачей кажется лишь работа заслуженного артиста России Сергея Власова. Его Кочкарёв вот уж, право, выглядит настоящим кочетом. Считывается, что из-за своей неудачной женитьбы Илья Фомич решительно хочет, чтобы и другу сладко не жилось, а оттого берётся за его сватовство. Вопреки здравому смыслу.
В исполнении Сергея Власова ненаходящий выход своей необузданной энергии Кочкарёв мечется, словно мышь в клетке. Он топает ногой и несколько раз грозно называет сваху (нар.арт. Татьяна Шкрабак) крысой, хотя крысиного больше в его натуре. Он всё выведывает, вынюхивает, суетится и попадает в ловушку. Неслучайно и в финале исполнитель не может подняться с колен, словно крыса, нацелившаяся юркнуть в норку.
Можно долго и искренне хвалить игру Сергея Власова, но то, что от него нельзя оторвать глаз – факт. Ради него стоит остаться на второй акт.
Главреж Ростовского театра драмы имени Горького Геннадий Шапошников на пресс-конференции в честь гастролей подчеркнул, что их комедия «Женитьба» – это своего рода «праздник на сцене». Публика проявляет к спектаклю живой интерес. Интересный факт – режиссёр Сергей Арцибашев поставил одинаковый по стилистике спектакль «Женитьба» как в ростовском театре, так и в московском театре имени Маяковского, а также в Театре на Покровке (показывали в Твери в 2018 году. – Ред.).
В сети есть запись «маяковского» спектакля. В нём образ Кочкарёва прочитан по-другому – это, скорее, старый друг Подколёсина, желающий ему добра. А вот Агафья Тихоновна просто любопытствует по поводу женихов, но искренних чувств не испытывает. Пусть форма у комедии с ростовским театром одинаковая – и хоры, и романсы, и танцы – всё же в Маяковке замысел считывается лучше.
Так сложилось, что и Тверской театр драмы в 277-м сезоне поставил «Женитьбу» по Гоголю. Произведение с жанровым определением «лирический фарс» вышло в декабре 2022 года. Режиссёр-постановщик Андрей Цисарук придал своей постановке вахтанговский сюрреалистический шарм и вместе с тем артхаусную неспешность. В ней Андрей Сергеевич изучает природу зла – Кочкарёв в его интерпретации решает во что бы то ни стало женить друга из-за своей ссоры с супругой. Злость движет героем от первого до последнего момента. А Подколёсин и Агафья Тихоновна искренне вспыхивают любовью.
Есть расхожее выражение «упражнение в прекрасном», так вот, у театров выходит своё «упражнение в “Женитьбе”». Главное, чтобы по любви.
Возрастное ограничение спектакля «Женитьбе» Ростовского театра драмы – «12+».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти