В центре Твери нашли уникальные фрески (фото)
Ученым Института археологии РАН на месте древнего Спасо-Преображенского собора в Твери удалось впервые обнаружить фрески, относящиеся к самой «темной» эпохе в истории Северо-Восточной Руси – концу XIII века.
Отряд экспедиции ИА РАН под руководством Леонида Беляева с 2012 года ведет раскопки на месте древнего Спасо-Преображенского собора, построенного в Тверском кремле в 1285 – 1290 годах. Это первый каменный городской собор Северо-Восточной Руси, построенный после монголо-татарского нашествия. В этом сезоне ученым удалось обнаружить, в частности, кусочек фресковой росписи 1293 года – первый образец послемонгольской росписи в Центральной Руси. Это уникальная и первая в своем роде находка из этой эпохи, как отмечает Беляев.
— Этот маленький лик – абсолютная бомба с точки зрения истории искусства. Потому что мы наконец можем увидеть, как выглядело хотя бы одно монументальное живописное произведение в послемонгольской Руси XIII века. У нас не было вообще ничего примерно за 70-75 лет, с конца 1220 – 1230-х годов. Встречались отдельные фрагменты, но ни одного целого архитектурного памятника, а главное – ни кусочка резьбы или фрески в Центральной России, которая была бы создана после монголов, и, в сущности, до конца XIV века, – говорит ученый.
Особенно важно то, отмечает Беляев, что находка сделана в одном из самых важных центров того периода истории – в Тверском княжестве, признанном центре Северо-Восточной Руси, с которым Москва на рубеже XIII -XIV веков еще не могла соперничать.
Стиль фресок и найденных вместе с ними фрагментов каменной резьбы указывает, что их авторы не просто наследники мастеров Византии, они хорошо знакомы с позднероманской белокаменной резьбой Владимиро-Суздальского княжества и готическим стилем живописи. Ближайшие «родственники» фресок – росписи псковского Снетогорского монастыря (1314 год).
Хотя найденные фрески невелики по размеру (лик и фрагмент фигуры с одеянием), их стилевые характеристики совершенно очевидны историку искусства и могут очень много рассказать об их авторах (так же, как палеонтологи по одной-двум косточкам определяют вид животного).
Ученые отмечают, что авторы найденной фрески были исключительно умелыми мастерами и настоящими художниками. В стилистике их прослеживается не только византийская традиция, несущая явный отсвет раннехристианского, классического искусства, но и элементы готики.
— Это были приглашенные мастера, вероятно, из Византии, уже впитавшей западноевропейские влияния. Это же был единый мир, люди тогда передвигались намного активнее, чем нам сейчас кажется, – говорит Беляев.
Он добавил, что эти авторы, по всей видимости, относятся к тому же направлению, что и псковская школа монументальной живописи. В похожем стиле написаны фрески чуть более позднего Снетогорского монастыря в Псковской области.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
ну вот все-таки есть толк от снесенного Калинина. Чего-то раскопали)
так думаю эти какалики достали из древнейшей монастырской помойки.
только вот зубы здесь при чём ? или это остаток шлема с частями головы ?