В музей Торжка вернулась картина художника, обнаружившего пропажу «Моны Лизы»
Шедевр был на реставрации.
В фонды Всероссийского историко-этнографического музея города Торжка после реставрации вернулась картина Луи Беру (1855–1930) «Генрих III в Венеции» — первое живописное произведение, выполненное профессиональным западноевропейским художником «прекрасной эпохи». Она отображает момент посещения Генрихом III Венеции на пути из Польши в Париж. Композиция динамична: по Лестнице гигантов во Дворце дожей в Венеции спускаются французский король Генрих, его брат Франсуа Алансон и их свита. Луи Беру первым использовал в этой работе творческий прием «выхода» фигур из полотна.
В фонды музея картина была передана в 2022 году согласно приказу Министерства культуры России. Ее высокую художественную ценность подтвердили специалисты государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Отметим, что картина находилась в плачевном состоянии: на ветхом холсте были многочисленные сквозные разрывы с утратами грунта и красочного слоя по их границам и даже следы ожогов. Были утрачены декоративные элементы и красочный слой на раме. Более того, картина была отмечена следами кустарного ремонта: видимо, владельцы пытались восстановить целостность холста с помощью пластыря.

Реставрационные работы проводили сотрудники Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря г. Москвы. Им удалось сотворить чудо — произведение искусства приобрело вторую жизнь.
Но интересно, что имя художника стало известно не только благодаря созданному им бесценному полотну, но и тому факту, что именно он обнаружил пропажу картины «Мона Лиза» из Лувра в 1911 году: он пришел в музей, чтобы сделать ее копию, и первым заметил, что полотна нет. Тогда он подняв тревогу. Примечательно, что работники музея думали, что картину отнесли на реставрацию.
Что касается картины «Генрих III в Венеции», то предполагается, что ее владельцами ранее была семья Манжанов-Бодко. Французский композитор Сильвэн Манжан более 20 лет жил в России, был капельмейстером и директором Императорского Михайловского театра в Санкт-Петербурге, написал гимн Персии и стал свидетелем покушения на императора Александра II.
— Картина Луи Беру – действительно важное приобретение для фондов нашего музея, и ее возвращение из реставрации – значимое событие. Работа с подлинниками, особенно в контексте западноевропейской живописи, позволяет зрителю не просто увидеть произведение искусства, но и почувствовать связь с эпохой, мастером, его техникой, — отметила директор ВИЭМ Ирина Жукова.
Сейчас рассматривается вариант размещения картины в Знаменском-Райке, куда она «переедет» после реставрации усадьбы и создания там музея. Картина также будет выставляться в рамках выставочных проектов, посвященных западноевропейскому искусству.
О других интересных находках в усадьбе читайте в материале: Часы, орнаменты и тайная лестница: что скрывала усадьба «Знаменское Раёк»? Реставраторы под Торжком обнаружили уникальные артефакты.







КОММЕНТАРИИ 0 Войти