В школе № 34 города Твери работает центр для обучения детей с ОВЗ
Содействие в его создании оказал сенатор Российской Федерации Андрей Епишин.
В мае прошлого года на личном приеме к Андрею Епишину обратился председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Тверской области Илья Александров. Встреча с сенатором и стала своего рода катализатором в решении вопроса выделения финансирования на оборудование ресурсного центра.
На момент обращения уже была определена площадка для реализации проекта на базе средней общеобразовательной школы №34 города Твери, подготовлены педагоги. Открытым оставался вопрос ремонта помещений и оснащения будущего ресурсного центра специальной мебелью, оргтехникой, дидактическими и сенсорными материалами. Помощь инициаторам образовательного проекта «Школа для всех» была оказана оперативно – уже осенью 2022 года ресурсный центр принял первых учеников.
– Создание ресурсного центра – задача очень непростая и продолжительная во времени. Для ее успешного решения нужно было подготовить соответствующих специалистов и обеспечить их приход в наш ресурсный центр. Мы нашли таких педагогов, в течение трех лет наделили их необходимыми компетенциями для взаимодействия с детьми, – рассказывает председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Тверской области Илья Александров.
Он твердо убежден, что школьная инклюзия – это процесс, который не останавливается никогда.
– Если в школе открывается ресурсный класс и мы претендуем на то, чтобы называть его инклюзией, начинается история, меняющая всю сущность школы. Ведь это не только работа в классе с педагогами-тьюторами. Это тонкая паутина взаимодействия между всеми действующими лицами школы, это структурно-архитектурные изменения образовательного пространства, это изменение мировоззрения всех его участников. В общем и целом – это большая сеть коммуникаций, которые выполняются школой, чтобы дети стали успешными. Мы в начале пути, но пока у нас все получается, – считает Илья Александров.
В работе педагогов инклюзивного образования своя специфика. И заключается она, в первую очередь, в выстраивании взаимодействия с детьми.
– Классический педагог работает в классе с 30-ю учащимися одновременно, а у нас – с одним обучающимся. Но именно это очень важно, потому что ученик ресурсного класса – ребенок с особыми возможностями здоровья и огромными потребностями в коммуникации, в индивидуальном образовании. На такого ребенка нужно выделять гораздо больше времени и ресурсов. У него свое восприятие, специфичное поведение. Однако, если дети постоянно общаются и находятся в едином школьном пространстве, они уже не выделяют друг друга и воспринимают всех такими, какие они есть, – делится впечатлениями член регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Тверской области, педагог-тьютор ресурсного центра средней школы № 34 города Твери Анастасия Чернавская.
С педагогами солидарны и медики. Так, главный врач ГБУЗ Тверской области «Областная клиническая больница», заместитель председателя Тверской городской Думы Сергей Козлов, также принимающий активное участие в реализации проекта «Школа для всех», уверен, что в ресурсном центре дети получают прекрасную возможность приобщиться к социальному пространству, расти и развиваться в нем, становиться его полноправными участниками.
– На опыте средней школы № 34, а это первый такой опыт в городе Твери, мы видим, что, действительно, эти дети начинают добиваться успехов и социализироваться. Уже сейчас можно говорить, что такая методика дает свои результаты. И, конечно, выигрывают сами дети, которые получают шанс в дальнейшем жить самостоятельно, – отмечает Сергей Козлов.
По его мнению, каждый родитель, воспитывающий детей с особенностями, должен иметь возможность получить подобную образовательную услугу и выбрать для своего ребенка обычную, а не коррекционную школу.
– Только общее образовательное пространство обеспечивает полноценную интеграцию в социум. Причем, польза от соседства «стандарта» и «инклюзии» обоюдная: дети из обычных классов, общаясь с детишками ресурсных классов, становятся добрее и гуманнее, – резюмирует Сергей Козлов.
Тверской сенатор Андрей Епишин, ознакомившись с работой ресурсного центра и пообщавшись с педагогами, считает его открытие серьезным инновационным проектом для региона.
– Можно только приветствовать тот факт, что у нас в Твери теперь есть свой опыт организации инклюзивного центра на базе классической общеобразовательной школы. Это огромный совместный труд регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Тверской области и педагогического коллектива, за что им всем искренняя благодарность. Важно, что даже первые результаты внедрения данного образовательного проекта в практику говорят о возможности успешного его использования на территории всей Тверской области. Таких детей сотни, но многие родители пока просто боятся новаций. Безусловно, ситуацию нужно менять, поскольку инклюзивная форма обучения очень эффективная, – считает Андрей Епишин.
По словам сенатора, следующий этап – разработка полноценной программы по применению данного вида образования. Итогом должно стать увеличение количества школ с ресурсными классами в областном центре и создание соответствующих возможностей для детей в каждом муниципальном образовании Тверской области.
– Очевидно, что это потребует финансирования, так как любые индивидуальные подходы предполагают наибольшие затраты. Это и заработный фонд для педагогов-тьюторов, и специальное оборудование тех классов, в которых проходит инклюзивное обучение. Но в данном случае следует отнестись к проблеме просто по-человечески, а также понимать, насколько сложно родителям. Уверен, что это должны быть защищенные статьи бюджета, чтобы семьи, воспитывающие особенных детей, также чувствовали себя защищенными. В ближайшее время мы подготовим надлежащую аргументацию для положительного решения вопроса, – подвел итог Андрей Епишин.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти