В Твери будут готовить театральных критиков. За и против

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

С 2013 года в Тверском государственном университете открывается новая, довольно оригинальная для наших верхневолжских широт специальность – «Театроведение».

Это удивительно в первую очередь потому, что профессия театроведа сегодня находится если не в стадии клинической смерти, то в состоянии анабиоза точно. Возможно ли возрождение этой прекрасной специальности в пространстве пяти государственных театров Тверской области, где критиковать предпочитают исключительно в кулуарах и полушепотом?

Доведет ли театроведение до добра?

Решение принято: с начала следующего учебного года в Тверской государственный университет наберут курс не менее чем из 15 будущих театроведов. На круглом столе, посвященном предстоящему событию, руководитель нового отделения, специалист по теории драмы Нина Ищук-Фадеева, сказала очень верные слова, как нельзя лучше подчеркивающие времена, которые приходится переживать сегодняшнему театру.

– В разные моменты истории театр воспринимался по-разному: трибуна, суд, кафедра. Мы видим, что на современных трибунах не те актеры, суд неправеден, а кафедры закрывают, – с грустью заметила Нина Ищук-Фадеева. – Театр – мощное средство культурного воздействия, но оно работает, только если есть диалог. Спровоцировать этот диалог может театральный критик – профессиональный зритель, который создавал бы острую дискуссию в обществе. В этом смысле специальность «театроведение» способна обеспечить полноценную культурную жизнь и театру, и всей области.

И если с первой частью грустных мыслей известного педагога хочется согласиться, то утверждение о том, что будущие театроведы смогут обеспечить культурный диалог, кажется утопичным. Ведь сегодня театральная жизнь нашей страны доведена до того состояния, когда независимость критики стала практически невозможной (влачить нищенское существования, оставаясь профессионалом, захочется далеко не каждому), а значит, и потеряла свое предназначение в принципе. Где найти работу молодому специалисту, вышедшему из стен ТвГУ с дипломом театроведа? Ни в одном СМИ региона нет штатной единицы “театральный критик”. Чаще всего его обязанности исполняют журналисты другой направленности, которые превращают рецензию в краткий пересказ увиденного на сцене. Конечно, такой вариант удобен и театру, и местным СМИ. Событие освещено – и никто ни на кого не в обиде. Как говорится, «и овцы целы, и волки сыты». А критиковать публично, да еще и вслух у нас не любят. Город-то маленький, а земля круглая – страшно…

Впрочем, часто краткий пересказ содержания – это еще не самый плохой вариант. Гораздо хуже, когда на газетные полосы вылетают бездарные и беспощадные очерки под соусом «это мое мнение», которое редко подтверждено хорошим вкусом или мало-мальскими знаниями в области театрального искусства.

Но все же давайте попробуем нарисовать себе будущее выпускников-театроведов, решивших работать по специальности на малой родине (как учат патриотизм и правительство Тверской области). В регионе полностью отсутствует театральная пресса, вкладывать в нее деньги считается невыгодным и ненужным. Таким образом, театральные критики тверского разлива точно остаются без работы или автоматически становятся  подчиненными «главным по театру», а если быть точнее, художественным руководителям и режиссерам – единственным кормильцам юных выпускников с элитным образованием. О какой независимой критике и культурной жизни города и области в таком случае может идти речь?

Кто не рискует, того не критикуют

Можно предположить, что профессия театрального критика не уходит в века, а несколько модифицируется – перебирается из печатной прессы в блоги, из монолога в диалог. Критик становится не врагом, а товарищем и помощником театра и его жителей, человеком, который действительно является связующим звеном между театрами, режиссерами, актерами и зрителями, его тексты дают творческий импульс к созданию новых интересных проектов. В таком случае открытие новой специальности в Твери – работа на перспективу.

Кстати

Студенты-театроведы смогут учиться как очно, так и заочно. Ежедневный «гранит науки» обойдется вчерашним «школярам» в 80 тысяч в год, заочный – всего в 20. Бюджетных мест не предвидится. Нина Семенова уточнила, что по всей России их всего пять, и Твери ни одного не досталось.

– Кафедра теории литературы обладает огромным научным потенциалом. Работы многих преподавателей имеют резонанс в европейских странах. С 1992 года в Твери проводится международная научная конференция «Драма и театр», по материалам которой издаются сборники. Мы шли к открытию новой специальности без малого два десятка лет. Безусловно, первый набор можно назвать событием областного масштаба. Ведь тверской регион станет богат такими редкими специалистами, как театроведы – театральные критики, – с оптимизмом смотрит в будущее Нина Семенова, исполняющая обязанности заведующего кафедрой теории литературы. – Студенты будут изучать историю театра, киноведение, менеджмент выставочной деятельности, основы актерского мастерства и многое другое. Таким образом, выпускники смогут работать в различных сферах культуры.

Такое разностороннее образование точно сможет воспитать культурного человека. Вопрос только в том, кто возьмет на себя смелость воспитывать новое поколение театральных критиков. Ведь в Тверской области таковых нет. По словам Нины Семеновой, специалисты университета предполагают сотрудничать с театральными деятелями города и области. Вот это и пугает больше всего. Преподавать основы театроведения будущим критикам станут те, на кого, собственно, эта критика будет в дальнейшем и направлена. Вам не кажется это странным?..

Вдаваясь в подробности

Зачем же нужны сегодня театральные критики и можно ли без них обойтись? Обойтись можно. Собственно, уже много лет без них обходятся, заменяя рецензии афишами и пересказами. А нужны ли? Безусловно. Ведь именно критики призваны играть для актеров и режиссеров роль зеркала – справедливо отражать суть, не искажая смысла. Они же помогают зрителям выбрать правильный ориентир, рассказывая о спектаклях, действительно достойных внимания. И они же «накидываются» на бездарность и пошлость мира театра, не давая возможности «пустить корни зла» в святая святых. Они же, в конце концов, отстаивают право режиссеров и актеров на новаторство!

Профессиональные критики способны насытить театральную жизнь образами, ассоциациями, перекличками, открытиями. И главное, чему нужно научить завтрашних критиков, это даже не огромному объему знаний по искусству и культуре (хотя без этого в профессии театроведа никуда), а честности, принципиальности, порядочности и любви. Куда же приведет нас возвращение к профессиональной театральной критике? Самое главное, что уровень спектаклей отныне будет измеряться не только величиной кассового сбора. А это первый шаг к тому, о чем и говорила Нина Ищук-Фадеева – о создании полноценной культурной и театральной жизни в регионе, по которой так изголодались тверичане!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 7

Для комментирования Вам необходимо .

sweet_home

Как говорят,кто рисовать не умеет идет в искусствоведы, также и с критиками. Сам бы ни за что в критики не пошел, ведь нужно сначала самому попробывать, что то сделать, а потом уже других критиковать!

0
0
lamia

Эх, а я бы пошла...

0
0
mixatver

и я бы тоже )))

0
0
Tigressa

Есть в нашем университете кафедра журналистики. Среди её выпускников что-то не видать знаменитостей. Так, погоду предсказывают, тексты зачитывают, за рекламой бегают.Редкое исключение - Зоя Гордеева, но и её,похоже, ревниво заклевали. В редакции газет выпускников филфака даже корректорами не берут - не хватает образованности, начитанности и врожденной грамотности.Так что театрального критика надо выращивать- профессия штучная и отдельного диплома не предполагающая.

0
0
mixatver

Ну вот мудрые утверждают, что критиками становятся неудачники в профессии... Как с этим жить?

0
0
    regtver

    На ресторанных критиков посмотришь, так сразу ясно - без хлеба люди не сидят. Главное правильно выбрать объект критикования. Театр - вещь не хлебная, а знаний много требуется.

    0
    0
regtver

Когда ввели кафедру социологии, тоже говорили, где будут работать выпускники. Да где угодно. Главное наличие диплома, хоть диплом свинаря. Как говорят - иметь корочку. А что закончил - кто ж его спросит? Зато как звучит гордо - театральный критик...

0
0