«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве
Корреспондент Tverigrad.ru посмотрел на созданный в муках творчества мир и узнал, что-почём продает тверская богема.
Большой зал музейно-выставочного центра на Советской в центре Твери красил февральское утро нежным светом сотен картин, парящих в пространстве девственно-белых стен (большую фотогалерею картин смотрите в конце статьи, – Авт.). От числа, размеров и разнообразия полотен голова шла кругом — это как калейдоскоп эмоций, что, в целом, не очень то и хорошо.
Мало понимающий в искусстве неподготовленный человек (коим оказался и автор этих строк) запросто потеряется тут в ощущениях, не сможет сразу сосредоточиться на чем-то одном, по достоинству оценить все разнообранизие труда десятков живописцев. Впрочем, если прийти сюда, скажем, на час, то сориентироваться и сфокусироваться время будет.
– Здесь представлены более тысячи работ 70-ти авторов из Твери, Тверской области, Москвы и Пскова, – объяснила мне администратор Ольга Корецкая. – Несмотря на пандемию, мы надеемся, что интерес к искусству остался. Вы наверное заметили, что большое количество посетителей – люди разного возраста. Не потому, что вход свободный, а потому, что людям интересно и они приходят.
Если бы выставка стала салатом
Очутившись на выставке, мне сначала отчаянно хотелось произнести кощунственное для этого места примитивное «винегрет» – слишком всего много и слишком все разное. Спасла концентрация на деталях, которая рассеяла мешанину «винегрета», вычленив из него изысканный «Нисуаз» (знаменитый салат из Ниццы, обожествляемый за филигранность ингредиентов, – Авт.). От некоторых полотен было просто не оторваться — художники сковывают вас мистическим клеем своего таланта.
Выдержанные, спокойные пейзажи Михаила Стоячко, взрыв красок арта Натальи Розенберг, «рюмочные» натюрморты Владимира Васильева, мрачновато-потусторонние тюльпаны Натальи Горшениной, винтажная, теплая Тверь Игоря Жаркова, мягкое и яркое счастье Петра Грибова, кроткое радушие ангелов Александры Смирновой, изменчивые, иллюзорные работы Сергея Берёзкина… Лично меня большего всего впечатлили пейзажи Дмитрия Колпашникова — рука мастера гениально увековечила зимнюю пастораль.
Но, далеко не все так идеально. Стоит чуть отвлечься, и «Нисуаз» вновь превращается в «винегрет». К примеру, одна художница не стала «заморачиваться», и нарисовала объемную по размерам картину – портрет капитана – оценив ее в в несколько десятков тысяч рублей. Только вот под своим шедевром она забыла написать, что срисовала своего капитана с киногероя Владислава Дворжецкого — капитана Немо из одноименного фильма 1975 года. Скажу субъективно: копия Дворжецкого получилась настолько любительской, что удивляет — зачем картину повесили в середине зала, сделав ее одним из «лиц» выставки?
«Убило» и то, что к раме картины магнитиком были прикреплены визитки художницы. Это уже был откровенный кич. Запахло базаром, а не богемной выставкой.
Впрочем, небо за спиной капитана получилось хорошо. Этого не отнимешь.
На выставке я встретил одного из самых успешных и публичных художников Тверской области — Владимира Васильева. Кстати, с большим запозданием поздравляю живописца с радостным событием — около года назад он стал дедушкой. Дочь Васильева, известная телеведущая и модель Ассоль, супруга рэпера ST, родила первенца, дочь Эстель.
Разговор с живописцем вышел неожиданно откровенным. Он не стесняясь рассказал о тверской богеме, заработках и конкуренции среди тверских художников.
Выпивка «а-ля натюрель»
Разговаривали мы под натюрмортами Васильева – на выставке он представил шесть картин размером 50 на 50. Все картины были нарисованы на черном фоне и посвящены одной теме — выпивке. На одной – стакан виски со льдом, на другой – опрокинутый бокал коньяка, на третьей — водка в рюмке-лафитнике. На оставшихся трех – лайм, мандарин и гранат. Вкупе все шесть работ называются «Хорошо сидим».
Живописец был как свои натюрморты. Не в алкогольном плане, а по цветовой гамме — красное на черном, как и гранат с коньяком: черная зимняя куртка и красный вязанный шарф.
– В этом году я один из организаторов выставки, поэтому приходится на горло собственной песне наступать, – развел руками Васильев объясняя, почему представлено так мало его работ.
– Почему именно эти?
– Честно говоря, захотелось для самого себя сделать что-то новое. В декоративно-прикладном виде, так вот назовем.
– Ресторанная тема?
– (смеется) Не ресторанная, я бы сказал — выпивательная. Вот захотелось мне водки, налил рюмку и подумал — а почему бы мне не сделать картинку? То есть, это все «а-ля натюрель». Изначально их, картин, было больше. На одной было пиво, а пиво писать самое сложное, потому что постоянно приходится подливать — пена оседает. А чтобы подливать, надо и отпивать. Пиво я только нарисовал — люди увидели и сразу купили. Поэтому его здесь нет.
Васильеву больше нравится «Виски», говорит, что это была его первая работа среди этих натюрмортов.
– Хмм… То есть вы начали с виски, а закончили водочкой. Так вот он какой, путь художника…
– Не путь художника, а хорошо сидим! – Васильев вновь заливисто рассмеялся.
Говорит, что сейчас пишет то, что ему нравится. «А нравится мне сегодня одно, а завтра другое, – туманен он в ответе. – Вот буквально на этой неделе прям параллельно заказали два портрета. Но! Один портрет собаки, другой — кота».
– Рисуете, когда вдохновение приходит?
– Нет. Я могу сказать честно и откровенно, вдохновение – это хорошая отмазка для ленивых людей. Без обид не относительно ни к кому. Ждать вдохновения можно днями, неделями, годами, сидеть и ничего не делать, оправдывать себя что «вот у меня нет вдохновения, поэтому мне не работается». Я говорю так: вдохновение приходит через работу, через труд. Чем больше ты работаешь, тем у тебя появляется больше возможностей.
– То есть, для вас это прежде всего ремесло?
– Конечно. Однозначно. Это нормально. Это средство зарабатывать деньги.
«Его рожа всем надоела везде где только можно!»
Обращаю его внимание на упомянутый выше выставочный «винегрет» – слишком много разноплановых работ от слишком многих художников.
Сначала он ответил с осторожностью:
– Художников у нас слава Богу много. Как в свое время говорил мой друг: «В Твери художников больше, чем бандитов». Слава Богу, что у нас работает училище (Венециановское, – Авт.). Каждый год несколько десятков художников выходят на рынок. Другое дело, что не все остаются. По нынешним временам занятие, скажем так, затратное. Для того, чтобы что-то сделать, надо, прежде всего, вложиться: краски, холсты, рамы… Все это стоит больших денег.
Затем в своих высказываниях о выставке он стал более откровенен. После моего предположения о том, что далеко не все хорошие тверские художники представлены в этом выставочном зале, Владимир Васильев вздохнул:
– Конечно. Некоторые просто считают, что это (данная выставка, – Авт.) вообще просто-напросто к высокому искусству не имеет никакого отношения. Что это чистой воды даже не рынок, а просто-напросто базар, шаляй-валяй, сборная солянка. Что уважающий себя художник не будет здесь выставляться… Я не буду оспаривать это мнение, потому что оно имеет право на существование, на свою жизнь. Я просто считаю, что у нас в Твери не слишком много выставочных площадей. Не слишком много хороших площадок, чтобы отказываться от большого выставочного зала. Здесь есть прекрасные художники, например Андрей Каравайцев и Игорь Жарков, которые не считают зазорным выставиться на этой выставке среди некоторых непрофессионалов.
И добавил о калейдоскопе сюжетов, которые зачастую перекликаются:
– В любой картине художник прежде всего пишет свой автопортрет. Поэтому одна тема будет получаться у каждого по разному. У любого художника есть своя ниша, которую он занимает.
– Есть у вас любимые тверские художники? Чьи работы вас восхищают?
– Есть конечно! Это, прежде всего, Андрей Юдин, Андрей Каравайцев, Игорь Жарков. Люди, которые, с моей точки зрения, заслуживают безмерного уважения именно как большие профессионалы. Это на вскидку. Много хороших художников.
Спрашиваю Васильева о публичности, не мешает ли она ему, в соцсетях количество постов и фотографий с разных «светских приемов» с его участием просто зашкаливает. Что тут греха таить — создается впечатление о праздности, пресыщенности тверской богемы и бомонда. И его в том числе.
Живописец согласился:
– Я считаю, что художник – не публичная профессия. Мне например частое мелькание «мордой лица» как раз не помогает, а мешает. Потому что некоторые люди уже воспринимают меня не как художника, а как светского персонажа. Вроде: «Ну что с него взять? И так его рожа всем надоела везде где только можно!».
И тут же себя поправил:
– Мое личное мнение — если тебя зовут куда-то, обязательно надо идти.
«Цены с потолка»
Зашла речь и о ценах на картины. На выставке-продаже они стоят от 2000 до 120000 рублей.
Причем, несведущего человека ставит в тупик вопрос — почему так? Как они, художники, определяют стоимость своего мастерства? К примеру, некоторые работы любителей от искусства здесь стоят намного дороже, чем полотна представленных на выставке мастеров. Неужели они считают, что чем дороже картина, тем она лучше (хотя бы в глазах самих художников)?
– Любой художник «от балды» называет цену, – без лукавства, по-простому объяснил Васильев. – Почему кто-то ставит, скажем, 100 рублей, а кто-то 1000?!. Это не правильно. Надо, чтобы цена была сопоставима у всех художников, которые здесь выставлены. Это при том, что изначально мы не договариваемся о ценах на картины.
– Ну вот к примеру: каждый из ваших натюрмортов, представленных здесь, стоит 8000 рублей. Откуда такая цена?
– Это чисто из головы цена, – признался художник.
При желании, художники могут очень даже неплохо зарабатывать. Васильев рассказал:
– Однажды я получил столько денег, что у меня бумажник даже не мог складываться. Тысяч 20 наверное долларов. Это была серия работ, посвященная городу Ижевск, ночные пейзажи. К сожалению, такие заказы не частые. Но грех жаловаться – слава Богу заказы есть.
Когда я уходил с выставки, администратор Ольга Корецкая с укоризной спросила: «Что ж вы все про цены? А про муки творчества?». И я подумал, устыдившись: а ведь эта прекрасная женщина права! Как прав и поэт Лев Болеславский: «Творящий бедности не знает. Далекий от мирских щедрот, добычею богатств не занят, – он из души их достает».
Организованная творческим объединением «Перекресток» при поддержке журнала «Реноме» выставка-продажа «Арт-Прорыв. Перекресток» будет работать до 28 февраля. Вход свободный. Адрес: Тверь, улица Советская, 54, Большой зал Тверского городского музейно-выставочного центра. Вход свободный. Возрастное ограничение 12+.
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Автор, разве можно так о художниках писать? Вот например , художница с этим несчастным Немо, Вы пишите, что не удосужилась написать, что образ срисован с персонажа, Вы бы удосужились приложить фото картины о которой берете смелость так жестко отзываться...так жестко хейтите и не показали о чем...художник может срисовать любой образ и не обязан об этом отчитаться, она же не копию картины другого художника сделала, хотя опять же мы не знаем о каком художнике и о какой картине идет речь, Вы просто вылили черную, язвительную критику...критика должна быть объективной и аргументированной,а так же с пониманием, со знанием профессии, как бы извиняясь указывать на конкретные ошибки, а вот так можно на всю жизнь человека ранить....Вова тоже удивил ценами с потолка, а сколько материалы стоят и время на труд, которые естественно закладываются в стоимость картин...